Система нар. образования РБ включает в себя учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват. школы разл. типов, проф.-техн., среднеспец. и высшие уч. заведения, разл. формы проф. обучения и повышения квалификации работников просвещения. В респ. на 1995/96 уч. г. действуют 2405 дошк. учреждений, где воспитываются 182,2 тыс.детей; 3334 дневные общеобразоват. школы, в к-рых обучается 682,3 тыс. уч-ся. Обучение ведется на башкирском, русском, татарском, чувашском языках, марийском и удмуртском. Подготовку специалистов со ср. спец. образованием ведут 76 уч. заведений: 27 техникумов, 26 училищ, 23 колледжа, где обучаются 63,5 тыс. уч-ся. В 11 гос. вузах обучаются 51,6 тыс. студентов. Наряду с гос. вузами функционируют негосударственные: Восточный ин-т экономики, гуманитарных наук, управления и права, Уфим. филиал совр. гуманитарного ин-та с контингентом обучающихся 6536 и 487 чел. На 10 тыс. чел. в респ. приходится 127 студентов высших, 156 уч-ся среднеспец. уч. заведений. 33,3% работающего нас. имеет высш. и среднеспец. образование.
Система нар. воспитания и обучения у башкир складывалась веками и отразилась в уст. нар. тв-ве, традициях и обычаях. (см. Этнопедагогика).
Возникновение школьного образования в Башкортостане связано с началом проникновения в страну башкир ислама в 10 в. н.э., что сопровождалось распространением религ. школ при мечетях. Р.Фахретдинов считал, что история исламских школ на Южн. Урале начинается с 16 в. Развивались образовательно-воспитат. учреждения вост.-мусульм. типа. Обучением араб. письменности и воспитанием на основе Корана и шариата занимались приезжие миссионеры из Бухары, Багдада и др. исламских центров. Постепенно среди образованных башкир выдвинулись абызы и продолжили воспитат. традиции мусульман. Усилиями духовенства мусульманского при местных мечетях были открыты первые мектебе и медресе (к кон. 18 в. в Оренб. губ. их насчитывалось более 100). Наиб. кр. и передовые медресе и медресе в д. Стерлибаш и медресе в с. Каргалы и др.) возглавили учебно-воспит. дело башкир и др. тюркских народов края (татар, мишарей, казахов). В 1865 в баш. и тат. деревнях Южн. Урала было св. 600 мектебов и медресе, в них обучались более 20 тыс. уч-ся, действовало и домашнее обучение детей. Мусульм. школы превратились в культурно-образоват. центры, и них создавались б-ки, переписывались книги, готовилась нац. интеллигенция.
С 20-х гг. 18 в. в Башкортостане начали открываться русскояз. уч. заведения (цифирная, словесная школы в Уфе, школа «татарских учеников» и инж. школа — в Оренбурге), уездные уч-ща. Мин-во нар. просвещения в 1828 учредило в Уфе мужскую классич. гимназию, а в 1860 — женское уч-ще 1-го разряда.
Здание Уфимской Мариинской гимназии.
Были открыты горнозаводские школы при Верхоторском и Катав-Ивановском з-дах, гарнизонные школы. В 1825 в Оренбурге открыто Неплюевское военное училище (в 1844 преобразовано в кадетский корпус). Православное духовное управление (Синод) открыло в 1800 в Уфе духовную семинарию, а в 1818 — духовное уч-ще. К 1861 в крае насчитывалось 253 русскоязычных уч. заведения, в к-рых обучалось 9486 детей. Дети нерус. народов практически оставались за порогом офиц. уч. заведений. Умеющих читать и писать по-русски среди башкир было лишь 2-3%. Меры по развитию образования на рус. яз. среди башкир предпринимает командование Башкиро-мещерякского войска. Оно добилось выделения для башкир 20 вакансий в Казанских гимназии и ун-те, 30 — в Оренб. Неплюевском кадетском корпусе, 10 — в С.-Петербургском повивальном ин-те. В 30-40-е гг. ок. 300 баш. юношей были отправлены в С.-Петербург, Москву, Казань, Оренбург, Ижевск для обучения разл. ремеслам. Привлечение башкир в русские учебные заведения сыграло большую роль в подготовке кадров национальной интеллигенции, знающих русский язык.
