Новости » История | ||
Летом этого года в деревне Кинзяабызово 2-е Куюргазинского района Республики Башкортостан состоялось празднование 285-летия со дня рождения национального героя башкирского народа Кинзи Арсланова, а также 80-летнего юбилея Нурамбика Гиниятовича Арасланова, потомка Кинзи Арсланова, члена Попечительского совета Благотворительного фонда имени Кинзи Арсланова.Кинзя Арсланов происходит из одного из самых крупных и древних башкирских родов Кары-Кыпсак («кары» означает «старый, древний»). Этот род был известным и почитаемым не только на Ногайской дороге, но и во всей Башкирии, а также на той территории, где потомки древних половцев — племя Кыпсак — утвердились в ходе завоевательных походов. Согласно историческим преданиям этот род берёт своё начало ещё от древних гуннов, история которых уходит корнями в первые века нашей эры. Однако, оформляя современное шежере (родословную), учредители Фонда начали составлять его от Лач-бия. Далее идут Алымлы-бий, Кулсары-бий, Атагай-бий, Баби-бий, Бабсак-бий, Кучек-бий, Чиркин-бий, Кучмак-бий, Бушман-бий, Бурундук-бий, Суюндук-бий, Сарыбайсал-тархан, Давлеткул, Минлигул, Аккуш, Арслан, Кинзя и Селяук.Среди предков Кинзи Арсланова достойное место занимает славный Бушман-Кыпсак, башлык древнего племени Кыпсак. В 1230-х годах он сформировал на южной оконечности Башкирии и в низовьях реки Волги прочный заслон против полчищ монгольских захватчиков, шедших покорять Европу. Пятнадцать(!) лет бесстрашный степной воин объединял кыпсаков и башкир в войне против хорошо обученных монгольских завоевателей и не допустил их на башкирскую территорию. Память о героически погибшем башлыке Бушмане хранят башкирские легенды, поэма персидского поэта Джувейни, передающиеся из уст в уста, из поколения в поколение.http://www.islamnews.ru/news-14390.htmlВ исторической литературе в числе предков Кинзи в тринадцатом колене указан Бабсак-бий. Курган, под которым похоронен этот знатный и известный далеко за пределами Башкортостана легендарный глава Кыпсаков, находится на берегу реки ямашлы близ современной деревни Ново Акбулатово Бурзянского района Башкортостана. По легенде, по дороге, идущей мимо кургана, сюда каждый год приезжал молодой Кинзя Арсланов, чтобы преклонить голову перед памятью своего великого предка, которого башкиры по сей день называют «башлык», что вполне соответствует понятию «вождь».К сожалению, долгие годы оставались малоизвестными страницы богатой биографии Арслана батыра Аккулова – в конце XVII – начале XVIII века главы рода башкир Кары-Кыпсак, богатого вотчинника, человека смелого и независимого. Много пробелов и в биографии его старшего сына Кинзи, прославленного башкирского казачьего атамана, принимавшего участие в Прусской войне, а затем получившего в народе звание Абыза и сменившего отца на месте башлыка – главы рода и назначенного на должность старшины родной Бушман-Кыпсакской волости Ногайской дороги Башкирии. В исторических архивах сохранились документы далёкой поры, достоверно свидетельствующие о том, что Арслан батыр Аккулов был человеком авторитетным не только на территории Ногайской дороги, но и во всем Башкортостане. Будучи человеком знатным и богатым, он всеми законными средствами защищал право башкир Ногайской дороги на вотчинные земли, перешедшие в наследство от дедов и прадедов.Судя по материалам архивов, Арслан батыр был неутомимым и бесстрашным борцом и в тех делах, когда царские чиновники незаконно притесняли бедные слои народа. В 1722 году после многочисленных жалоб простых башкир из разных племён и родов батыр возглавил делегацию представителей всех четырех дорог (регионов) Башкирии и в очередной раз обратился с жалобой к уфимскому воеводе – графу Головкину. Настойчивый в своих справедливых требованиях богатый вотчинник через воеводу всё же довёл до Сената в Санкт-Петербурге информацию о бесчинствах карателей на башкирской земле после восстаний 1704-1711 годов. Пользуясь правом сильного, служилые люди высокого ранга в течение долгого времени творили беззаконие в деревнях, по которым в своё время прокатились народные восстания, и чинили жестокую расправу над их неповинными мирными жителями.