Взаимопроникновение разл. строит. культур, их органич. сплав с местной архит. традицией — характерная черта архитектуры Башкортостана. Период зарождения архит.-строит. культуры у древних племен, населявших страну башкир, характеризуется созданием простейших укрытий и стоянок. К наиб. ранним формам поселений относятся стоянки, селища, городища и т.наз. протогорода (см. Археологические памятники). В процессе формирования кочевого уклада у древних башкир возникают и совершенствуются осн. типы жилищ временных — аласык (стационарный разборный островерхий круглый в плане плетеный шалаш), тирмэ (переносная разборная круглая или многогранная в плане войлочная юрта), бурама (квадратный или восьмигранный в плане сруб, перекрытый накатом или скатной крышей). Тирмэ использовалось вплоть до нач. 20 в., являясь образцом воплощения осн. архит.-планировочных и худ. принципов жилища, обусловленных природно-клнматич., хоз.-экон., культ. и религ. особенностями региона. Характер использования врем. жилищ был продиктован сезонными кочевками и опирался на сеть врем. поселений, состоявших из летовок (йэйлэу) и зимовок кышлау).
Дом Костерина в г.Уфе (1907, арх. неизв., ныне Институт земледелия и селекции полевых культур.).
В 10-12 вв., в т. наз. булгарский период, с возникновением тенденции этноса к оседлости, в системе врем. поселений появляются постоянные дерев. постройки (первоначально зимние, а впоследствии круглогодичные), способствовавшие формированию постоянных типов жилища. Возникновение первых кам. построек культового и мемориального назначения в 10-12 вв. связано с переселением тюркских родоплеменных групп из Ср. Азии и позже из Сев. Приаралья на терр. Башкортостана и распространением ислама. Архитектура первых мавзолеев (кэшэнэ) знаменует начало формирования местной архит. традиции под влиянием среднеазиатского зодчества. Дальнейшее развитие кам. зодчества в 14-17 вв. сохранившимися памятниками не представлено. Тем не менее следы построек фиксировались историками 18 в. близ pp. Уй и Упелька. К ранним формам кам. зодчества относятся также менгиры — кам. столбы, к-рые играли роль первых монументов и пространств, ориентиров, связанных с кочевым укладом родоплеменных общин. Менгиры сохранились близ д.Табулды Стерлибашевского р-на.
Дом Ногарева: часть архитектурного ансамбля — ресторан (1899-1909, арх. неизв., ныне средняя спец. муз. школа-лицей при УГИИ).
Переход к оседлости и примитивному земледелию в 10-15 вв. создает возможность развития дерев. зодчества, ремесел, способствует формированию более сложных типов жилищ. Возникают первые деревни, планировка к-рых основана на криволинейных и лучевых схемах. Первоначально наиб. распространенными типами дерев. жилых домов были четырехстенки (дурт мейэшле ей) и дома со связью — два самост. четырехстенных сруба, соединенные бревенчатыми сенями (кара-каршы ей). Позднее, на рубеже 19-20 вв. появляются пятистенки. В 30-е гг. 20 в. широкое распространение получили также дома с прирубом — четырехстенок, имеющий пристройку. Будучи заимствованными конструктивными типами, эти дома в процессе их использования претерпели значит. изменения внутр. cтруктуры, продиктованные особенностями соц. и хоз. уклада башкир (см. Интерьер башкирский).
Здание Крестьянского поземельного банка в г.Уфе (1906, арх. неизв., пристрой 1943-45, арх. Е.Топуз., ныне Национальный музей РБ).
Начиная с 16 в. возводится значит. кол-во сооружений мусульм. архитектуры. Практически везде они строились из дерева и наследовали архит. формы нар. жилища. Первоначально мечети ставились на подклет и имели восьмигранный или круглый основной молитвенный зал. Позднее они стали надстраиваться одним, а с 19 в. — двумя и более минаретами и играли роль единств. кр. обществ. здания во всем селении. Наиб. ранней из построек этого периода является мечеть в с.Старотушкырово совр. Балтачевского р-на (кон. 16 — нач. 17 в., реконстр. в 1891, мастер К.Рахматуллин). Более поздние сооружения относятся к 18-19 вв.: мечеть в с.Новомуслюмово совр. Мечетлинского р-на (1854), в с.Старокайнаново совр. Татышлинского р-на (ок. 1907) и др. (см. Мечети).
