До принятия башкирами ислама господствующее положение в их сознании занимало развитое языческое мировоззрение, тенгрианство, тесно связанное с обожествлением живых и физ. сил окружающего мира. Мусульм. вероучение входило в образ мышления башкир постепенно в течение неск. веков. Под воздействием укореняющегося ислама происходит, как можно судить по произв. тюркоязыч. лит-ры Урало-Поволжья 11- 15 вв. (см. Башкирская литература), ознакомление башкир с элементами античной философии в араб. переводах (Платон, Аристотель), филос. мыслью араб. мира (Аль-Газали, Ибн-Сина, Аль-Фараби и др.). Мусульм. миссионеры, купцы и путешественники, а затем религ. деятели и образованные люди распространяли среди башкир произв. вел. поэтов Востока (Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади, Руми, Хафиза, Низами и др.). Сосуществование в мировоззрении народа ислама, тенгрианства, пережитков древнейшего язычества и развитие на этом фоне элементов рационального мышления определило глубокое своеобразие самосознания средневековых башкир. В общей картине саморазвития филос. мышления преобладают темы и проблемы космогонии, происхождения мира и людей, образования ландшафтов, рек и водоемов, расселения народов и расслоения соц. сообществ и т.д., рассматриваемые преимущественно как происхождение, история, образ жизни башкир. В подавляющем бол-ве они воплощены в эпич. произведениях: «Урал-Батыр«, «Акбузат«, «Бабсак-бей и Кыпсак-бей», космогонич. мифах, ист. преданиях, генеалогич. записях (шежере) и др. Онтологич. проблемы здесь неразрывно связаны с гуманистич. вопросами, элементами гносеологических проблем, отражены в дидактич. сентенциях, мифологич. образах, сосредоточенных на идеях мироустройства. Сравнит. анализ выделяет в них общечеловеческие идеи, имеющие глубокие связи с культурами Дальнего и Ближнего Востока, Ср. Азии и Средиземноморья. В синкретич. произв. нац. фольклора сосредоточен «генетический код» духовной культуры башкир. Средневековая письм. лит-ра на тюрки от Юсуфа Баласагунского и Кул Гали до Хорезми и Катиба, развивавшаяся на единой религ. почве, ставшая достоянием огромного этнич. пространства от Вост. Туркестана до Волжской Болгарии (см. Булгария Волжская), фиксирует общую для мн. народов мусульм. культуру мысли. В ней, наравне с изложением основ веры, норм морали, принципов права, сквозной темой проходят идеи соц. справедливости, понятия об идеальном правителе, всемогуществе любви и добра и т.п.
Переход к новому вр., совпавший с присоединением Башкирии к Pусскому государству, меняет состояние и формы духовной культуры народа. Становление единого хоз.-экон. пространства и развитие соц.-экон. связей с Россией направили филос. мысль Башкортостана по руслу рационализма. На содержании интеллектуальной культуры начинает сказываться влияние филос. мысли Европы. Формирующая филос. мысль в Башкортостане находится в единстве с теологией и концентрируется в местных мусульм. общинах с медресе разл. образоват. уровня. К этому времени в регионе возникает единая со Ср. Азией и исламским Востоком культура, к-рая и определяет все стороны жизни башкир вплоть до 1-й четв. 20 в. В 19 в. неск. ослабевает давление царского самодержавия на ислама, возникает возможность относительно спокойного сосуществования христианской и исламской культур. Это создаст условия для развития мусульм. теологии. Богословие превращается в важный элемент духовной жизни мусульман России. Единство веры и религ. доктрин способствует становлению единой мусульм. культуры, обращенной ко всем тюркояз. народам России, — от Крыма до вост. окраин империи. Еще в сер. 18 в. появляются первые соц.-филос. трактаты и ист. сочинения. Среди них «Письмо Батырши« императрице Елизавете Петровне о причинах баш. восстания 1755, в к-ром делается попытка анализа соц.-политнч. причин баш. восстаний. Автор отстаивает идеи соц. и нац. равенства, защищает права башкир в использовании природных богатств края, проводит идею правомерности ответных акций народа против «злодеяний» — крайних проявлений колониальной политики пр-ва, насильств. вытеснения башкир из вотчин и общинных угодий, роста налогов и повинностей, безвозмездной воинской пограничной службы и т.