Новости » История | ||
В эпоху раннего средневековья (V-VIII вв.) бахмутинские племена на Южном Урале представ¬ляли самое крупное этническое образование. Они широким масси¬вом заселяли всю территорию современной Центральной и Север¬ной Башкирии, а также юг Пермской области и значительную часть Удмуртии (Средняя Кама). На этой территории сейчас из¬вестно более 350 памятников, состоящих из более 110 городищ, более 200 селищ и могильников, которые обнаруживают между собой большое единство в материале.Накопленные в настоящее время материалы свидетельствуют о том, что в историческом развитии бахмутинских племен четко выделяются два основных этапа: ранний (IV-VI вв.) и поздний (VII—VIII вв.).На раннем этапе бахмутинские племена сохранили многие важные признаки своей культуры, генетически восходящие к куль¬туре племен пьяноборской культуры первых веков нашей эры. Так, например, многие пьяноборские поселения (селища, городища) без каких-либо признаков смены продолжали существовать в V-VII вв. То же самое наблюдается в могильниках, но в них появляется ряд новых признаков, позволяющих четко различать захоронения бахмутинских племен.Среди ученых принято считать, что раннебахмутинские пле¬мена являлись прямыми потомками оседлых племен пьянобор¬ской культуры и говорили на древнем финно-угорском языке. Одновременно не исключено, что их язык мог быть близким к языку современных хантов, манси и венгров, т. е. мог относиться к угорской группе финноугорской языковой системы. Об этом заставляет думать сохранение в бассейне р. Белой и на Каме цело¬го ряда топонимических названий: например, Магаш, Варяш, смысл которых понятен говорящим на упомянутых трех угорских языках. В эпоху раннего средневековья носителем этого языка могли быть только бахмутинские племена, т. к. территория рас¬пространения этих топонимических названий полностью совпадает с областью их расселения, а в более ранние века — племен пьяноборской и ананьинской культур. Из сказанного отнюдь нельзя сделать вывод о том, что бахмутинские племена являлись древними предками либо современных венгров, либо хантов, манси. Область расселения угро-язычных племен в древ¬ности, скорее всего, была очень широкой и включала значи¬тельную часть Южного Урала. Но в последующие века эти угор¬ские племена были полностью ассимилированы более сильными этническими образованиями. Так, в частности, произошло с пле-менами бахмутинской культуры.Рубеж V-VI вв. явился поворотным моментом в истории ранне-бахмутинских племен. В это время, в их среду, в бассейн р. Бе¬лой проникают кочевые турбаслинские племена и завладевают всей территорией их расселения в районе устья р. Белой. Вторжение турбаслинцев и захват ими земельных владений бахмутинских племен, видимо, носило характер военных столкновений между ними на протяжении долгого времени. Эти события вызвали существенные перегруппировки среди бахмутинских племен. Определенная их часть была ассимилирована пришельцами-завоевателями, но другая значительная часть ушла в более север¬ные районы — на Среднюю Каму, на правый берег р. Белой. Только этим событием можно объяснить возникновение более сотни городищ и селищ на этой территории, в которых нет находок, датированных ранее V-VI вв. Если до IV-V вв. городища и селища строились только на невысоких берегах рек и озер, то после V в. городища возникают на труднодоступных горных вершинах, удаленных от водных источников на расстоянии 3-5 и более км. Все это является отзвуком происшедших крупных пере¬мещений родоплеменных групп бахмутинского населения, большей его консолидации и увеличения его численности на определен¬ной территории.
Хозяйство бахмутинскнх племен развивалось очень динамично при активном воздействии новшеств, которые были внесены в их среду пришлыми кочевыми племенами. Об этом свидетельствует появление на территории их расселения более сотни городищ и селищ на вершинах гор, далеко удаленных от главных вод¬ных артерий. Освоение новых пустующих земель шло за счет интенсивного развития скотоводства, которое у отдельных родо-племенных групп могло приобретать полукочевые элементы. За этим явлением кроются сложные социальные изменения в жизни бахмутинских племен — распад патриархально-родовых отноше¬ний и формирование новых этнических объединений, где четко уже проступали признаки раннеклассового общества. Малая семья у бахмутинцев, как и у турбаслинцев, уже выполняла функции самостоятельной хозяйственной единицы.
|
||
| Напечатать | Комментарии (1) | ||
[8 ноября 2008] | Просмотров: 3410 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}