К сер. 19 в. в крае стала складываться система нар. образования. Новый этап в развитии нар. образования в Башкирии, как и в России, наступил после отмены крепостного права. Реформа нар. образования 1864 (см. Реформы 60-80-х годов 19 в.) ограничила влияние церкви, упорядочила шк. управление. Было про-декларировано право на образование всех граждан без различия сословия, вероисповедания и пола. С 1870 в крае стали открываться русско-баш., русско-тат., русско-чув. и др. школы. При нек-рых медресе возникли рус. классы. Для улучшения организации «инородческого» образования в Казанском уч. округе учредили особую должность инспектора баш., тат. и киргиз. (казахских) школ. Занявший этот пост В.В.Радлов приложил много сил для привлечения местного нас. к рус. культуре. При его участии в 1872 в Уфе открылась тат.-баш. учит. школа, составлялись и издавались учебники и уч. пособия на яз. тюрки. В 1875 был создан самостоят. Оренб. уч. округ (инспектор В.В.Катаринский). Сеть русско-нац. школ постепенно расширялась. В 1900 в Уфим. и Оренб. губ. насчитывалось 93 русскоязычные школы для башкир и татар, 90 для крещеных татар и чувашей, 65 для марийцев. В нач. 20 в. число «инородческих» школ в крае возросло в 3 раза и к 1915 достигло 826 (в т. ч. 439 для башкир и татар). Для подготовки пед. кадров открылись учит. семинарии и ин-ты в Благовещенске (1876), Бирске (1882), Орске (1889), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910), Белебее (1914). По данным шк. переписи 1911 в Уфим. и Оренб. губ. 30% учителей нач. школы имели общее ср. или спец. образование. Увеличилось число прогимназий, гимназий, реальных уч-щ, открылись первые ср. школы в сел. местности. В 1913 в 35 полных и неполных ср. уч. заведениях Уфим. и Оренб. губ. обучалось 11978 чел. (в 2,8 раза больше, чем в кон. 19 в.). Было положено нач. с.-х., мед., торгово-коммерч. образованию. К 1914 в Уфим. и Оренб. губ, действовало 36 спец. уч. заведений с числом уч-ся 3921.
Серьезные сдвиги произошли и в мусульм. секторе образования, заметно возросло кол-во мектебов и медресе. В кон. 19 в. в них стали вводить звуковой способ обучения грамоте, классно-урочную систему преподавания, новые светские дисциплины (см. Джадидизм). Обучалось 53% баш. и тат. детей нач. школьного возраста. В кон. 19 в. в Уфим. губ. 18,5% башкир и 19,1% татар умели читать и писать на родном яз., в Оренб. губ — соотв. 18,0% и 27,7% (см. табл. 19, составленную по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, 1897 г.).
Табл. 19.
|
||||||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Башкиры | 21,5 | 15,5 | 18,5 | 1,1 | 0,2 | 0,6 |
Татары | 21,3 | 16,7 | 19,1 | 4,5 | 0,8 | 2,7 |
Русские | 24,8 | 8,1 | 16,2 | 24,7 | 8,1 | 16,2 |
Марийцы | 6,5 | 0,3 | 3,3 | 6,2 | 0,3 | 3,2 |
Чуваши | 10,7 | 0,7 | 5,7 | 10,6 | 0,7 | 5,6 |
Мордва | 14,2 | 2,7 | 8,3 | 14,0 | 2,6 | 8,1 |
Удмурты | 3,6 | 0,2 | 1,9 | 3,4 | 0,2 | 1,8 |
Итого | 21,9 | 11,7 | 16,7 | 11,0 | 3,5 | 7,2 |
|
||||||
Башкиры | 22,7 | 12,8 | 18,0 | 2,8 | 0,7 | 1,8 |
Татары | 32,8 | 21,1 | 27,7 | 11,6 | 1,9 | 7,0 |
Русские | 31,4 | 10,4 | 20,6 | 31,4 | 10,4 | 20,6 |
Мордва | 17,0 | 3,3 | 10,1 | 16,9 | 3,3 | 10,1 |
Чуваши | 19,7 | 2,2 | 11,1 | 19,3 | 2,2 | 10,9 |
Итого | 29,6 | 11,4 | 20,4 | 24,5 | 8,2 | 16,3 |
Всего | 25,1 | 11,6 | 18,3 | 16,7 | 5,5 | 11,0 |
Примечание: По переписи 1897 грамотным считался человек, умеющий читать в возрасте от 9 лет и старше. Общая грамотность населения России по данной переписи составляла 27%. |
Прогресс в шк. образовании, достигнутый к 1917, был относительным. Ср. и высшее образование для нар. масс оставалось недоступным. Высокая плата за обучение в гимназиях закрывала двери для широких слоев населения. Образование не стало всеобщим, обязат. и бесплатным. По уровню грамотности нас. Уфим. губ. занимало одно из последних мест среди губ. Европ. ч. России. После 1917 система образования, сложившаяся в 19 в., была изменена. Упразднились уч. округа, дирекции и инспекции нар. уч-щ. Уч. заведения были национализированы и переданы в веде ние Наркомпроса. Школа отделена от церкви, отменены преподавание мертвых языков (старославянск., латинск.), отметки и экзамены. Опубликованное в окт. 1918 «Положение о единой трудовой школе» определило систему нар. образования республики. Началось преобразование всех типов низших и ср. проф.-техн. уч. заведений в ед. трудовую школу с разделением ее на 2 ступени. На базе нач. уч-щ, 1-3 кл. гимназий создавались 1-я ступень с 5-летним курсом (дети от 8-13 лет), на базе 4-7 кл. гимназий, высших нач. уч-щ — 2-я ступень с 4-летним курсом (13-17 лет) независимо от пола и национальности.