п. Батырша настаивает на необходимости изучения обществ. мнения, выражаемого на нар. собраниях башкир — йыйынах. Своеобразны мысли муллы Мурата Ишкали-углы, к-рый пишет: «Зол в свете много, от множества которых народы в нищету впали». В теч. 60-х гг. 18 в. мулла Мурат написал неск. религ.-филос. трактатов, сохранившихся в коротких фрагментах-цитатах в следств. материалах Оренб. губ. канцелярии и особой комиссии императорского Сената. Одна из книг была посвящена императрице Екатерине II, к-рая, ознакомившись с рукописью, приказала освободить арестованного по подозрению в антиправительств. агитации богослова, ибо: «…Не виновен, как потому, что он родился с горячим воображением, за что наказания никто не достоин, ибо сам себя никто не сотворит». Мулла Мурат мечтал о спасении человека, народа и всего человечества от зла и страдания путем повсеместного распространения ислама, центрами к-рого должны были стать наравне с мировыми святилищами древние тюрк. столицы Булгар и Биляр. В его учении проглядывают черты доктрин о «восточном озарении», где божественное откровение сочленено с глубоким внутр. сознанием религ. истин, а метод предполагает единство рационалистич. иссл. и экстатич. интуитивного постижения сущностей. Острота соц.-экон. и полит. противоречий в России 18 в. непрестанно направляет филос. и социол. мысль Башкортостана на постижение причин и корней жизненных коллизий и уяснение путей их разрешения. В этой связи ключевые принципы мировоззрения народа содержались также в политич. манифестах и повстанч. распоряжениях нац. героя баш. народа Салавата Юлаева, сподвижника вождя Крестьянской войны 1773-75 гг. Е.И. Пугачева. Нар. герой рассматривает баш. восстания как естеств. реакцию народа на усиление экон. и полит. давления, как инструмент освобождения края от колониального гнета, а также — решения внутр. соц.-полит. проблем. Соц. видение великого борца за интересы народа не имеет ничего общего с нац. ограниченностью: он сознает бесправность не только башкир и др. малых народов империи, но и рус. крестьян. Его указ от 13 янв. 1774 об определении нового атамана Красноуфимской крепости и наставление властям об управлении крепостью и ее округой содержат важные положения, свидетельствующие о становлении государственно-правовых норм в практической деят-сти повстанцев.
На рубеже 18-19 вв. в Башкортостане широкой волной распространяется суфизм (тасаввуф). Суфийский толк, бравший начало от кр. предст. среднеазиатского течения тасаввуфа Юсуфа аль-Хамадени (12 в.) и Мухаммада аль-Бухари (14 в.), был издревле известен в крае и выдвинул местных адептов. В новое вр., особенно после «бунташного века» баш. восстаний, популярность суфийского мировоззрения и образа жизни резко возросла. В «башкирском» суфизме вопросы веры и религ. морали сплошь и рядом перерастают в иссл. гражд. состояния людей, критику соц. явлений, расходящихся с божеств. справедливостью, разоблачение морального зла. Согласно Шамсетдину Заки, философия — это только школа, «только начало, подготавливающее искателей истины»: «Слава мира в деянии». Абульманих Каргалы представлял соц. отношения, гос. устройство и взаимоотношения между монархом и народом в виде отношений религ. наставника и его учеников. Он последовательно проводил идею религ.-нравств. очищения всех сторон совр. ему «порочного мира». В центре размышлений Хибатуллы Салихова — исполнение гражд. долга, осуществление добродетельных поступков, определяющих как нравств. достоинство человека, так и его творч. роль в об-ве. Легендарной стала наставнич. и проповеднич. деят-сть ишана Зайнуллы Расулева (1833-1917), под духовным влиянием к-рого находились сотни и тысячи мулл Урала, Поволжья, Сибири. У него учились Г.Расулев, Г.Баруди, М.Гафури и мн. др. Засл. авторитетом пользовались в богословии муллы-суфии Валетдин Багдади, Габдулла Саитов, аскеты Гариф Сайрани и Низаметднн аль-Короси. Нек-рые из суфийских мыслителей края были одновр. стихотворцами (те же Заки, Каргалы, Салихов, а также Шафик и Фаврис Тамьяни, Г.Усман аль-Болгари, М.Кутуш-Кыпсаки и мн. др.). Эстетич. канон суфийских поэтов, представлявших многовековые традиции лит-ры на тюрки, опирался на духовные предписания ислама и морально-этич. нормы шариата и был во мн. подчинен дидактич. задачам религ. и нравств. просвещения. Одновр. их худ.-эстет. опыт, обращенный к совр. ист. среде и жизненным темам, наполнялся актуальными идеями, достоверными реалиями живой нар. культуры.
