Новости » Слово автору | ||
Выступление на конференции Һәр шағир өсөн иң оло һынау — ваҡыт һынауы. Заманында донъяны яңғыратҡан ҡайһы бер исемдәрҙең даны тиҙ һүнә, исеме халыҡ күңеленән мәңгелеккә юйыла. Ысын шағир иһә, уның әҫәрҙәрен рәсми сәйәсәт ил хәтеренән көсләп алып ташларға тырышһа ла, йәшәүен дауам итә, һүҙе телдән-телгә күсеп, быуындан-быуынға барып етә. Мифтахетдин Аҡмулла бына шундай даһи шағирҙарҙан. Первым самым крупным испытанием для творчества любого писателя или поэта является его столетие. Физически редко кто живет до этого возраста. К сожалению, к столетнему рубежу не доходят не только авторы, но и созданные им произведения. Многие книги, иногда даже имевшие шумный успех, не выдерживают испытания времени, довольно быстро покрываются прахом забвения. Столетие великого башкирского поэта Мифтахетдина Акмуллы в тридцатых годах XX века прошло, можно сказать, незаметно. Но это вовсе не означало, что его стихи были забыты народом. Огульное отрицание прошлого и большевисткий максимализм послереволюционных лет отразились и на отношении к фольклору и литературному наследию. Творчество многих писателей, в том числе и Акмуллы, оказались у нас под запретом, его опыт, его эстетика, его поэтическая школа были вытеснены из официальной литературной среды тех лет. Мятежный и справедливый Акмулла не раз подвергался гонениями и притеснениям. И после смерти поэта отношение к творчеству поэта было противоречивым. Но мудрое и пламенное слово Акмуллы никакие преследования, никакие злые силы не смогли вытравить из памяти народа. Акмулла был великим сэсэном, оратором — импровизатором, его стихи прередавались из уст в уста, ходили в списках. Такое свойство его произведений, многие из которых стали полуфольклорными, спасло их от гибели. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что во многих литературах связь с народным творчеством постепенно угасает и его фольклор не в полной мере доходит до наших дней. Произведения башкирского народного творчества, этого уникального явления в фольклорном наследии не толькло тюрков, но и всего мира, запечатлены не только в древних памятниках, они продолжают жить до наших дней. Скажем, знаментитый эпос шумеров, созданный пять тысяч лет тому назад, сохранился лишь на глиняных досках. А созвучный “Гильгамешу” по своему миропониманию и философской глубине, созданный в то же время, а может и раньше, древний башкирский эпос “Урал батыр” в начале двадцатых годов прошлого века все еще жил в памяти народа и был записан великим башкирским фольклористом Мухаметшой Бурангуловым из уст Габит-сэсэна и Хамит-сэсэна. Школа сэсэнов и традиции письменной поэзии стали сближаться еще при Салавате Юлаеве. При Акмулле это продолжалось на новом уровне, хотя его стихи все же в основном бытовали в устной форме. Именно благодаря этому память народа сберегла многие произведения Акмуллы от гибели. Современники произносили их наизусть, иногда даже не зная автора. И наоборот, многие меткие слова нередко приписывали Акмулле. Все это еще раз подчеркивает подлинную народность поэзии Акмуллы. Творчество каждого большого поэта — это историческое событие в развитии литературы. Таким явлением стало вдохновенное слово Акмуллы, пронизанное идеями просветительства. Он по-своему, в новых условиях развивал традиции Салавата Юлаева. Если у Салавата и его сподвижников, авторов анонимных поэтических строк, на плече висел колчан со стрелами, на поясе был меч, а в душе — поэзия, если в одной руке башкирского поэта было перо, а в другой — боевое оружие, то Мифтахетдин Акмулла, его собрат по перу Мухаметсалим Уметбаев и другие современники — просветители полностью преклонялись свету знания, у них в обеих руках были книга и перо.
Страница 1 из 2 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[21 февраля 2011] | Просмотров: 928 Опубликовал: admika | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}