Новости » История | ||
На территории Средней Азии и Ирана в VII-V веках до н. э. Происходит формирование зароастрийской религии в о главе с богом Ахура — Маздой, и она становится официальной религией государства этого региона. Это значит, что предписания религиозного учения становятся обязательными для всех жителей государства, а наиболее важные обряды совершаются во главе с его правителем. Так формировались и отмечались такие общенародные праздники, как один из наиболее почитаемых — праздник воскресающей природы, культа предков и огня.
Одной из особенностей зароострийской религии было то, что во главе каждого природного явления стояли свои покровители – боги и представали в виде обобщенных человеческих образов. Так, например, покровителя праздника Науруз жители Средней Азии представляли в виде молодого юноши, а покровителем всего живого и птичьего мира является эпический герой всех тюрков Хуми. В мифологии древних иранцев ему соответствует Йима, а в башкирской — Хумай. Исследователи давно пришли к общему заключению о том, что мифический образ Хуми — Йима — Хумай и другие варианты возникли на основе религиозных представлений. Оба упомянутых эпических персонажа Науруз и Йима(Хуми) зафиксированы в письменных источниках о народах Средней Азии сако- массагетского времени; они издревле были известны и башкирам. Например богиня Хумай является одним из основных персонажей в героическом эпосе башкирского народа «Урал – батыр» и многих других сказаний. Иные параллели дают основание утверждать, что дахо- массагетским, исседонским племенам Южного Урала были хорошо известны основные божества зароастрийского пантеона. В пользу этого говорят близкие параллели сюжетных персонажей эпоса «Урал- батыр» и мифологии народов Средней Азии. Явно средеазиатские черты носит также образ быка- хранителя и царя змей — дракона Кахкаха. В мифологии древних народов Средней Азии им соответствуют бык- хранитель дворца- власти и Даххах, наделенные одними и теми свойствами. Можно выразить предположение, что имя Кахкаха есть башкирский вариант имени Даххак, восходящего к имени Аж – Даках — одного из персонажей зароастрийской религии. Упомянутые в эпосе персонажи связаны с тотемистическими представлениями древнейшего населения края.
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[13 октября 2008] | Просмотров: 2544 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}