ТАТАРЫ (самоназв. — татар), коренной народ Реcп. Татарстан (1765,4 тыс. чел. в 1989). Числ. Т. в Башкортостане 1120,7 тыс. чел. в 1989. Источники свидетельствуют о наличии на терр. Башкирии в 17-18 вв. ясачных, служилых, лашманных, чемоданных, торговых и др. групп Т.; в соц. иерархии выделялись тат. мурзы. Т. отличали друг друга по назв. местности, откуда происходило их переселение в Башкирию: чистай (чистопольские), тюмен (темниковские), алатор (алаторские), казан (казанские) и др. Эти группы тат. нас. сформировали общее качество культуры и быта и одновр. выработали региональные особенности.
На рубеже 19-20 вв. система хозяйствования Т. Поволжья и Южн. Урала имела сходный харaктер с хоз. традициями др. народов края. Х-во Т. Башкирии включало: земледелие, животноводство, отхожие промыслы, рыболовство, пчеловодство, торговлю, рeмесленное произ-во. На рубеже 19-20 вв. на терр. Башкирии сосуществовали тат. поселения, организованные по кучевому и уличному планам. Архитектура жилых и хоз. построек у Т. имела ряд универс. черт: осн. строит. материалом было дерево; для фундамента использовали природный камень или сооружали дома без фундамента на дерев. столбах; жилой дом представлял собой срубный четырехстенок с пристроенными сенями. Встречались дома, состоящие из 2 срубов, соединенных «холодными» сенями. С 1-й пол. 20 в. 5-стенные срубные дома с 2-скатной крышей становятся наиб. распространенным типом жилища Т. Башкирии. Боковая, «оконная» сторона дома была обращена на Ю., обязательным было обращение одной из оконных стен на улицу. Внутр. часть тат. жилища разделялась на жен. и муж. половины.
Татарский костюм.
Традиц. муж. костюм Т. состоит из рубахи (кулмэк), штанов (ыштан), камзола (камзул), казакина (кэзэки), бешмета (бишмэт), жиляна (жилэн) или чекменя (чикмэн). Зимой надевали шубы (тун) и тулупы. Головными уборами в любое время года служили тюбетеи (тубэтэй, кэлэпуш), шляпы (эшлэпэ), а осенью и зимой — суконные, войлочные и меховые шапки (бурек). Были распространены бухарские халаты — чапан, шарфы, т.к. верх. одежда не имела высоких или отложных воротников. Традиц. жен. одежда имеет много общего с муж.: осн. компонентом костюма являлись рубаха (кулмэк) и штаны (ыштан). Наиб. древняя жен. рубаха по покрою отличалась от мужской. Жен. одежда богато украшена вышивкой и отделкой. Сo 2-й пол. 19 в. изменяется фасон жен. рубах: верх. часть до бедер туникообразная, а подол расширенный, поверх соединяющего их шва пришивалась широкая декоративная оборка; иногда кокетка поднималась до сер. груди, а подол был значительно шире. Такие платья (итэкле, мэскэуле) имели небольшой грудной вырез. Поверх рубахи женщины надевали камзолы, чаще из бархата, поверх платья — фартук с нагрудником, богато украшенный вышивкой. Oсобым элементом костюма тат. женщины являлся «калфак» («калпак»). Среди головных уборов — разл. варианты платков (яулык), наушники и др. Т. носили кожаные сапоги (ката, читек, кэвеш), разноцветные туфли.
В рационе питания Т. особое место занимают мясомолочные продукты. Молочная кухня разнообразна: сливки (каймак), масло (ак май, сары май), катык, творог (эремчек), айран. Мясо употребляли в вареном, реже в жареном или тушеном виде. Вареное мясо подавали к обеду в дополнение к супу (аш ите). Готовили фаршированную курицу (тутырган тавык), колбасу. Из мучных блюд центр. место занимает хлеб (икмэк), в осн. ржаной. К чаю готовили лепешки (кэлчэ, жэймэ, табикмэк, кабартма), блины (коймак, купертмэ), пироги (бэлеш, губадия), чак-чак, печенье (баурсак). Большую группу мучных блюд составляли кушания из вареного теста (умач, чушри, салма, токмач). Пища растит. происхождения не получила широкого распространения. Из напитков употреблялись квас, медовуха (бал), брага, пиво (сыра).
Значит. часть традиц. праздников Т. связана с годовым циклом хоз. деят-сти: праздник плуга (сабантуй), народное гуляние (жиен), жатва (урак эсте), помочь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна и др. (каз эмэсе, мал эмэсе, тула эмэсе), праздник цветочного сока (жимчэчэк), святки (нардуган), новый год (науруз) и др. Осoбое место занимают религ. праздники Ураза-байрам, Курбан-байрам, Гаит, обряды, связанные с рождением ребенка, наречением имени (бэби туе, исем кушыу).
В янв. 1989 в Уфе образован Тат. обществ. центр (ТОЦ), в 1990 — Союз тат. молодежи Башкирии «Азатлык». Весной 1991 была официально зарегистрирована тат. демокр. партия «Идель-Урал». В 1993 в Уфе прошел учредит. съезд (меджлис) об-ва тат. мурз. В РБ издаются газ. «Кызыл тан» (с 1918), «Омет» («Эмет»), ж. «Тулпар» (с 1995) на татарском языке. Работают тат. гос. драм. театр «Нур» в Уфе и Тат. гос. драм. театр в г.Туймазы.
Лит.: Воробьев Н.И., Хисамутдинов Г.М., Юсупов Г.В. Историко-этнографическое исследование населения северо-западных районов Башкирии //Советская этнография, 1962, №6; Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
Р.И.Якупов.