Новости » История | ||
В VII-VIII вв. на Южном Урале выделяется еще одна большая группа племен, условно названная караякуповской — по названию хорошо изученного горо¬дища дер. Караякупово на р. Дема. Памятники караякуповских племен изучены пока недостаточно, но накопленные маюриалы свидетельствуют о том, что по культуре они резко отличались как от бахмутинцев, так и от турбаслинцев.Памятники караякуповских племен территориально охватывают весь Южный Урал, включая его восточные склоны. В бассейне р. Белой они «островками» располагаются в непосредственном окружении бахмутинских и турбаслинских памятников.Караякуповским племенам принадлежат около 30 поселений, в том числе ряд однослойных городищ с незначительными куль¬турными отложениями. Находки в них состоят главным образом из обломков керамики, подразделяющихся на две группы: кушнаренковскую и караякуповскую.Время расселения караякуповских племен по Южному Уралу (VII в.) совпадает с восстанием кочевых (угорских) племен против тюрков, о чем имеются упоминания в письменных источниках. Это восстание было жестоко подавлено, после чего многие его участники рассеялись в лесных районах Южной Сибири и Урала. Некоторые историки склонны видеть в этих караякуповских племенах беглецов-кочевников.Культура караякуповских племен лучше представлена материалами курганов. Наиболее крупными среди них являются Лагеревские (р. Ай), Манякский (р. Быстрый Танып), Тактала-чукский (устье р. Белой) и Сынтыштамакские (р. Дема) курганы. Особенностью их устройства являются невысокие земляные насыпи диаметром в среднем 7—8 м над простыми мелкими могилами. Характерно наличие под насыпями специальных тайников для укладывания особо ценных предметов. В курганах умершие лежат в гробах, дно которых устилалось циновочным покрытием.Основной вещественный материал из курганов, за исключением керамики, повторяет находки из турбаслинских памятников VII-VIII вв., что служит доказательством их одновременности. Численно преобладают среди них наборы поясных ремней, нагруд¬ные и шейные украшения, в том числе сложновитые гривны, под¬вески в виде фигурки коня, серьги, перстни, и др. Оружие представлено длинными мечами, которые носились в ножнах, украшен¬ных Р-образными петлями. Среди находок много стремян, относящихся к числу самых ранних на Южном Урале.Караякуповские племена VII-VIII вв. вели полукочевой образ жизни, занимаясь главным образом скотоводством. На это ука¬зывает то, что могильники, как правило, состоят из одиночных или немногочисленных курганов. Исключение составляют лишь Манякские курганы, состоящие из около 40 насыпей. В это же время возникает Лагеревский курганный могильник, просуществовавший вплоть до XII-XIII вв. Подвижным характером жизни может быть объяснена тонкослойность и бедность культурных отложений на поселениях.Судя по материалу археологических памятников, караякупов-ские племена занимали доминирующее положение над всеми племенами Южного Урала VII-VIII вв. Сказанное подтверждается нахождением караякуповской керамики в памятниках поздних турбаслинских и бахмутинских племён, что свидетельствует о начавшемся процессе смешения караякуповцев с местным населением. Обращает на себя внимание отсутствие следов влияния на караякуповцев племён бахмутинской и турбаслинской культур.Следовательно, культурное влияние пока носило односторон¬ний, ассимилятивный характер со стороны караякуповцев. Начав¬шаяся тенденция получила ещё большее развитие в IX-X вв., что привело к сложению на Южном Урале своеобразной культуры, приписываемой исторически известным раннебашкирским племенам.
Караякуповские племена VII-VIII вв. вместе с турбаслинскими составляли одну из самых ранних тюрко-язычных групп населения в бассейне р. Белой.
|
||
| Напечатать | Комментарии (3) | ||
[8 ноября 2008] | Просмотров: 2409 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}