Становление нар. образования включало решение 2 проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого нас. и обеспечение обязат. нач. обучения детей. Всебаш. чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности 7 февр. 1921 приняла постановление «О принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных». Значит. работу проводило Баш. отделение Всерос. об-ва «Долой неграмотность!» (создано в февр. 1924), к организации обучения привлекались парт. орг-ции, профсоюзы, кооперации, пром. пр-тия и хоз. орг-ции. Открылись ликбезпункты на баш., тат., чувашском языках, в к-рых в течение 1922/23-1927/28 уч. гг. были обучены грамоте 173 тыс. человек. По переписи 1926, умели читать и писать 45,5% нас. (по СССР — 56,6%), в т.ч. среди башкир — 34,8%, татар — 45,3%, русских — 53,3%, среди женщин — 24%. Ликвидировать неграмотность удалось к сер. 60-х гг.
Задача обеспечения обязат. нач. обучения решалась также сложно. В 1920 в Малой Башкирии функционировало 1858 школ 1-й ступени (123 тыс. уч-ся) и 28 школ 2-й ступени (1,6 тыс. уч-ся). Число баш. и тат. школ составляло 64,9%, pуc. — 29,2%, чувашских — 2,5%, нем.- 2,5%, мордовских — 0,9% от общего кол-ва школ.
Кроме школ 1-й и 2-й ступени появились т.наз. договорные, опорные и школы крест. молодежи (ШКМ). В домах мулл стали открываться мектебе (1923-26). Уделялось внимание созданию нац. школ. Обучение башкир на основе арабского письма началось со 2-й пол. 20 гг. В республике была поставлена задача — обучать детей на родном языке. В сер. 30-х гг. обучение велось на 12 языках. К сентябрю 1927 на баш. яз. были изданы 12 учебников, в т.ч. Букварь (Элифба), «История башкир», «Грамматика и синтаксис башкирского языка», «Математика» (в 6 ч.), «География Башкирии», «География Европы и др. стран» и другие.
В кон. 20-х гг. баш. и тат. письменность с араб. переводится на латин. графику — «яналиф». В кон. 30-х гг. от идеи внедрения латин. графики отказались. По Указу Президиума ВС БАССР от 23 нояб. 1939 башкирская письменность переведена с латиницы на кириллицу, В 1940-42 в школах вводилось обучение по новому алфавиту. Была проведена работа по переводу и изданию учебников, программ, книг для чтения, составлению орфографич. правил, подготовке пед. кадров и т.д. Из-за перемены алфавита в респ. чрезвычайно осложнился процесс ликвидации неграмотности. Башкиры и татары оказались искусственно оторваннымн от своих многовековых этнических, нравственных, литературных, философских и религиозных корней, от культурного наследия.
В 30-е гг. значит. внимание уделялось подготовке кадров работников просвещения. Число педтехникумов к сер. 30-х гг. увеличилось до 15, в т.ч. 5 баш., 5 рус., 3 тат., 1 чувашский, 1 марийский. В 1938 они реорганизованы в пед. уч-ща. Практический ин-т нар. образования, созданный в 1920, реорганизован в 1929 в Баш. гос. пед. ин-т им.К.А.Тимирязева. В 1933 организован Башкирский институт повышения квалификации работников народного образования. К кон. 30-х гг. удалось ввести всеобщее нач. обучение.
