Религия — форма обществ. сознания, отражающая действительность через призму представлений о существовании сверхъестеств. сил и потустороннего мира (рай и ад). Персонификацией сверхъестественного в сознании людей выступает Бог. Религия включает в себя религ. мировоззрение (основано на признании бога или мн. богов создателями и управителями мира, определяющими его судьбу, роль чел. в нем), совокупность религ. ритуалов (богослужение, жертвоприношение и др.) и религ. чувства (радость богообщения, чувство греховности, смирения и т.д.). Ср-вами религ. культа являются храм, молитв. дом, религ. иск-во; для развитых религ. систем характерна символика (крест — символ христианства, полумесяц — ислама и т.д.).
Первая соборная мечеть в г. Уфе.
Возникновение первонач. религ. представлений, по мнению палеоархеологов (А.П.Окладников и др.), относится к позднему периоду первобытного стада (эпоха мустье) и связано с антропо-морфизацией окружающих явлений и предметов древними людьми — неандертальцами. Вместе с формированием чел. и об-ва шел процесс становления системы религ. представлений и действий. По мнению идеологов мир. религий, божественные откровения даются людям в совершенном и законченном виде и не нуждаются в развитии. Религии бывают политеистические — поклонение множеству богов (см. Верования доисламские, Язычество) и монотеистические поклонение единому богу [иудаизм (см. Иудеи), христианство, буддизм, ислам].
В период первобытной истории у башкир получили распространение анимизм — вера в существование души, духов (дух гор — тау эйэhе, хозяин дома — эй эйэhе), фетишизм — вера в сверхъестеств. св-ва разл. предметов (культ камня, культ волка, культ журавля и др.), а также магия — вера в возможность воздействовать заклинаниями на природные явления и судьбы людей (колдовство — сихыр, леч. магия — багыу).
Минарет историко-архитектурного комплекса Караван -Сарай в г. Оренбурге.
В домусульм. период своей истории башкиры, вероятно, исповедовали зороастризм (древнеиран. религия по им. пророка Заратустры, идея к-рой заключается в представлении зависимости от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти) и тенгриан-ство (от Тенгри — небо, бог). Иранское этнокультурное воздействие на духовную жизнь башкир хорошо прослеживается в эпич. сказании «Урал-Батыр«. В нем говорится о непрекращающейся борьбе добра и зла во всем мироздании. Если в зороастризме добро и зло господствуют в мире, как бы уравновешивая друг друга, то в «Урал-Батыре» добро побеждает зло. В нем также содержатся сведения о поклонении башкир небу. По сведениям Ахмеда ибн-Фадлана, среди башкир в нач. 10 в. можно было встретить и мусульман, и язычников, поклоняющихся множеству богов во главе с их гл. богом па небе. Несмотря на офиц. принятие ислама в Золотой Орде в 1325 и укрепление его позиций в Башкортостане в 17-19 вв., реликтовые элементы древних верований башкир продолжали сохраняться, образуя синкретич. религ. сознание. Мн. тюркоязычные мусульмане и ныне продолжают употреблять как идентичные понятия Аллах (араб. Бог) и Тенгри (древнетюрк. Бог).
Государственно-конфессиональные отношения в Башкортостане в разные периоды истории носили адекватный соц.-полит. ситуации характер. В эпоху господства языч. представлений у башкир взаимоотношения между вождями племен и языч. жрецами были очень тесными; светскую и духовную власть объединяло мировоззрение, основанное на обожествлении окружающей среды. В период формирования союза баш. племен верх. бог Тенгри выступает как объединяющая духовная сила, громом и молнией подавляющая злых духов (внутр. и внеш. врагов союза племен). Дальнейшая соц.- политич. ситуация в связи с расслоением баш. скотоводов на богатых и бедных обусловливала проникновение и распространение в 10-16 вв. среди башкир новой религии -ислама. В утверждении шариатских законов (см. Шариат) особо были заинтересованы ханы, ибо ислам, как ни одна др. монотеистич. религия, с помощью Корана и Сунны жестко и однозначно утверждает отношения властвования и подчинения. Мусульманство ставило свободолюбивого баш. кочевника в довольно жесткие религиозно-правовые рамки, поэтому он довольно долго сопротивлялся нововведению. Тем не менее, к началу проникновения правосл. христ-ва в Башкортостан ислам становится образом жизни баш. народа.
Петропавловская церковь в г. Нефтекамске.
В первое столетие нахождения Башкортостана в составе Рос. империи, несмотря на начатую политику христианизации, крещению подвергались в осн. переселенцы из Поволжья, желающие получить поместья и дворянство. Со 2-й пол. 17 в. проводится насильств. христианизация, на что мусульм. нас. Башкортостана ответило рядом восстаний (см. Башкирские восстания 17-18 вв). Вскоре Екатерина II, стремясь превратить духовенство мусульманское в прислужника иравосл. Рус. гос-ва, в 1788 спец. указом учреждает в Уфе Духовное собрание мусульман (см. Центральнoe Духовное управление мусульман России, Европейских стран СНГ) с нехарактерной для суннитской ветви мусульманства иерархией духовенства и централизацией правления, почти как в правосл. конфессии. В кон. 18 в. в Башкортостане было установлено формальное равноправие между православием и исламом. Фактически в России до 1917 господствующее положение занимала Русская правосл. церковь (РПЦ). Старообрядчество, сектнантство, а также язычники, протестанты, католики и др. конфессии подвергались преследованию.
Крестово-Погребальная часовня историко-архитектурного ансамбля Градо-Уфимской Богородской церкви.