Важнейшую роль в развитии философской мысли на рубеже 19 и 20 вв. в Башкортостане сыграло просветительское движение. В полную силу просветительство в Башкортостане развернулось в последней четв. 19 в. и приняло религ.-реформаторское направление. Одним из самых крупных представителей просветительства в Башкортостане был М.Уметбаев. Рассматривая автономную от Верх. существа природу в качестве универсального источника всего сущего, мыслитель выводил из него принцип единства законов природы и об-ва. Познание этих законов, соблюдение их в интересах человека способно, по его рассуждению, поднять страну на более эффективную ступень обществ.-политич. орг-ции, материальной и духовной культуры. Ист. и этногр. труды Уметбаева впервые ввели в науку конкретные вопросы интеграции баш. об-ва в рос. государственность. Крупнейшим предст. религ.-реформаторского крыла просветительства в Башкортостане явился Ризаитдин Фахретдинов. Общепринятое понятие «мусульманская реформация», сложившееся к нач. 20 в.. полно и исчерпывающе характеризует его обширную творч. деят-сть, преисполненную пафоса обогащения всех установок и норм мусульм. бытия достижениями современности: «Ислам и есть культура, восходящая культура, под воздействием которой дети Адама непрестанно меняются к лучшему». Поэты-просветители, вступившие в лит-ру на рубеже 20 в., публицисты, выступавшие в периодич. изданиях Уфы, Оренбурга, Казани, С.-Петербурга и др. городов России, реализуют мн. формы словесности и журналистики, рассматривая их как высший способ познания и действенный инструмент воздействия на все стороны жизни. М.Акмулла прямо соотносит свое поэтич. т-во со взглядами, восходящими к Марджани, и воплощает в нем весь спектр идей и тем просветительства. Он ратовал за широкое распространение образования в массах: «Башкиры мои! Образование — жизненная необходимость». Анализируемые ими гуманитарные проблемы зависели от общей религ.-филос. позиции просветительства.
Гафури входит в лит-ру с кн. «Сибирская железная дорога, или Положение нации», непосредственно декларирующей просветит. идеалы прогресса. Поэты, драматурги, публицисты М.Бурангулов, Х.Габитов, Г.Гумери, Б.Мирзанов, Д.Юлтый, С.Якшигулов и др. на материале истории, этнографии и фольклора баш. народа выдвигают канонич. для просветительства концепцию о решающей роли в мир. истории «естественного порядка». С глубокой заботой о судьбах родного народа они выразили сомнение в оправданности новейшей цивилизации, надвинувшейся вместе с новым веком. Всеотравляющий, по выражению Габитова, «драконий яд» нищеты, невежества, духовного упадка, жестоких соц. противоречий проистекал, на их взгляд, из разрушит. наступления двойств. союза старого рос. колониализма и молодого европ. капитализма на традиц. основы хозяйствования и культуру башкир, кодекс морали народа. Ш .Бабич пишет сати-рич. поэму «Газазил», «сокровище, определившее целую эпоху в истории развития башкирской поэзии» (Р.Бикбаев). Поэма в формах «гротескного реализма» обыгрывает коранич. сюжет о падшем ангеле и создает меткую картину обществ.-полит. жизни Башкортостана и всей России, охваченной рев. кризисом. Эстетич. нормы просветителей, традиционно связанные с эстетикой классич. лит-ры на тюрки и худ. культурой классич. Востока, обильно черпают из опыта нац. фольклора, а также культур др. народов. Творч. метод баш. лит-ры и иск-ва на рубеже 19-20 вв. характеризуется чертами просветит. реализма и натурализма. Самобытные взгляды складываются в обл. права, этики, педагогики, философии межнац. отношений и др. В целом философия в Башкортостане входит в новый век с твердыми представлениями о самодостаточности нац. культуры мысли.