В 1940/ 41 уч.г. насчитывалось 4867 нач., неполных ср. и ср. школ (627 тыс. уч-ся). Началось введение обязат. 7-летнего обучения в городах. Подготовку специалистов ср. звена вели 58 техникумов и уч-щ, в к-рых обучались 16 тыс. уч-ся, подготовку кадров высшей квалификации — 7 вузов с 3,3 тыс. студентов.
В 1941-45 респ. переживала трудности воен. времени. К нач. 1943/ 44 уч.г. в школах респ. не хватало более 1 тыс. учителей. Мн. здания школ были заняты под госпитали, воен. уч. пункты. Для детей-сирот и временно потерявших родителей были открыты детские дома. За годы войны их количество увеличилось с 28 до 131, а детей в них — с 4 тыс. до 16,3 тыс.
Послевоен. восстановление системы нар. образования продолжалось до кон. 40-х гг. С 1949/50 уч. г. введено всеобщее обязат. 7-летнее образование. В уч. планы нач. классов с 1954 включается ручной труд, в 5-7 кл. — работа на шк. учебно-опытных участках, в уч. мастерских, в 8-10 кл. — практикумы по с.х-ву, машиноведению и электротехнике. Открываются первые школы-интернаты (с 1956), группы продленного дня. Числ. уч-ся в общеобразоват. школах к 1960 возросла до 601,5 тыс. Обучение велось на баш., рус., тат., чувашском, марийском и удмуртском языках.
В 60-80-е гг. в респ. окончательно сложилась единая система непрерывного образования. Нач. звеном гос. системы образования является дошкольное воспитание. Первые дошк. учреждения появились в 1919. В 1922 в горнозаводской местности БАССР работали 6 домов ребенка, в к-рых воспитывалось 189 детей. В нач. 30-х гг. дет. садами охвачено 0,4% детей. Обеспеченность дошк. учреждениями в 1990 составила 61 % ,в 1995 — 54,5%, Воспитат. работу в 1995 вели на баш. языке 481 дет. сад, на рус. — 1494, тат. — 490, чувашском — 36, марийском — 38, удмуртском — 17. В дет. садах введено предшкольное изучение родного языка. В 1995 работали 21,7 тыс. пед. работников, в т.ч. 17,8% с высшим, 22% с незаконченным высшим, 65,8% со ср. пед. образованием. Подготовку специалистов вели 3 вуза и 8 пед. уч-щ. В 1995 был выпущен 371 специалист с высшим образованием по профилю «Дошкольная педагогика и психология» и 900 человек со средним специальным образованием по специальности «Дошкольное образование» (табл. 20).
Табл. 20.
|
|||||||
1940 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 1994 | 1995 | |
Число постоян. дошкол. учрежден. всего | 396 | 835 | 1285 | 1633 | 2522 | 2450 | 2405 |
в том числе: | |||||||
в город. местности | 196 | 526 | 808 | 903 | 1044 | 971 | 927 |
в сельск. местности | 200 | 309 | 477 | 730 | 1478 | 1479 | 1478 |
Численность детей в них, тыс. | 16,8 | 55,4 | 132,0 | 193,3 | 256,7 | 194,5 | 182,2 |
в том числе: | |||||||
в город. местности | 11,3 | 45,8 | 109,6 | 153,9 | 181,4 | 132,2 | 123,4 |
в сельск. местности | 5,5 | 9,6 | 22,4 | 39,4 | 75,3 | 62,3 | 58,8 |
Осн. звено системы непрерывного образования — общее среднее образование. К нач. 1960/61 уч.г. в респ. из 33,9 тыс. учителей 22% имели высшее образование, 23% — незаконченное высшее. Осн. подготовка пед. кадров велась в 1995-96 уч. г. Башкирским государственным университетом (БГУ), 3 пед. ин-тами, 15 пед., 3 муз. уч-щами и Стерлитамакским техникумом физ. культуры. Числ. студентов в педвузах увеличилась с 6,8 тыс. в 1960/61 уч.г. до 20 тыс. в 1990/ 91 уч.г., учащихся педуч-щ — соотв. с 3,2 тыс. до 8,7 тыс. В 1995/96 уч.г. в дневных общеобразоват. школах Мнн-ва нар. образования работало 56,4 тыс. учителей, из них 69,9% с высшим образованием. В 1995 пед. уч. заведения подготовили 6,7 тыс. специалистов. Динамика роста кол-ва школ и уч-ся дана в табл.21.
