Новости » Культура | ||
В настоящее время в обществе наблюдается возрождение интереса к традиционной культуре, народному творчеству, к элементам народного воспитания, в том числе и музыкального.В последние годы у учащейся молодежи все больший интерес вызывает башкирский народный инструмент — курай. В Уфимском училище искусств и Уфимском государственном институте искусств на отделах народных инструментов открыт класс курая, где исполнители — профессионалы совершенствуют свое мастерство.В школах, центрах детского творчества, домах культуры организованы фольклорные коллективы, довольно часто использующие курай в качестве сопровождающего пение или сольное исполнение несложных импровизаций в процессе выступления коллектива. В ряде музыкальных школ республики открыты фольклорные отделения, на которых учащиеся знакомятся с различными народными музыкальными инструментами и обучаются пению в своеобразной народной манере.Курай вобрал в себя многовековую историю народа своего создателя. О древности курая говорит такой факт: башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем 1000 летнюю историю. Об этом же свидетельствуют упоминания о курае в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», «Кунгыр буга» и др. Звучание курая — поэтичное и эпически возвышенное, поэтому этот духовой инструмент стал национальным для всех башкир. С. Т. Аксаков называл курай «Чудным явлением в мире духовых инструментов»Обучая ребенка игре на инструменте, очень важно опираясь на накопленные музыкальные представления ребенка расширять его музыкальный кругозор, пробудить и сохранить его любовь к музыке и направить его усилия на овладение музыкальным языком.Навыки звукоизвлечения ученики осваивают под руководством педагога на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и и различными характерными приемами.Выбирая репертуар, преподаватель должен учитывать исполнительские возможности ученика, его возрастные особенности. Материал должен быть доступен ученику по техническим возможностям исполнения и по эмоционально-образному содержанию музыкального произведения. Очень важно при выборе репертуара учитывать принцип постепенного усложнения репертуара при учете зоны ближайшего развития ученика, чтобы уже при разборе ученик был уверен, что исполнение этого произведения ему по силам. Но при этом необходимо, чтобы в каждом произведении ставилась новая для ученика задача, требующая от исполнителя совершенствования технических приемов или усилий, направленных на раскрытие музыкально-образного содержания. Только в этом случае будет обеспечено развитие ученика. Нужно помнить, что на уроках помимо совершенствования технических навыков, решаются и воспитательные задачи, поэтому репертуар должен быть ярким и эмоциональным, включать лучшие образцы башкирской народной музыки, произведения башкирских композиторов
Развитие каждого ученика фиксируется в индивидуальном плане, в котором указаны результаты приемного прослушивания ученика, его музыкальные данные. Репертуарный план составляется на полугодие с учетом индивидуальных особенностей ученика и утверждается заведующим отделом. Здесь же фиксируются результаты всех академических прослушиваний, технических зачетов, проведенных в течение года, отслеживается концертная исполнительская практика ученика. На конец года составляется характеристика, в которой проанализировано развитие ученика в текущем году и указаны направления дальнейшей работы.Звукоизвлечение на курае связано с использованием различных компонентов исполнительского аппарата (органы слуха, дыхание, губы, зубы, язык и пальцы). Качество звука находится в прямой зависимости от степени развития и согласованности всех компонентов исполнительского аппарата, поэтому на начальной стадии обучения необходимо настойчиво и кропотливо заниматься постоянным развитием всех его частей.Без хорошо развитого слуха невозможно чистое интонирование и чистое воспроизведение звука. Дыхание также влияет на чистоту звукоизвлечения, а следовательно и на интонирование, подвижность и техничность звучания, фразировку и т.д. Развитие губной техники влияет на чистоту и на напевность звучания инструмента. Движение языка обусловливает четкость атаки звука, а следовательно и чистоту звукоизвлечения, подвижность, техничность исполнения. Синхронное движение рук и пальцев с движением языка, мышцами дыхания, губными лицевыми мышцами играют самую непосредственную роль в работе над звуком.Дыхание — источник жизни звука, основная часть процесса звукоизвлечения. Во время игры на духовом инструменте процесс дыхания (быстрый вдох, затем задержание и очень разумный, умеренный расход воздуха) контролируется музыкантом, управляется центральной нервной системой, волей, сознанием.