1-я четв. 20 в. открывает наиб. внушительную картину филос. культуры Башкортостана. «В духовной жизни башкиры, как и многие другие народы, обладали внутренней самостоятельностью, …и это бесспорный факт» (А.-З.Валидов). Мощное развитие исламской мысли, глубоко встревоженной всемирно-ист. коллизиями нач. века, выводит теологию на позиции универсалистского синтеза: «…Ислам содрогается в родовых муках. Нарождается нечто невиданное, но, несомненно, исполненное добра и справедливости. И мы, шесть миллионов мусульман внутренней России, замершие в ожидании, словно шесть миллионов каменных надгробий, — тому прямые наследники» (Фахретдинов). Безотносительно к конкретным именам и биографиям, в мусульм. секторе духовной культуры Башкортостана пустила глубокие корни идея двойной детерминации причинно-следственных связей в мире — божественного предопределения и природной причинности, надприродного промысла и свободы воли человека. Она оказалась чрезвычайно продуктивной и была взята на вооружение практически всеми интеллектуалами края, прежде всего, просветителями. Просветит. философия полностью уходит от обсуждения теологич. тем и проблем, сосредоточивается на разработке отд. филос. дисциплин. Определяются и находят свое выражение ист.-филос. взгляды А.Инана, С.Мрясова, Г.Тагана, Т.Гисмати, Г.Гисматуллина. Версифицированные афоризмы, трактаты, пролегомены к этике, социологии и политике, эстетике и поэтике и др. излагают Бабич («Китабеннас»), Габитов, Гафури («Завещание 1906 года году 1907-му»), Якшигулов. Формируются самобытные эстетич. принципы Бурангулова — образ мышления, соотнесенный с эстетикой и поэтич. методом нац. эпоса. С ориг. теорией театра выступает В.Муртазин-Иманский. Эпоха трех рев-ций в России накладывает глубокий отпечаток на содержание и способ мышления баш. просветителей. Филос. сознание направляется в сферу исчисления насущных вопросов политич. истории, политэкономии, права, межнац. отношений, рев. событий, теории и практики нац.-освободит. борьбы. Филос. культура Башкортостана превращается в ин-т рев. идей. Формируется лагерь нар.-революционной и социал. демократии, в к-ром все теории и умозрения преследуют радикальные цели переустройства жизни. Наиб. полно концептуальные и конкретно-ист. св-ва интеллектуальной культуры Башкортостана 1-й четв. 20 в. были представлены в науч. и публицистич. т-ве Валидова, в его политич. деят-сти, обеспеченной нарастающим запасом теоретич. и практич. знаний строителя баш. автономии: «…Любое политическое действие должно иметь твердое научное обоснование, а также соотноситься с личными духовными возможностями каждого человека». Мировоззрение его определялось ист. векторами всех трех рев-ций в России и нац-освободит. борьбой баш. народа в 1917-19. Исламовед, филолог-полиглот, тюрколог широкого профиля, написавший впоследствии многочисл. тр. по истории и культуре тюрк. народов, он свои науч. и лит. интересы сосредоточил в большом круге спец. и теоретич. предметов. На переднем плане его филос. занятий находились как классич. философия, особенно ближневосточная (Бируни, Накшбанд, Ибн-Халдун), так и совр. направления ист.-филос. процесса (Марджани, Шопенгауэр, Ницше). Он испытал также сильное влияние социалистич. учений, положительно оценивал марксистское положение об определяющей роли соц.-экон. факторов в истории (Плеханов), поддерживал зем. программу партии эсеров (Чернов). По ходу развития рев. ситуации и событий собственно нац.-освободит. движения башкир Валидов сверял свои теоретич. позиции с реальностью политич. борьбы и стр-ва баш. автономии. Его мировоззрению были чужды коммунистич. программа тотального обобществления всех форм собственности, а прежде всего, земли и крест. собственности, теория диктатуры пролетариата как «высшей» формы демократии, однозначно классовое содержание нац. политики большевиков, принцип однопартийной системы гос. управления и т.п. Политич. программа Валидова в ее завершенной форме предусматривала создание в России многонац. федеративного гос-ва, построенного на широкой дем. основе. Она коренилась в филос. воззрениях мыслителя, представлявших, в сущности, свод идей, на к-рые опиралась вся баш. нац. демократия. В них были преломлены применительно к эпохе мн. традиц. формулы филос. культуры баш. народа. Исходная посылка Валидова: человеч. жизнь имеет смысл только в отношении к Абсолюту. Эта идея и выводит человека на арену мироустройства, цель к-рого — благополучие и счастье людей, а инструмент в
каждом отд. случае — ист. сооб-во людей, народ, гл. образом, тот или иной этнос. Свобода воли человека есть проявление высшей справедливости. Поэтому история и культура, в полном объеме создаваемые людьми по их собств. разумению, несут также печать божественного Промысла. Реальность и цель филос. Мысли — найти и выявить взаимное отражение знаков Провидения и земных человеч. судеб.
