Новости » История | ||
Наконец, в седьмой секции седьмого климата Идриси пишет: «Из городов внутренних басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил»25 . Эта информация не повторяет данные более ранних авторов и потому является наиболее загадочной. В седьмой секции пятого климата и в шестой секции шестого климата Идриси помещает башкир на реке Исил. Теперь же оказывается, что они живут не на самой реке Исил, а на какой-то неизвестной реке, впадающей в нее. Именно эти сведения нашли отражение на карте.На карте Идриси 1154 года надпись «башкиры» пересекает в нижнем течении реку, вытекающую из гор Айани и впадающую в реку Атил с севера. На левом берегу этой безымянной реки выше по течению показаны города Масра и Касра, первый — на середине, а последний — почти у истоков26 . На современной карте эта река соответствует Каме, а сама река Атил, вытекающая из гор Оскаска, соответствует Белой27 . Таким образом, на карте Идриси башкиры размещены на реке Каме до впадения в нее реки Белой28 . Как ни странно, у ал-Идриси в этом отношении были последователи. На карте братьев Пицигано 1367 года на реке Каме показан город Башгорд и к востоку нанесена надпись «башкиры». На Каталонской карте мира 1375—1377 гг. башкиры показаны на левом берегу Камы29 . А.М.Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал: «…те башкиры живут в лесах в верховьях большой реки Камы, которая впадает в Волгу в двенадесяти милях ниже Казани»30 . Традиция изображать башкир на Каме, таким образом, имела место не только в арабской, но и в западноевропейской, а также русской географии.Собственную интерпретацию карты ал-Идриси в одной из своих статей предложил Н.А.Мажитов. Безымянный правый приток Итиля исследователь попытался отождествить с рекой Уфой. Этот приток вытекает из гор Айани, в которых Н.А.Мажитов видит Уральские горы. «Среди притоков Уфы с горами Айани созвучна река Ай, стекающая с Урала. Поэтому безымянный правый приток Итиля расшифровывается как реки Уфа и Ай: а горы «Айани» как часть Урала с истоками р. Ай. В этом случае башкиры на карте Идриси размещены по рекам Ай, Уфа и Белая, т. е. в пределах современного расселения этого народа»31 . Такое «новое прочтение» карты ал-Идриси маловероятно и бездоказательно. Почему правым притоком Итиля была именно река Уфа, а не более известная арабским авторам река Кама, по которой пролегал торговый путь в страну Вису? И почему Уральские горы — это расположенные горизонтально горы Айани, а не расположенные вертикально горы Оскаска? Реки Белая, Уфа и Ай берут начало в горах Оскаска, и башкиры там не размещены32 . В книге, написанной Н.А.Мажитовым совместно с А.Н.Султановой, авторам уже не понадобилось отождествлять правый приток Итиля с рекой Уфой: «На карте (Идриси. — И.А.) страна башкир размещена в верховьях реки, впадающей в Каспийское море». Верховьями этой реки, как известно, считалась «Агидель (Белая) со своими притоками», вытекающими с Уральских гор, которые на карте «выведены под названием Айани»33 . Но если река, на которой жили башкиры, вытекала из гор Айани, то это не Белая, а Верх¬няя Кама, где и помещены башкиры на карте Идриси. Конечно, нельзя считать, что башкиры и в самом деле жили не на Белой, а на Каме. Ведь и сам Идриси в седьмой секции пятого климата размещает башкир в верховьях Итиля, т. е. на р. Белой. Но этим данным противоречат данные седьмой секции седьмого климата, которые отражены на карте. Стало быть, Идриси дает две версии локализации башкир — на Белой и на Верхней Каме. Нет необходимости доказывать, что первая версия правильна, а вторая — нет. Значит, локализацию башкир в седьмой секции седьмого климата сочинения Идриси и на его карте надо признать ошибочной, а попытки Н.А.Мажитова доказать, что на карте Идриси башкиры размещены правильно, — неубедительными. Возможно, в арабской географии не было однозначного представления о начале Волги: в одних случаях ее началом могла считаться Белая, в других — Верхняя Кама. Поэтому башкиры, жившие на Белой, помещались то на самой реке Итиль, то на ее притоке. Некритическое наслоение друг на друга разного рода сведений могло привести к тому, что в качестве такого притока стала восприниматься Верхняя Кама.Конечно, труд Идриси при всех его достоинствах — это компиляция, различные части которой могли быть написаны разными авторами. Для нас наибольший интерес представляют данные, содержащиеся в седьмой секции пятого климата, шестой секции шестого климата в той части, где речь идет о расположении внутренних башкир, и седьмой секции шестого климата. Наименьший интерес представляют данные, содержащиеся в седьмой секции седьмого климата и на карте, где расположение башкир указано заведомо неверно.