Дыхание при игре на курае отличается от обычного тем, что оно требует большого запаса воздуха в грудной клетке. Вдох отличается большей глубиной, фаза выдоха в нем значительно напряженнее фазы вдоха. Исполнителю приходится делать быстрый вдох и разнообразный выдох в зависимости от характера исполняемой фразы, штриха или нюанса. Исполнительское дыхание это не только процесс, необходимый для извлечения звука в сочетании с хорошо развитым губным аппаратом, но и важное условие музыкальной выразительности. В момент игры дыхание берется ртом при незначительном участии носа. Вдох должен быть смешанным, глубоким в зависимости от продолжительности фразы и других задач. Таким образом дыхание может быть активно использовано музыкантом как средство музыкальной выразительности, но для того, чтобы оно стало таковым нужно уметь правильно выбрать тип дыхания, точный момент производства вдоха не нарушая, а наоборот подчеркивая логику музыкального развития. Цезура подчеркивает смысловое значение музыкальной фразы. Исполнительское дыхание тесно связано с музыкальной фразировкой и полностью ей подчиняется.Язык — очень подвижный мышечный орган, поддающийся развитию. Язык передает энергию губам, регулирует движение выделяемой струи воздуха, обеспечивая звук. Ощущение согласованности действий звука с работой губ, дыхания, обладать различными приемами извлечения звука. Характер воспроизведения звука должен соответствовать музыкальному содержанию произведения. Существует два способа звукоизвлечения на курае: исполняемые с участием языка и без участия языка.Педагогу необходимо с первых уроков приучить учащихся двигательной ориентировке пальцев без помощи зрения, чтобы они свободно функционировали независимо друг от друга, пальцы должны вслепую выполнять аппликатурные изменения. Развитию ориентировки пальцев помогают простейшие технические упражнения, состоящие из коротких мелодических фраз, гаммы, арпеджио и т. д. Наряду с этими упражнениями необходимо применять и так называемый сознательный метод усвоения аппликатуры. Все пальцы должны закрывать отверстия свободно без напряжения, но в то же время плотно. Успешное развитие исполнительской техники в значительной мере зависит от того, насколько правильно осуществлена общая постановка. Правильная постановка это наиболее рациональное положение корпуса, головы, рук, ног играющего к условиям звукоизвлечения на инструменте. Излишнее напряжение ил нерациональное положение любой части тела во время игры вызывают у исполнителя те или иные трудности при звукоизвлечении. На начальном этапе обучения рекомендуется проводить все занятия на уроке и дома стоя. Стоять нужно свободно, не допуская лишних движений, покачиваний. Инструмент нужно держать свободно обеими руками, не следует прижимать инструмент к корпусу.Большое значение в профессиональной подготовке ученика занимает искусство игры с листа. Работа по развитию навыков чтения нот с листа должно проводиться систематически. Здесь очень важно и развитие музыкального слуха, воспитание чувства ритма, муз памяти и т.д. Важно совмещать умения и навыки, полученные на уроках музыкально — теоретических дисциплин.Важно приучать ученика предварительно просматривать новый текст, глазами, мысленно прослушивать его, при этом, имитируя игру, производить аппликатурные изменения, обращать внимание на дополнительные обозначения в тексте, штрихи, динамику, смену тональностей, ритм и темп. Развитие навыков чтения с листа должно быть в центре внимания педагога на всех стадиях обучения. Главное при этом научить грамотно, разбирать текст, постепенно знакомить ученика с основными принципами методики разбора нот. Нужно добиваться осмысленного отношения к тексту, учить видеть все обозначения и понимать их смысл, слышать в них музыкальное содержание.Большое значение для чтения нот с листа имеет мгновенная двигательная реакция на указания нотного текста, которая в свою очередь зависит от владения аппликатурной техникой и знания аппликатурного варианта.Существуют общие принципы аппликатуры, которые при необходимости могут изменяться в зависимости от строя и удобства исполнения. Аппликатурные гаммы и арпеджио имеют в основном устоявшуюся традиционную форму. Усвоение основных форм аппликатуры гарантирует свободное владение ими. В педагогической практике следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности. С первых уроков учащиеся должны внимательно прочитывать нотный текст, вслушиваться в собственное исполнение, постоянно повышать требовательность к качеству звучания инструмента, атаке звука, интонации. Развитие техники, следует подчинять главной задаче — умению осознать и передать художественный образ того или иного музыкального произведения. Внимание к качеству звучания, к интонационной, ритмической и динамической стороне исполнения необходимо на каждом уроке.Первым условием для правильного и точного интонирования в процессе игры на курае является хороший музыкальный слух исполнителя. Музыкальный слух контролирует и направляет работу исполнительского аппарата, координирует работу органов дыхания губ, языка и пальцев. Кроме того, музыкальный слух непрерывно анализирует конечный звуковой результат, определяя высоту исполняемых звуков, точность их интонирования, выразительность динамики и фразировки. Первым условием для развития и совершенствования муз слуха является умение учащегося постоянно слушать и анализировать свою игру, педагог должен воспитывать это у ученика. Развивать свой слух нужно постепенно от простого к сложному. Повторения услышанных звуков голосом и на инструменте, запись, тренировка воспроизведения мелодий.