С кон. 19 в. в общее русло философии в Башкортостане вливается марксизм. Поначалу он носит в крае элементарный пропагандистский характер. Победа социал. рев-ции в России определяет ему роль офиц. сов. парт.-гос. идеологии. В своем ист. развитии он оказал интенсивное влияние на филос. публицистику Башкортостана. Практически все направления филос. культуры края, возможно, за исключением мусульм. богословия, откликнулись на те или др. установки марксистской философии. Материализм воспринимается отныне в канонизированной форме. И уже с 1922-23 (вр. высылки и ухода в эмиграцию видных деят. науки и культуры России, в т.ч. и Башкортостана) марксизм, получивший вскоре прибавление «ленинизм», насаждается в умах через гос. науч. учреждения, прессу и книгоиздательское дело, систему образования, густую и нарастающую сеть политич. просвещения. Представленный разнокалиберным строем филос., экон. и соц.-полит. доктрин, марксизм-ленинизм рекомендуется в качестве «науки наук», единственно истинного способа мышления. Пресекаются все др. направления, формы, школы филос. мысли и всякая критика идеологии Коммунистич. партии и Сов. гос-ва. Ревнители традиц. школ и направлений философии в Башкортостане, а также предст. молодого поколения ученых, так или иначе ссылавшиеся на традицию, подвергаются гражд. остракизму и репрессиям вплоть до смертной казни. На всем протяжении 20-40-х гг. т. наз. директивные органы Коммунистич. партии от обкома до ЦК подвергают разрушит. «проработке» филос. корпус духовной культуры баш. народа. Развитие философской мысли в респ. катастрофически замедляется, она теряет проф. качества и спецификации; живая мысль, всячески маскируемая, теплится лишь в конкретных науках, отд. ист. дисциплинах, аллегорич. жанрах худ. лит-ры.
Подъем философии в Башкортостане обозначается с сер. 50-х гг.. в контексте общего «потепления» политич. климата в стране. Он был обеспечен, в первую очередь, массовой подготовкой проф. кадров — преподавателей спец. филос. дисциплин и науч. работников. Вместе с тем сдвиги в филос. науке имели имманентную природу. Развитие обществоведч. и гуманитарных наук необходимо подсказывало исследователям концептуально направленные выводы, философски артикулированные формулы. Работы в обл. истории Башкортостана (Б.Х.Юлдашбаев, И.Г.Акманов, коллективные труды), истории баш. лит-ры (А.И.Харисов, Г.Б.Хусаинов), баш. нац. фольклора (.А.Н.Киреев, М.М.Сагитов, А.М.Сулейманов), этнографии и этнологии (Р.Г.Кузеев, Н.В.Бикбулатов), археологии, источниковедения, искусствоведения и др. реально выходили на модели историко-философских проблем. В пределах литературоведч. иссл. появилось неск. произв., посвященных философии просветителей. В послед. вр. активизировалась проповеднич. и публицистич. деят-сть богословов, группирующихся вокруг ДУМЕС (ныне — Центральное Духовное управление мусульман европейской части России, Сибири и стран Балтии) и Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. Собств. филос. слой марксизма-ленинизма (диалектич. материализм), его социология и история философии (ист. материализм) также испытали преобразующее влияние ист. времени и нарастающего менталитета науки. Бывший марксизм-ленинизм распался на ряд спец. филос. дисциплин и направлений. К наст. времени философия в Башкортостане располагает рядом школ, различаемых, гл. образом, по науч. специализации. Наиб. крупно представлены иссл. и науч.-нед. деят-сть в обл. ист. философии и обществ.-полит. мысли баш. народа (Г.С.Исмагилов, Д.М.Азаматов), диалектики и методологии науч. познания (Т.Г.Султангузин, В.Н.Финогентов), соц. философии и социологии (Ф.Б.Садыков) в Баш. гос. ун-те, социологии и соц. философии (Н.А.Аитов, Ф.С.Файзуллин) в Уфим. авиац. ин-те. В 80-90 гг. в Башкирском государственном университете сформировались новые школы: иссл. проблем науч. картины мира (Б.С.Галимов), обоснований в математике и др. фундам. науках (А.Ф.Кудряшов), т-ва (С.Н.Семенов), специфики баш. нац. культуры (Д.Ж.Валеев), истории классич. нем. философии (А.В.Лукьянов) и др. Оживлению филос. иссл. способствовало создание в 1981 Баш. отделения Филос. об-ва СССР (ныне Рос. филос. об-во). Упорядочение филос. мысли, углубление исслед. работы, широкий интерес к достижениям мировой науки возвращают философии в Башкортостане черты самобытной культуры.