Дворец культуры нефтяников в г.Уфе (1974-1981, арх. М.П.Мазин, О.В.Новиков и др.).
После присоединения Башкирии к Русскому государству в сер. 16 в. в архитектуре усиливается влияние рус. строит. культуры. На приграничных терр. начинается стр-во рус. оборонительных сооружений — дерев. военных крепостей с примыкающими к ним слободами и культовыми постройками (см. Пограничные укрепленные линии). В нач. 17 в. в ц. Уфим. крепости (осн. в 1574) была воздвигнута наиб. ранняя кам. христианская церковь, решенная в духе моск. архитектуры. Впоследствии, наряду со зданиями трапезной и колокольни, исполненными в стиле классицизма, она вошла в комплекс Смоленского собора.
Дом губернатора (ок. 1849-50, ныне Респ. центр обязательного медицинского страхования РБ).
17-18 вв. в истории Башкортостана характеризуются распространением христианства. Среди памятников этого периода, в к-рых заметно влияние рус. архитектуры 17 в., — Троицкая церковь в с.Верхнетроицкое совр. Туймазинского р-на (годы стр-ва 1753-59), церковь в с. Верхний Авзян совр. Белорецкого р-на (1755-58) и Христорождественская церковь в с.Березовка совр. Уфим. р-на (1780). Православные храмы, получившие в процессе последующих реконструкций и пристроек черты классицизма, возводятся в Уфе, Стерлитамаке, Белебее, Бирске, селах Верхотор совр, Ишимбайского р-на (1788), Архангельское совр. Архангельского р-на (1789) и др. (см. Церкви, Памятники архитектуры).
Начиная с 18 в. зарождается пром. архитектура. Наиб. ранние архит.-пром. комплексы — Каменский доменно-передельный завод, Воскресенский медеплавильный завод в с.Воскресенское (совр. Мелеузовский р-н). Позже в с.Верхотор был построен Верхоторский медеплавильный завод.
Общественно-политический центр Государственного Собрания РБ (1986-90, арх. М.П.Мазин, М.Р.Батырова и др.).
В кон. 18 — 1-й пол. 19 в. в архитектуре Башкортостана происходит становление классицизма и переход к регулярной планировке нпп., связанный с работой комиссии В.И.Гесте по составлению планов рос. городов и проведением в 1788 -1832 генерального межевания башкирских земель. По мере утверждения новых ген. планов начинается стр-во кам. жилых и обществ. зданий, закладывается основа ц. гор. ансамблей. Наиб. значит. культовые сооружения этого периода: Покровская (1817- 23) и Спасская (1824 -45) церкви, Первая соборная мечеть (1830), Воскресенский кафедральный собор (1841). Иоанно-Предтеченская церковь (1831-45, см. Церкви в г.Уфе), собор Михаила Архангела в Белебее (1828), Троицкая церковь в с.Николо-Березовка (1808-1904). К уфим. памятникам кам. гражд. архитектуры в стиле классицизма относятся Торговые ряды (1820-36, арх. А.И.Мельников), Дом губернатора (ок. 1850, образц. проект арх. А.Д.Захарова, реализ. арх. А.А.Гопиусом), Духовная семинария (1827, арх. Трофимов). Декор. подходом к традициям классицизма характеризуется здание Уфим. Дворянского собрания (1856, арх. Гопиус).