Табл. 21.
|
||||||||||
1920/ 21 | 1927/ 28 | 1940/ 41 | 1950/ 51 | 1960/ 61 | 1970/ 71 | 1980/ 81 | 1990/ 91 | 1994/ 95 | 1995/ 96 | |
Число школ, | 1886 | 2671 | 4867 | 5232 | 4939 | 4305 | 3225 | 3206 | 3317 | 3334 |
в том числе: | ||||||||||
начальных (I ст.) | 1858 | 2576 | 3695 | 3687 | 3225 | 2377 | 1309 | 1194 | 1220 | 1219 |
неполн. ср. | — | 70 | 889 | 1274 | 1289 | 1180 | 849 | 694 | 658 | 641 |
средних (II ст.) | 28 | 25 | 259 | 254 | 403 | 722 | 1036 | 1284 | 1405 | 1440 |
Для детей с дефектами умст. и физ. развития | — | — | 24 | 17 | 22 | 26 | 31 | 34 | 34 | 34 |
Численность уч-ся, тыс. | 124,9 | 179,5 | 627,0 | 618,3 | 570,5 | 881,5 | 616,5 | 579,2 | 638,0 | 682,3 |
В респ. в 1994 действовали 16 дет. домов, 33 интерната для детей с недостатками физ. и умственного развития (св. 4900 уч-ся), спец. школы и спец. ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (ок. 250 уч-ся). В 29 веч. школах учатся ок. 9 тыс. чел. Работают св. 52 дворцов и домов дет. т-ва, ок. 59 ст. юных техников и натуралистов, 15 турбаз, 97 ДЮСШ, ок. 119 музыкальных и художественных школ, издаются дет. журналы «Акбузат«, «Аманат«, «Йэншишмэ« (на баш. яз.).
Профессионально-техническое образование — составная часть единой системы образования. Созданные в 1940 уч-ща гос. трудовых резервов в 60-е гг. преобразовывались в гор. и сел. ПТУ. Их число возросло с 45 в 1960/61 до 121 в 1980/81 уч.г., число уч-ся соотв. с 16,6 тыс. до 70 тысяч. В 70-х гг. растет сеть ср. ПТУ, в к-рых молодежь наряду с профессией получает общеобразоват. подготовку в объеме ср.школы. С начала 90-х гг. число ПТУ стало сокращаться. Среднему специальному образованию пр-во респ. постоянно уделяло внимание. Если в 1960/ 61 уч.г. работали 45 техникумов и уч-щ (25,0 тыс. уч-ся), то в 1990/91 уч.г. — 72 (63,7 тыс. уч-ся., в т.ч. 44 тыс. на дневных отд.). В 1995-96 уч.г. на 10 тыс. населения респ. приходилось 156 уч-ся ср. спец. уч. заведений (по РФ — 127 уч-ся).
Высшее образование- наиб. важное звено в системе непрерывного образования. В 1960/61 уч.г. в респ. работало 7 вузов, 7 филиалов и учебно-консультативных пунктов Всесоюз. заочных ин-тов. Числ. студентов на всех отд. составила 16,7 тыс., год. прием на 1-й курс — 4,1 тыс. чел., выпуск — 2,4 тысяч. Открылись новые вузы: в 1967 — Башкирский государственный педагогический ни ститут (БГПИ), в 1968 — Уфим. гос. институт искусств, в 1971 — Уфимский ф-т Моск. технол. ин-та (УфМТИ). В действующих вузах создавались новые отделения, факультеты и кафедры (см. табл. 22 и 23).