После Февральской революции (1917) создаются необходимые условия для демократизации гос.-конфессиональных отношений в Башкортостане. В решении Всебаш. курултая (дек. 1917, Оренбург) все религии объявляются равными и отделенными от гос-ва, но в решении подчеркивалось и то, что Главное Духовное управление мусульман должно находиться при Центр. пр-ве Башкурдистана (см. Духовное управление мусульман Республики Бишкортостан). Противоречивым было и то, что в армейских частях роль политкомиссаров выполняли полковые муллы. Поэтому мн. выдающиеся предст. мусульм. мира считали Башкурдистан исламским гос-вом. Все это говорит о невыраженном характере гос.-конфессиональных отношении н авт. респ., провозглашенной Л.-З.Валидовым и его соратниками.
Политика Сов. гос-ва в обл. религии и вероисповедания была определена в янв. 1918 Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по условиям к-рого каждый гражданин мог свободно определить свое отношение к религии: быть верующим пли атеистом (см. Атеизм). Все религии становятся равными перед законом. Однако гос.-конфессиональные отношения как к целом в России, так и в Башкортостане в дальнейшем формировались на основе большевистской позиции, вытекающей из сущности коммунистич. мировоззрения. Религия рассматривалась как враждебная сила, с к-рой надо бороться как с классовым врагом. В 80-х гг. в процессе демократизации об-ва. партия и гос-во были вынуждены признать ошибки прежней политики по религ. вопросу.
Положение религиозных конфессий существенно изменилось с принятием 20 июня 1991 Закона «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР». Закон декларирует: «Каждый гражданин Республики Башкортостан самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с др. исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии…». Согласно этому закону религ. орг-ции «…не участвуют в выборах органов государственной власти и управления и в деятельности политических партий», однако «служители религиозных организаций имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами».
Изменилась структура гос. учреждения, контролирующего исполнение законов о религ. opr-циях. Ин-т уполномоченных но делам религий, действующий в Башкортостане с сер. 40-х гг., преобразован в Совет по делам религий при Кабинете Министров РБ. Кроме контрольных функций, он оказывает экспертно-консультативную помощь гос. учреждениям и религ. орг-ииям по гос.-конфессиональным отношениям.
Значительно активизировалась жизнь религ. конфессий. Если в 1990 действовало 2 религ. центра (правосл. и мусульм.), то к 1 янв. 1996 их стало 5. Это — ЦДУМ России, европ. стран СНГ (Уфа), Уфим. епарх. управление (Уфа), ДУМ РБ (Уфа), ДУМ РБ при ЦДУМ (Салават), Объединение церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ, Уфа). Образованы 20 мусульм. мухтасибатов (регион, управлений) и 10 правосл. благочинных округов. Из 579 религ. объединений (70 — без регистрации), действующих в респ. на 1 янв. 1996, 430 — мусульм. (в 1990 их было 30), из них ок. 240 находятся в ведении ДУМ РБ, ок. 190 — ЦДУМ; 107 — объединения Рус. правосл. церкви (РПЦ, в 1990 — 32), 5 — старообрядческие религ. орг-ции, 10 общины ЕХБ (Союза ЕХБ РФ), 5 — ЕХБ (Совета церквей ЕХБ), 4 — лютеран, 3 адвентистов седьмого дня, 1 — католиков, 1 — иудейская. Наряду с традиц. религиями и их сектами в 1994-95 получили распространение и нетрадиц. религ. течения: Свидетелей Иеговы (1). Церкви Христа (5), Церкви объединения (1), Сознания Кришны (1), Новоапостольской церкви (3), мормонов (1), Последователей веры Бахаи (1). По приглашению рук-ва религ. объединений в респ. приезжают миссионеры из-за рубежа и др. городов России. Они участвуют в проведении религ. праздников, обрядов, распространяют религ. и богосл. лит-ру, предметы религ. культа, оказывают финанс. помощь религ. объединениям.
Религ. центрами открыты духовные уч. заведения по подготовке проф. религ. деятелей. В 5 медресе, находящихся в ведении ДУМ РБ, обучаются 158 шакирдов, в медресе ЦДУМ (преобразовано в мае 1996 в Высший исламский ин-т) 50 человек. В раэл. странах получают образование 21 чел. от ДУМ РБ, 28 — от ЦДУМ. В уч. заведениях РПЦ обучаются 52 посланца Уфимского епарх. управления, в Уфимском филиале Моск. правосл. Свято-Тихоновского богосл. ин-та. открытого на базе Богородской церкви, 17 чел., в т.ч. 4 женщины. В 7 воскресных школах РПЦ обучаются более 650 учащихся. Действует 1 нач. школа Рос. Совета ЕХБ, 1 школа при религ. объединении Сознания Кришны (Уфа). Выпущено большое кол-во религ.-филос., дидактич., канонич. лит-ры, выходят периодические издания (см. Мусульманская периодическая печать, Христианская периодическая печать). Переведен на баш. яз. и издан Коран. Строятся нов. культ. здания и восстанавливаются старые (см. Церкви, Монастыри, Мечети. Часовни). Рук-вом респ. для реставрации и ремонта молитв. зданий выделяются строит. материалы, оказывается фин. помощь. В соотв. с пост. Кабинета Министров РБ от 21 июля 1995 «О передаче культовых зданий религиозным организациям» верующим возвращено 84 здания, из них мусульманам — 36, объединениям РПЦ — 48, в т.ч. типография ЦДУМ, реставрац. мастерские Епарх. управления, передано 62 здания, ранее им не принадлежащие. Продолжается процесс выявления на терр. респ. культовых зданий, используемых не по назначению. Органы гос. власти свои отношения с религ. объединениями и верующими строят в соотв. с Конституциями РФ и РБ. Дни гл. религ. праздников (православные и мусульманские) объявлены нерабочими.