Благодаря своему непререкаемому авторитету Арслан батыр добился рассмотрения дела в суде и участия (!) 55 представителей всех четырёх дорог Башкирии в судебном процессе по обвинению карателей. Заметим, что по законам того времени присутствие в судебном следствии не только простолюдинов, но и людей из более высоких сословий запрещалось. Однако статские и судебные власти были вы нуждены принять условия, поставленные главой народной делегации Арсланом батыром Аккуловым. Грамотный, хорошо знающий русский язык и законодательство, популярный и авторитетный в среде простых людей знатный батыр выступал на суде в качестве общественного обвинителя крупного сановника — карателя Александра Сергеева и его подручных. Арслан батыр привёл неопровержимые доказательства вины подсудимых. Суд вынес смертный приговор (!) главарю обидчиков — воеводе Сергееву и двум его ближайшим помощникам, и сурово наказал других карателей. Случай в российской истории и судебной практике, если не беспрецедентный, то редчайший!!!Достойным преемником Арслана батыра стал его старший сын Кинзя. По стопам отца пошел он в делах ратных и в делах мирных, обыденных. Те периоды, когда Кинзя был атаманом в казачьем войске, а затем старшиной родной волости, представляют огромный интерес с точки зрения исторической, познавательной. Хорошо знавший жизнь и нужды своих соплеменников, Кинзя Арсланов не скрывал своих симпатий к ним. Используя своё общественное положение, он смело и открыто защищал простых общинников от сильных мира сего. Отстаивая правое дело, он всегда был бескомпромиссным и принципиальным.В архивных материалах запечатлены факты того, как Кинзя, будучи волостным старшиной, боролся против введения на территории Башкирии новых налогов, ратовал за облегчение положения жителей Бушман-Кыпсакской волости и за разоблачение заворовавшихся чиновников и служилых людей.В январе 1769 года старшина Арсланов вместе с племянником Кутлугильдой Абдрахмановым представил Оренбургской губернской администрации донесение, в котором с возмущением писал о растущем грузе повинностей, возложенных властями на жителей Бушман-Кыпсакской волости. В частности, речь шла о поставке подвод для перевозки почты и грузов к Стерлитамакской пристани и в Уфу, на Вознесенский завод и в Челябинск.В том же году Кинзя Арсланов вместе с боевым однополчанином Юлаем Азналиным выступил инициатором разоблачения и следственного разбирательства в Уфимской провинциальной канцелярии дела походного старшины Валиши Шарыпова. Чиновник обманывал башкир, призванных служить на Сибирскую линию — собирал с них деньги, обещая найти им замену за счёт найма других людей. Знание нужд и насущных потребностей башкир, защита их интересов сделали Кинзю Арсланова широко известным и уважаемым в Башкортостане старшиной.В то же время Кинзя активно выступал за сохранение социально-политических привилегий военно-служилого народа Башкирии. Дело в том, что по царскому указу с начала XVIII века на страже южных рубежей России стояли казаки. Полувоенный уклад жизни башкир во многом соответствовал порядкам и правилам, царящим в казачьей среде. Поэтому для многих представителей коренного населения края государева служба не была в тягость, к тому же за несение воинской повинности башкиры получали жалование и имели привилегии и льготы, на которые нередко посягали чиновники.Здесь уместно упомянуть ещё один малоизвестный широкой общественности факт. Башкиры составляли четверть (!) Оренбургского казачьего войска, объединявшего в своем составе огромную часть населения Оренбургской губернии, включавшей в себя обширную территорию: современную Уральскую область Казахстана, нынешние Оренбургскую и Челябинскую области и Республику Башкортостан.