МЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые М. возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских ин-тов. Традиц. уч. программа М. включала мусульм. право (фикх), догматику (калям), коранические дисциплины, хадисоведение, араб. яз., логику (мантык); доп. могли изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. М. обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые упоминания о постоянно действующих М. на терр. Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали ср.-азиатские, по форме неск. отличались. Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в дерев. домах; встречались и кочующие М., не имевшие пост. источников дохода, а также гос. поддержки. Они были неустойчивы, смерть мударриса, зав., гл. преподавателя или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. М. процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфим. губ. насчитывалось ок. 40 М. Удаленность от исламских центров, давление царского пр-ва, общий упадок мусульм. культуры постепенно привели местные М. к застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление — джадидизм. В городах возникли реформир. джадидистские М.: «Хусаиния» (Оренбург), «Гусмания» и «Галия» (Уфа), «Расулия» и «Мухаммадия» (Троицк), в к-рых наряду с классич. религ. дисциплинами изучались и светские предметы.
Лит.: Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916; Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972; Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы ХIХ в. М., 1994.
М.Н.Фархшатов.