Новости » История | ||
Этот раздел дает представление о происхождении башкирского народа. Там зафиксировано, что территория , на которой сложился башкирский народ, включала весь Южный Урал и часть Среднего Урала, охватывая пространство между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Скотоводческие племена Южного Урала 1Х — Х 1 вв, тесно связанные своим происхождением с Южной Сибирью и Алтаем, составили основное ядро формирования башкирской народности. Одновременно в нем активное участие приняло автохтонное земледельческо-скотоводческое фино-угорское население. Согласно историческим сведениям, в составе башкирского народа ХУ1 — начала XX вв. сохранились названия некогда существовавших родоплеменных объединений, среди которых самыми крупными были: юрматы, бурзян, усерган, тангаур, тамьян, кыпчак, ай, кудей, мурзалар, дуван, кошсы, сызгы, упей, катай, сальют, табын, кувакан, сырзы, бишул, бадрак, мин, кумрык, буляр, байляр, еней, гэрэ, уран, киргиз, канглы, гайна, танып. Здесь же фотоснимки физического типа кара-табынца, сызгинца, бурзянца, тамьян-тангаурца, карагай-кипчаковца, гирей-кипчаковца, минцев, урман-кудейца, дуван, мечетлинца и канлинца. Они сделаны в начале XХ в. выдающимся этнографом и антропологом С.И.Руденко. Хотя в них запечатлена только часть башкир, они в некоторой степени помогают понять сложность этногенеза народа. Здесь же выставлен полный текст первого достоверного письменного известия о башкирах. Оно принадлежит Ахмеду Ибн-Фадлану, послу багдадского халифа аль-Муктадира к царю волжских булгар. Он побывал на территории древней Башкирии в 922 г. Свидетельство Ибн-Фадлана представляет исключительную историческую ценность, поэтому есть смысл привести его полностью: » Мы у печенегов оставались на один день. Потом мы отправились, и сделали остановку у р. Джаик ( Яик), а это самая большая река, какую мы (только) видели с самым сильным течением. И действительно, я видел дорожный мешок, который перевернулся в ней и те, кто был в нем, потонули. И (вообще) погибло много человек из числа (наших) людей и потонуло (некоторое) количество верблюдов и лошадей. Мы переправились через нее с трудом. ——————————————————————————————————Потом мы ехали много дней и переправились через Джага, потом после нее через р. Ирхиз, потом через Багач ( Муса), потом через Самур (Самару), потом через Кинал ( Кинел), потом через р. Сух (Сок), потом через реку Кюнджелю (Кундырек) и потом попали в страну народа из (числа) тюрок, называемого аль-башгирд. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из тюрок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отделяет его голову берет ее (с собой) , а его (самого) оставляет… Каждый из них вырубает палочку с величиной фала и вешает ее на себя. И если он захочет отправиться в путешествие или встречать врага, то целует ее, поклоняется ей и говорит: «О господи, сделай для меня то-то и то-то». Я сказал переводчику: Спроси кого — либо из них, какое у них оправдание этому (действию) и почему он сделал это своим господином? Он (спрошенный) сказал: «Потому что я вышел из подобного и не знаю относительно себя иного создателя, кроме этого». Кое-кто из них говорит будто-бы у него двенадцать господинов: «у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый большой из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Наш господь превыше,чем говорят нечестивые, возвышенным величием. Мы видели, как ( одна) группа поклоняется рыбам, (еще одна) группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они (когда-то) вели войну с (какими-то) людьми из числа своих врагов, причем они (враги) обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них (врагов) так, что они испугались и сами обратились в бегство, после того, как обратили в бегство (этих башкир). Поэтому они (эти башкиры) стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти (журавли) наш господь, так как он обратил в бегство врагов. За это они им и поклоняются». Таким образом, по данным Ибн-Фадлана, башкиры-тюрки, живут на южных склонах Южного Урала, занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго- востоке являются печенеги. Общественный строй — родовой, религия — язычество. —————————————————————————-Часть раздела посвящена башкирским шежере. Шежере — это генеалогическая летопись. Это письменные источник и, относящиеся к периоду до и после присоединения к Русскому государству. Несмотря на недостатки, связанные с легендарностью некоторых сообщаемых сведений, шежере являются ценнейшими источниками по средневековой истории башкир, особенно по этнической истории башкирских племен. Представленные шедере племен юрматы, бурзян, кыпсак, усерган и тамьян написаны на старотюркском языке и даны их переводы на русский язык, сделанные Р.Г. Кузеевым. Шежере башкир-юрматинцев — одно из самых интересных из известных исторических памятников такого рода. Оно содержит сведения по социальной организации, истории, внутренней структуре племени Юрматы, занимавшего обширную территорию по среднему течению реки Белой и ее притоку Ашкадару на юге вплоть до рек Сакмары и Яика. Племя Юрматы играло заметную роль в истории Башкирии ХУ-ХУ1 вв. Шежере юрматинцев рассказывает о событиях, которые в той или в иной степени имели отношение ко всей южной Башкирии. Здесь же сведения о процессе присоединения Башкирии к Русскому государству. Приводимое в экспозиции шежере племен Кыпсак, Бурзян, Усерган и Тамьян является общим . Эти племена жили в юго-восточной Башкирии. В шежере в основном рассказывается о присоединении Башкирии к Русскому государству. В текст шежере включены выдержки из жалованных грамот, полученных юго — восточными племенами от царя Ивана 1У.
|
||
| Напечатать | Комментарии (3) | ||
[4 ноября 2008] | Просмотров: 844 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}