Итак, что же реально известно из сочинения Идриси о башкирах и Башкирии?Во-первых, Идриси знает башкир как народ, который он наряду с печенегами и булгарами относит к тюркам. Н.А.Мажитов толкует эти сведения в том смысле, что в источниках Идриси, восходящих к IX—X векам, язык башкир определен тюркским34 . Однако о языке башкир Идриси ничего не пишет. Арабские средневековые авторы не могли использовать термин «тюрк» в его современном, т. е. лингвистическом, значении35 . Арабские географы IX и особенно Х века под тюрками подразумевали «все восточноевропейские народы, безотносительно к их языковой принадлежности»36 .Во-вторых, Идриси знает Башкирию как страну, которая сама состоит из двух стран: Внутренней и Внешней Башкирии. Их можно локализовать соответственно в Южном Приуралье и Южном Зауралье. Внутренние башкиры, которые часто заменяются общим понятием «башкиры», живут на реке Белой, между гузами, булгарами и Уральскими горами. Они зависимы от булгар.В-третьих, Идриси указывает на воинственный образ жизни башкир, которые постоянно ведут внутренние и внешние войны. Башкиры — смелый и предприимчивый, т. е. пассионарный народ. Башкирия — обширная, хотя и редконаселенная страна. Таким образом, башкиры и Башкирия в сочинении ал-Идриси предстают как внушительная сила в средневековой истории Евразии.Л и т е р а т у р а1 Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. — М., 1999. С. 83-84.2 Там же. С.84.3 Там же. С.86.4 Бейлис В.М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982 год. — М., 1984. С. 216.5 Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идриси 1154 года // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры Академии наук СССР. — М., 1952. Вып. XLIII. С. 27.6 Бейлис В.М. Указ. соч. С. 217.7 Пантусов Н.Н. Сведения арабских географов о средней Азии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казан¬ском университете. — Казань. 1909. Т. XXV, вып. 5. С. 96.8 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. — М., 1974. С. 136.9 Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам.— Алма-Ата, 1972. С. 58.10 Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комментарии, исследование, указатели и карты Н. Велихановой. — Баку, 1986. С. 334.11 Macartney С.А. The Oldest Report on the Countries of the North // Macartney С.А. The Magyars in the Ninth Century. Cambridge, 1930. Р. 222. 12 Ibid.13 Это, очевидно, позднейшая вставка, так как место гузов в заволжских степях впоследствии заняли кыпчаки (куманы).14 Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1868 г., декабрь. Ч. 140. С. 710.15 Macartney С.А. Op. cit. Р. 222, note 3.16 Ibid. Р. 222, note 2.17 Мажитов Н.А. Историческая Башкирия по данным письменных источников и археологии // Проблемы древних угров на Южном Урале. — Уфа, 1988. С. 89-93.18 Коновалова И.Г. Состав сообщений о Волжской Булгарии в сочинении ал-Идриси (XII в.) // Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX-XII веков. — Казань, 1999. С. 24-25.19 История Татарской АССР. — Казань, 1955. Т. I. С. 45.20 Macartney С.А. Op. cit. Р. 223.21 Ibid. Map illustrating Places and Racial Movements discussed in Text.22 Ibid. Р. 223.23 Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. — Уфа, 1978. С. 46.24 Macartney С.А. Op. cit. Р. 223.25 Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. С. 192.26 Рыбаков Б.А. Указ. соч. Рис. 1, 4.27 Там же. Рис. 9. 28 Там же. Рис. 15а.29 Псянчин А.В. Башкортостан на старых картах: история географического изучения и картографирования. — Уфа, 2001. С. 71-72.30 Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. — М., 1986. С. 261.31 Мажитов Н.А. Указ. соч. С. 96.32 Рыбаков Б.А. Указ. соч. Рис. 1, 9.33 Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. — Уфа, 1994. С. 136.34 Мажитов Н.А. Указ. соч. С. 100.35 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М., 1993. С. 24.36 Кучумов И.В. Раннесредневековые сведения о башкирах и проблемы этнической идентичности // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. — Уфа, 2006. С. 65.Игорь Антонов http://www.vatandash.ru/index.php?article=1617
Предыдущая страница | Страница 2 из 2 |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[29 сентября 2008] | Просмотров: 704 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}