2-я пол. 19 — нач. 20 в. в архитектуре характеризуются утратой стилевой чистоты классицизма, возникновением модерна, усилением стилизаторства и эклектической тенденции. Среди кам. культовых зданий этого периода обращением к средневек., древнерус. и византийским источникам отличаются Инородческая церковь в Бирске (1895-99), Богородская церковь в Уфе (1873-77), Воскресенская церковь в с.Вознесенка совр. Учалинского р-на (1900-10-е), Покровская церковь близ д.Новомихайловка совр. Федоровского р-на (1904). Наиб. примечательными произв. являются Скорбящая церковь в с.Андреевка совр. Аургазинского р-на (1869-89), обладающая величественным масштабным строем, и узорчатые нарядные часовни: Михайло-Архангельская в Белебее (1900-е гг.) и Александровская в Уфе (1886- 89). Особым характером архитектуры, тяготеющим к раннему архит. романтизму рубежа 19-20 вв., выделяется Никольская церковь в с.Васильевка совр. Стерлибашевского р-на (1855-73), использовавшая мотивы европ. готики. К образцам романтизма, эклектически заимствовавшего азиатские стилевые мотивы, относятся Четвертая (1906) и Пятая (1906-09) соборные мечети в Уфе. Наиб. ярким памятником стиля модерн в Уфе является дом П.И.Костерина (1908). Примером тенденции романтизма в русле модерна стала архитектура Крест. поземельного банка в Уфе (1906, арх. неизв.; пристрой 1943-45, арх. Е.Топуз) и Покровской церкви в с.Ира совр. Куюргазинского р-на (1914, арх. М.Е.Приемышев). Тяготеют к модерну по своему силуэту и объемно-пространств. решению, но декорированы в духе эклектики с мотивами Ренессанса уфим. особняки — дома Е.А.Поносовой-Молло на ул. К.Маркса (ииж.-арх. К.А.Гуськов), М.А.Лаптева на ул. Гоголя (арх. А.А.Щербачев), дом Емельянова на совр. ул.Социалистической в Уфе. К эклектическим постройкам т.наз. «кирпичного стиля», произвольно использующим в качестве орнамента в своем декор. убранстве элементы классицизма, барокко, модерна, византийского и неорус. стилей, относятся Аксаковский народный дом (1908-20-е гг., арх. П.П.Рудавский), дома А.Ногарева (1899-1909), здания Учит. ин-та (1872-74), синагоги (ныне Баш. гос. филармония, реконстр. в 1986-87, арх. М.П.Мазин, Ю.А.Пацков), Коммерч. училища (1908, реконстр. арх. В.Н.Чаплиц). К наиб. значит. кам. культовым сооружениям этого ряда можно отнести Никольскую церковь в с. Kaгa совр. Белорецкого р-на (ок.1899), Казанскую церковь в с.Ермашево совр. Бирского р-на (1904), Троицкую церковь в с.Красный Яр совр. Уфим. р-на (1896), Дмитриевскую церковь в с.Рус. Юрмаш (1900). К немногочисл. постройкам, отражающим влияние вост. традиции на архитектуру этого периода, можно отнести комплекс зданий Караван- Сарая в Оренбурге (1837, арх. А.П.Брюллов) и архит. ансамбль в с.Килимово совр. Буздякского р-на. Наряду с кам. стр-вом в гор. архитектуре 19 в. большое развитие получает дерев. зодчество. Под влиянием рус. строит. культуры распространяется устойчивый тип дерев. дома с мезонином, разл. варианты к-рого сформировали осн. массу жилой застройки дорев. городов. К образцам гражд. дерев. зодчества в этот период относится Летний театр (1892-93) и Кре-стовоздвиженская церковь ( 1892-93, 1902) в Уфе, а также Успенская церковь в с.Ярославка совр. Дуванского р-на (1901).
В 20-е гг. 20 в. стр-во носило ограниченный характер. В стилевой близости к конструктивизму возводятся Дом-коммуна (1930-е гг., арх. Г.Д.Вагин) и ЦЭС (1929, арх. неизв., оба на ул. Ленина в Уфе). К этому периоду относится начало формирования нового пром. р-на с жилым поселком близ Уфы, преобразованного впоследствии в г.Черниковск (кон. 20-х — нач. 30-х гг., арх. М.Я.Гинзбург, см. Уфа). Развитие пром-сти, стр-во ж.д., автомагистралей, электростанций стало основой развития всей соц. инфраструктуры. В этот период началась реорганизация и развитие проектного дела (см. Градостроительство).