В процессе развития слуха учитель должен стремиться выработать у ученика умение не только определить слухом лучшие образцы исполнения, критически относиться ко всем недостаткам звучания. Желательно выработать у ученика непримиримое отношение к малейшей интонационной неточности и интонационной неряшливости исполнения. При этом развивается вся музыкально исполнительская культура в целом.Вибрато незначительное периодическое изменение высоты, силы и окраски звука в пределах, не нарушающих его основной характеристики. Вибрато придает звуку эмоциональную выразительность, гибкость, приближая его звучание к человеческому голосу. Прием вибрато делится на вибрато высоты, громкости, тембра. Все эти виды характеризуются частотой, размахом и формой.В практике обучения игре на инструменте нет определенных способов, гарантирующих преодоление ритмических трудностей. Принято считать, что успех в работе над ритмом зависит от музыкально- педагогического и исполнительского опыта преподавателя, способностей учащихся, его стремления овладеть разновидностями ритма, темпа. Развитию чувства ритма следует уделять большое внимание на уроках, особенно на начальной стадии обучения. Определенные сложности возникают в работе над ритмом при разучивании башкирских народных мелодий «узун-кюй», которые основаны на импровизационности. Включать в репертуар произведения, с трудом поддающиеся ритмической организации, можно только учащимся с достаточным уровнем подготовки.В начале разучивания произведения педагог показывает, как должно звучать произведение. Игра педагога должна создать в представлении ученика целостный образ произведения, дать почувствовать основной ритм движения. Ученик должен усвоить ритмический пульс произведения. Передача различного содержания муз произведения вызывает различную пульсацию. Воспитание ученика должно осуществляться на доступном материале, доступном для ученика. Лучше всего использовать детские плясовые и народные песни, в том числе и композиторскую музыку. В процессе разучивания надо постепенно приучать детей к осмысливанию исполнения музыки, обращать внимание на направление движения мелодии, на ее характер, на повторение одного и того же материала.Педагог должен приучить ученика к самоконтролю за темпом исполнения. Это особенно важно, когда встречаются ритмические трудности. Некоторые отклонения от темпа Т.Н. агогические отклонения внутри фраз допустимые в небольших пределах, если они вызваны требованиям художественной выразительности. Логически оправданы. Однако после кратковременных отклонений надо неизменно возвратиться к прежнему темпу.Развитие ученика фиксируется в индивидуальном плане, в котором в начале каждого полугодия выбирается репертуар в соответствии с уровнем развития музыкальных способностей ученика, его уровнем обученности. Здесь же фиксируются результаты академических прослушиваний учащегося в течение года, его концертная и исполнительская практика. В конце учебного года в индивидуальном плане дается подробная характеристика развития ученика, задачи на следующий год. Текущая успеваемость и по Из форума: yaroslaw wrote:Oct. 29th, 2008 10:23 am (UTC)ты на досуге размерчики-то сними, да?:)))звукоизвлечение на курае как на *персидском* нэе. А страничка по нэю на английском есть в сети, где звукоизвлечение хорошо описано. Ну и плюс на нем можно играть как на кавале, турецком нэе или флояре (видео видел, да?:)) — но тогда тембр получается другой. kostyawh wrote:Oct. 31st, 2008 01:23 pm (UTC)К сожалению, не удалось откопать информацию по обучению игре на курае, однако вот несколько ссылок на различые статьи об этом инструменте, содержащие описания конструктивных и акустических особенностей этого инструмента. Меня они натолкнули на мысль о том, как всё-таки извлекается из курая звук. Судя по тому, как теперь звучит мой инструмент и как звучит курай на найденных мною записях — мысль оказалась верной 🙂 В следующий раз я попробую написать о процессе звукоизвлечении подробнее.- — — — — — — — — — — — — — — — Вот тебе размеры.Курай — усечённый конус с основаниями 20 и 14 мм. Канал сужается книзу. Длина трубки 670 мм. 5 игровых отверстий: 4 спереди, одно сзади под большой палец. Соответственно от нижнего конца трубки это 85, 150, 200, 250 и 305 мм.Курай изготовлен из шпона, лакирован изнутри и снаружи. С учётом слоя лака толщина стенки 1 мм (в некоторых местах чуть больше — лак нанесён неравномерно).Такие дела 🙂 Я, кстати, научился более-менее сносно извлекать звук из курая так, как это делают на его исторической родине 🙂
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[9 ноября 2008] | Просмотров: 600 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}