Защита и отстаивание интересов простых людей – чем Кинзя занимался, судя по архивным источникам, всю сознательную жизнь – сделали его популярным не только на территории своей волости, но и далеко за ее пределами. О справедливом защитнике соплеменников кыпсаков и представителей других народов хорошо знало начальство и в Уфе, и даже, предполагается, в Санкт-Петербурге.К началу Крестьянской войны Кинзе Арсланову было уже 50 лет. Он был зрелым человеком, опытным воином, испытавшим на себе тяготы и лишения войны в Европе. Служа старшиной волости, он познал вкус схваток с царскими чиновниками и радость побед, достигнутых в нелегкой борьбе за интересы простых людей.Не удивительно, что уже в октябре 1773 года по первому зову известного народного заступника, уважаемого главы рода Кары-Кыпсак Кинзи Арсланова тысячи людей со всех концов Башкирии потянулись к южным рубежам края и встали под знамя Емельяна Пугачёва. Люди разных родов и племён безоговорочно верили Кинзе – Главному полковнику повстанческой армии и советнику «Петра III» по связям с мусульманскими народами Урала и Поволжья.Будучи членом Тайного совета Пугачёва, с первых месяцев во сстания Кинзя вёл агитационную работу среди населения края, участвовал в составлении манифестов и указов Пугачёва на языке тюрки, рассылал их по Башкирии, сопровождая письмами, в которых подтверждал подлинность «императора Петра Фёдоровича».Являясь правой рукой «крестьянского царя», Кинзя фактически возглавлял генеральный штаб Главного войска восставших и руководил всеми боевыми операциями против превосходящих сил регулярной армии Екатерины II. Документы свидетельствуют о том, что Кинзя Арсланов с оружием в руках принимал личное участие в большинстве боёв и битв Крестьянской войны на территории Урала и Поволжья.Во время боевых действий на территориях, прилегающих непосредственно к вотчинным землям коренного народа края и на южных границах Башкирии, примкнувшие к Кинзе Арсланову народы Урала видели в нём предводителя национально-освободительной борьбы против правящей элиты империи, проводившей в крае колонизаторскую политику, он был единственной надеждой, опорой и знаменем восставших……5 декабря 1774 года генерал-майор П.С. Потёмкин информировал ближайшего советника императрицы Екатерины II генерал-аншефа П.И. Панина о том, что отдал распоряжение «главного злодея» Кинзю Арсланова, а также Салавата Юлаева в случае поимки отправить в Москву, чтобы те «были свидетелями казни самозванца».По прошествии трёх месяцев после поимки «Петра III» – Емельяна Пугачёва – Кинзю назвали «главным злодеем» событий, встряхнувших не только Российскую империю, но и Европу. Вряд ли один из самых могущественных сановников империи Потёмкин сделал это случайно. По всей видимости, такое мнение существовало на официальном уровне. И можно смело предположить, что башлык славного рода Кары-Кыпсак Кинзя Арсланов на самом верху политического Олимпа России фактически считался предводителем Крестьянской войны, равным по статусу «народному царю» Емельяну Пугачёву…Слухи о спасении Кинзи Арсланова долго распространялись по Башкортостану. По сведениям Уфимской провинциальной канцелярии, основанным на рапорте Бекмурзы Чанышева, весной 1775 года башкиры «между собой, ездя тайно советуют, что де содержатель их мулла Кинзя не помер, и он эти дела исправит и слышим, что у него войска много в вершинах рек Белыя, Сакмары, Ашкадара и Дёмы». Более двухсот лет слава о национальном башкирском герое Кинзе Арсланове и его ратных подвигах передавалась из поколения в поколение. К сожалению, многие факты из его жизни остаются неизвестными, но память о нём жива по сей день.
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[1 сентября 2005] | Просмотров: 343 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}