В 30-е гг. в архитектуре Башкортостана происходит переход от конструктивизма к неоклассике. Переходный этап т.наз. пост-конструктивизма представлен значит. кол-вом построек. Их декор.-пластич. решение строилось на переработке элементов классич. ордера в направлении его упрощения и схематизации: здания Башпотребсоюза (1936-37, арх. Д.А.Коршунов), Главпочтамта (1935), Совнаркома БАССР (1935-37, арх. Н.Зарубин). Наркомлегирома (1936-37, арх. Б.Г.Калимуллин, Г.Д.Вагин, ул. Октябрьской революции), Баш. мед. ин-та (1936-37), гостиницы «Башкирия» (1937-41, арх. В.В.Максимов), жилые дома на ул. Ленина, 2 (1935-39, арх. Вагин, А.И.Филонов), на пересечении ул. Пушкина и Гоголя (1936) и на ул. К.Маркса (1936-38, оба — арх. Н.Ю.Лермонтов), дом Спиртотреста на ул. Пушкина — все в Уфе. В 1935 в Башкортостане создается первое проф. обществ. объединение архитекторов, строителей и гражд. инженеров (см. Союз архитекторов). Одной из первых построек, положивших начало поискам архит. тем, восходящих к местной традиции, стало здание Дворца соц. культуры (1934- 37, арх. В.Д.Кокорин, после реконструкции 1980-85 Дом профсоюзов на ул.Кирова, 1; арх. Р.И.Кирайдт, Р.Р.Авсахов).
Послевоен. стр-во в Уфе, развивавшееся в русле неоклассики, продолжило использование в убранстве зданий нац. декор.-орнаментальных мотивов: гл. корпус Башкирскою государственного упиверститета (1950-57, арх. С.Г. и Б.Г.Калимуллины), жилой дом на ул. Достоевского (1955, арх. С.Г.Калимуллин). Наиб. значит. постройками этого периода являются — Дом промышленности (1956, арх. А.С.Любарская, А.Ф.Козлов, М.А.Хомутов, В.М.Любарский; ныне здание «Башнефти»), Дв. культуры им.С.Орджоникидзе (1955, арх. Н.И.Шабаров), кинотеатры «Победа» (1949, арх. М.С.Яшвин) и «Родина» (1954, арх. тот же), Дв. пионеров (1956-57, арх. В.А.Кондрашков).
Отход от неоклассики, начавшийся со 2-й пол. 50-х гг. и повлекший за собой упадок иск-ва архитектуры на протяжении почти двух десятилетий, сопровождался широкомасштабной программой стр-ва по типовым проектам, по к-рым возводились не только жилые дома, но и обществ. здания — кинотеатры, дворцы культуры, дворцы спорта, универмаги, что привело к почти полной потере индивид. облика городов, утрате их регион. специфики и нац. колорита.
С нач. 70-х гг. начинается процесс переоценки принципов типового стр-ва, пересматриваются ген. планы городов, в к-рых более детально и разнообразно решаются вопросы комплексной орг-ции гор. инфраструктуры, благоустройства территорий. В 1977 в Уфим. нефт. ин-те открывается архитектурно-строит. факультет, где приступают к подготовке кадров для республики. Среди наиб. значимых построек 70-80-х гг. в Уфе — Дом актера (1968-69, арх. Пацков, А.В.Семенов), комплекс Училища искусств (1971-73, арх. Л.В.Хихлуха, 2-я очередь 1996, арх. С.А.Голдобин), ДК нефтяников (1974-81, арх. М.П.Мазин, О.В.Новиков и др.), комплекс КГБ БАССР (1981-85, арх. Мазин, О.С.Тадиашвили), Респ. обществ.-полит. центр (1986-90, арх. Мазин, М.Р.Батырова и др.), Музей Салавата Юлаева в с. Малояз Салаватского р-на (1991, арх. А.В.Клемент). Развитие архитектуры в 80-х — нач. 90-х гг. характеризуется расширением типологии проектирования, возникновением новых архит. объектов: офисов, представительств коммерч. банков, городских особняков и т.д., а также ростом масштаба мероприятий, связанных с использованием существующего фонда застройки в кр. городах. В Уфе осуществлена реконструкция Гос. театра оперы и балета РБ (1-я очередь 1985-86, арх. Мазин, Пацков; 2-я очередь 1992-94, арх.Мазин), Баш. гос. филармонии (1986-87, арх. Мазин, Пацков), Мемориальной зоны (ныне Музей этнографии народов РБ, 1987, арх. Мазин, Пацков), Дома Союзов (1980-85, арх. Кирайдт, Авсахов); проведена реставрация Дома музея С.Т.Аксакова и Богородской церкви в Уфе, Дмитриевской церкви в с.Надеждино Белебеевского р-на (все 1990-91, арх. З.Хатмуллина).