Новости » Слово автору | ||
По мнению Р.Ф. Ражапова железная палка, имеющая толщину в семь обхват, с которой небесный богатырь Тенек-Беке, герой алтайского эпоса «Ак-каан», убивает этого мифического чудовища, а также лета-ющая золотая палка, переданная Ер-Инэ – Матерью-Землей Алтын-Ка-зыку, герою другого алтайского эпоса «Оленгира», напоминает желез-ную палку, приобретенную Урал-батыром у Азраки, царя змей. Трудно не согласится с мнением этого автора, который считает, что помимо об-разов мифических существ, и небожителей, образ чудесной железной палки являются признаком архаичности самих эпосов. Пресонажи арха-ического пласта алтайского и башкирского эпосов имеюттесные связи с небом. Тенек-Беке выходит из-за Солнца и Луны, Урал-батыр вступает в брак с дочерю царя небес Самрауа. Герои башкирских мифологических эпосов «Урал-батыр», «Акбу-зат», «Миней-батыр и царь Шульген» живут за счет охоты на диких жи-вотных. На охоту поначалу они ходят пешком. Так поступают и герои алтайских эпосов «Малчи Мерген» и «Кезюке и Баян». Все они коня приобретают позже. В башкирских мифологических эпосах до того как освоить коня, как средство передвижения герой использует либо оленя, либо льва. Янбирде и Янбика, например, на охоту выезжают на львах («Урал-батыр»), а герои эпоса “Гайна и Айна”, дошедшего до нас лишь фрагментально, вдвоем на одном белом олене. Олень использовался ми-фическими эпическими героями для верховой езды, видимо, до освое-ния для этой цели льва. Во всяком случае, дети Янбирде и Янбики Шульген и его младший брат Урал сначала научились ездить верхом на олене, и только потом сели на льва. В Алтайском эпосе коня герою дарит либо хозяин горы, либо воды. Например, Малчи-Мерген, герой одноименного сказания, обнаруживает мифического коня Алты-Колак на вершине Черной горы. А о коне Маадай-Кары сказано:Карыш-Кулак темно гнедой –Его создатель дух воды. («Маадай-Кара», 7, 19)В башкирских мифологических сказаниях богатырский конь либо спускается с неба («Урал-батыр»), либо выходит из озера («Акбузат»). Вода и небо как части Космоса в мифах мира имеют одинаковое значение. Классическим примером, подтверждающим сказанное, является египетский миф о божестве Ра, который днем плавает по небу на своей золотой лодке (3). В алтайском эпосе гора, видимо, тоже ассоциируется с небом. Ведь их герои добывают себе богатырского коня обычно не просто на какой-нибудь возвышенности, а именно на высокой горе или на горе, где соединяются небо и земля. Неслучайно и то, что, когда герой бросает аркан, тот обязательно доходит до неба. А в сказании «Маадай-Кара» таинственная и добрая старуха, воспитавшая сына Маадая, т.е. богатыря Когюдей-Мергена, говорит:«Взгляни в алтайские края. –Оой, оой, смотри туда,Где гор кончается гряда,Оой, оой, смотри, сынок,В истоки десяти дорог!»И когда молодой батыр взглянул«Туда, откуда несся гул,Откуда доносился гром, –Отмечен солнечным тавром,И лунным отмечен тавром,Несется темно-синий конь…» (2, 66)
Нетрудно догадаться, что «гул» и «гром», солнечное и лунное тавро означают ничто иное как небо, а выражение «темно-синий конь» – буквально, «Кок аты», т.е. «Небесный конь». Слова «синий», «темно-синий» на языке тюрков означает «Кок» или «Кук». Это же слово упо-требляется и в значении «Небо».
Страница 1 из 2 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[29 декабря 2010] | Просмотров: 161 Опубликовал: admika | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}