В основном у российских высокопоставленных чиновников, губернаторов и мэров городов жены в обязательном порядке оказываются сверхуспешными коммерсантами, талантливыми предпринимателями, делающими деньги буквально из воздуха. Но в последнее время появились новые чиновники, чьи супруги по западному образцу идут не в бизнес, а занимаются большой благотворительностью. Хорошо же это? Правда же? Но только проблема в том, что и здесь почему-то результат опять такой же, как и у чиновничьих бизнес-леди – из воздуха появляются немаленькие деньги.Итак, знакомьтесь, глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов. Бывший высокопоставленный топ-менеджер «РУСГИДРО», той самой конторы, где в период его работы, практически, вторым человеком после главы госкомпании Евгения Дода, таинственным образом так исчез миллиард рублей, что его не смог отыскать даже Президент В. Путин. Правда, гражданин Хамитов тогда отделался легким испугом и вскоре стал главой Башкортостана, а теперь в руководстве «РУСГИДРО» благополучно трудится его сын Камиль.Возглавив Республику Башкортостан, Хамитов тут же озаботился социальным обеспечением себя и своей семьи. 26 декабря 2014 года члены Курултая (парламента) оперативно приняли закон «О главе Республики Башкортостан», закрепляющий полномочия и гарантии первому лицу региона до и после его отставки, а также членам его семьи. Интересно, что в новом законе башкирские депутаты закрепили за его семьей не только право на бесплатную охрану имущества и жилья, но и на медицинское и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение и обеспечение связью. Супруга господина Хамитова также получила возможность за казенный счет сопровождать мужа на официальные церемониалы и рауты.Главе республики на время работы и после отставки предоставляется денежное содержание, госдача, госквартира, санаторно-курортное лечение, охрана, а также право на бесплатный проезд по республике и оплата всех расходов, связанных с исполнением служебных обязанностей. После отставки он может претендовать на выплату единовременного денежного пособия в размере годовой зарплаты, а по достижении пенсионного возраста – 80 % зарплаты и штат оплачиваемых из бюджета помощников. Несложно подсчитать размер будущей пенсии Рустэма Закиевича с учетом того, что в 2015 году его заработок составил 7 миллионов 642 тысяч рублей.
Стоит отметить, что супруга главы республики Гульшат Хамитова возглавляет попечительский совет благотворительного фонда «Мархамат», будучи его единственным учредителем.
У фонда «Мархамат» были два основных спонсора, вливавшие в 2012–2014 годах в структуру многомиллионные суммы – это ООО «Урал Лото» и «Промтрансбанк». Вот выдержка из отчета Фонда за 2012 год, который организаторы предпочитали не афишировать: «Начиная со 2 квартала 2012 года основная сумма финансирования расходов Центра детского развития производится за счет целевых отчислений от проведения лотереи «Лото 6 из 40 и Joker» в соответствии с договорами с ООО «Урал Лото». Согласно имеющимся документам, ежегодно через фонд «Мархамат» проходили миллионы, так называемых, «игровых денег», полученных от самой тогда массовой и раскрученной через СМИ в Башкирии лотереи «Лото 6 из 40 и Joker». Чтобы были понятны объемы, скажу, что только за один год официальная (только официальная!) прибыль ООО «Урал Лото», проводящего эту саму лотерею, составила более 200 миллионов рублей. Результат, видимо, устраивал всех. Миллионы игровых денег (в основном играли и проигрывали пожилые люди, неимущие семьи, подростки) уходили в фонд «Мархамат» супруги главы региона Гульшат Хамитовой. Сами организаторы огромной лотереи получали за свою «благотворительность» льготное налогообложение и само собой дружеское расположение главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова. А это, как вы понимаете, много значит. Особенно в регионах.
Вторым спонсором фонда Гульшат Хамитовой был, как я уже говорил, «Промтрансбанк». Тут история еще интересней.
В 2014 году МВД Республики Башкортостан возбудило уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц Минэкономразвития Республики Башкортостан в связи с причинением ущерба государству в размере 9,8 млн рублей. Как следует из материалов следствия, чиновники Министерства дали указание Фонду развития и поддержки малого предпринимательства РБ в августе 2013 года перечислить средства Фонда в размере 537,7 млн рублей на хранение в ООО «ПромТрансБанк». Ранее свои деньги Фонд размещал в ОАО «Акибанк» и ОАО «Башкомснаббанк», где проценты были значительно выше, чем у «ПромТрансБанка».В результате нового указа за 5 месяцев 2013 года Республика Башкортостан недополучила денег по процентам в размере 9,8 млн рублей. Как выявило следствие, если бы средства оставались на прежних счетах, то размер процентов составил бы 16 млн рублей. Вместо этого от «ПромТрансБанка» Фонд получил проценты в размере около 6,2 млн рублей.В рамках расследования уголовного дела прошли обыски в рабочем кабинете и в квартире у вице-премьера республики Евгения Маврина (министра), а также в квартире экс-министра экономического развития РБ Александра Марьина. Напомним, Марьин оставил пост министра в ноябре 2013-го, став… помощником главы Башкортостана (!!!) Рустэма Хамитова.То есть, «Промтрансбанк», бывший спонсором фонда супруги главы региона, вдруг, в нарушение всех нормативных документов получает в управление счета государственной структуры на сумму, превышающую полмиллиарда рублей. Причем, этим самым переводом счетов государство теряет почти 10 миллионов рублей на одних только процентах. Однако, оказалось весьма выгодно вкладывать миллионы в благотворительность, если ею командует супруга главы Республики.
Да, и еще. Насколько стало известно, госпожу Хамитову даже должны были допросить по делу «Промтрансбанка» и поинтересоваться, каким образом связан перевод счетов госструктуры со спонсорством её благотворительного фонда. Но, увы, у следователей как-то не сложилось с допросом. Похоже, что МВД, возбудившее дело в 2014 году, находилось в Республике Башкортостан, а супруг Хамитовой как раз и возглавляет эту же самую Республику Башкортостан. Наверное, совпадение.