Табл. 22.
|
||||||
1960/61 | 1970/71 | 1980/81 | 1990/91 | 1994/95 | 1995/96 | |
Число вузов | 7 | 9 | 9 | 9 | 11 | 11 |
В них студентов, тыс. | 16,7 | 42,7 | 54,7 | 53,2 | 49,8 | 51,6 |
Принято студентов, тыс. | 4,1 | 8,8 | 10,8 | 10,9 | 10,7 | 12,2 |
Выпущено специалистов | 2,4 | 4,8 | 8,2 | 7,4 | 8,3 | 8,5 |
*Не включено кол-во студентов 2 вузов воен. профиля и 2 негос. вузов. |
Та6л. 23.
|
||
|
|
|
Башкирский гос. университет | (1929) 1957 | 8,9 |
Уфимский гос. авиационный техн. университет | (1942) 1992 | 5,4 |
Уфимский гос. нефтяной техн. университет | (1948) 1993 | 7,8 |
Башкирский гос. аграрн. университет | (1930) 1994 | 6,5 |
Башкирский гос. мед. университет | (1932) 1995 | 3,8 |
Башкирский гос. пед. институт | 1967 | 6,5 |
Стерлитамакский гоCOLOR=»#000000″>с. пед. институт | 1954 | 4,3 |
Бирский гос. пед. институт | 1952 | 3,4 |
Уфимский технол. институт сервиса | 1994 | 3,8 |
Уфимский гос. институт искусств | 1968 | 0,6 |
Баш. академия гос. службы и управления | 1991 | 0,4 |
Уфимский юрид. институт МВД РФ | 1987 | — |
Уфимское высшее военное авиац. училище летчиков | 1983 | — |
*Кол-во студентов в военных вузах не приводится. |
В 90-е гг. приняты Закон РБ «0б образовании» и «Программа развития образования в РБ на 1993-1998 гг.». Разработана программа соц.-экон. развития высшего и ср. проф. образования в РБ до 2001. Конституцией РБ закреплена бесплатность и обязательность основного общего образования. В соответствии со ст. 52 Конституции РБ устанавливаются респ. гос. образовательные стандарты.
С нач. 90-х гг. принята республиканская программа возрождения национальной школы, повышения языковой культуры населения, конкретизации национального компонента общего образования. В 1994/95 уч.г. башкирский язык изучали в 1358 школах 105 тыс. уч-ся (67,9% уч-ся башкир), татарский язык в 1037 школах 108 тыс. чел. (53,9%). В 174 школах обучается 19,4 тыс. уч-ся марийской (55,3%), в 102 школах — 7,3 тыс. чувашской (38,7%), в 48 школах — 2,8 тыс. удмуртской (75,5%) национальности. Есть школы, где обучение ведется на мордовском, украинском, немецком, латышском — всего на 14 языках.
Уфимский государственный нефтяной технический университет.
В 90-е годы изменения произошли в подготовке специалистов высшей квалификации. В Уфе появились 2 воен. вуза — Уфимская высшая школа МВД РФ (1987), Уфим. высшее военное авиационное училище летчиков (1983), 4 вуза преобразованы в университеты: Уфим. гос. авиационный технический университет (1992) и нефтяной технический университет (1993), Башкирский государственный аграрный университет (1993) и медицинский университет (1995). С 1994 УфМТИ функционирует как самостоятоятельный Уфимский технологический институт сервиса. В 1991 создана Башкирская академия государственной службы и управления. В Сибае открыты филиалы Башкирского государственного педагогического института (1992) и Башкирского государственного университета (1993). В 1995/96 уч.г. в 11 гражд. вузах работало св. 4,5 тыс. преподавателей, среди них 356 проф., 368 докторов наук, 1611 доцентов и 2329 кандидатов наук. В вузах республики проходили аспирантскую подготовку 586 чел., докторантуру — 37 чел. В настоящее время вузы республики переходят к двухуровневой подготовке специалистов — бакалавров и магистров.
Комиссары народного просвещения: А.И.Ягафаров (1919, март-сент.), А.А.Айдаров (1919-21), Г.С.Сагадеев (1922-23). А.К.Адигамов (1923-24), Г.К.Касымов (1924-26), А.Г.Хисматуллин (1926-28), К.А.Идельгужин (1928-30), А.Р.Исанчурин (1930), Р.В.Абубакиров (1930-35), Г.А.Давлетшин (1935-37), И.Х.Абызбаев (1937, июнь-окт.), С.Р.Алибаев (1937-38). М.Ш.Хасанов (1939-41), С.С.Зайнашев (1941-44), Г.Х.Гумеров (1944-46).
Министры народного образования: С.Р.Алибаев (1946-54), Ф.Х.Мустафина (1955-71), С.Ш.Зиганшин (1971-85). С.Г.Сулейманова (1983-88), Р.Т.Гарданов (1988-95), Ф.Г.Хисамитдинова (1995).