Сулейманов Ахмет Мухаметвалеевич
В первом номере журнала «Ватандаш», за 2005 год была напечатана статья автора этих строк «О качестве образования плюс воспитания и проблемы кадров» (Сулейманов, 2005.С. 3-10, 14-22). Наряду с другими проблемами в ней я коснулися в ней и проблемы о дефиците мужского воспитания мальчиков в нашей образовательной системе, в частности, в школах. Одной из главных причин такого явления он считает недостаточную обеспеченность школ и других детских учреждений учителями-мужчинами и воспитателями-мужчинами (Эта причина, по нашему мнению, в свою очередь является следствием других причин. Немалую роль в этом играет низкая заработная плата в системе образования). После девятого класса в старших классах юношей становится намного меньше. Многих из них или направляют в профессиональные училища или просто отказываются принять в десятый класс, что связано стремлением руководителей некоторых школ повысить процент поступаемости выпускников в вузы и ссузы. По этой причине и среди зачисленных в учебные заведения, профилирующихся на подготовку будущих педагогов, они оказываются в меньшинстве или вообще отсутствуют. Это и понятно, в педагогические учебные заведения ребята идут безособого энтузиазма, потому что их не устраивает заработная плата учителя или воспитателя.В результате создается дефицит мужского воспитания в общеобразовательных учреждениях. По этой причине общество получает слабовольных мужчин.Недавно в интернете появился очень интересный материал, касающийся непосредственное отношение к проблеме, о которой шла речь в моей публикации. Я изложил свое видение ее по результатам, так сказать, визуальных наблюдений. А в интернете выступает специалист, известный ученый, врач, ученый-педагог Владимир Базарный, почти тридцать лет занимающийся проблемой детского здоровья, знающий проблему не понаслышке, а изнутри. Он тоже бьет тревогу поповоду дефицита мужского воспитания в детских учреждениях. В частности, свою беседу с журналистом Лидией Андреевой по поводу того, что смертность в России стала превышать рождаемость, начал с таких слов: «У нас появилась целая популяция молодых людей, так называемых мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой сексуальной «поисковой» ориентацией. Их отличительная особенность — самоощущение в себе женского начала. А духовно-экологическуюнишу мужественности стали занимать женщины с противоположнымигормонально-генетическими сдвигами и нарушениями.Мы в XX веке провели над собой трагический эксперимент —игнорировали полоролевое воспитание и активно внедряли бесполуюпедагогику. Вот результат…В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательнаякультура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!), есть величайшее преступление перед народом».Как же быть? Где же выход? Как разрубить этот губительный для нации и страны тугой узел?В. Базарный предлагает: «Прежде всего нужно переходить на параллельно-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и девочек в детских садах и школах. Нужно немедленно создавать условия для отбора и приема в педвузы и педколледжи юношей (не менее 50 % всех абитуриентов и студентов). Нужно добиться, чтобы мужчины пришли в школы и детские сады». Таким предложением может не согласиться только тот, кто безразличен к судьбе нации, судьбе Родины. В молодости еще в бытность моей работы старшим преподавателем, доцентом кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского гос- университета, где-то с конца 70-х и начала 80-х годов в вузы стали приходить целыми косяками девушки, а юношей стало перечесть пальцами. Тогда как-то на кафедре я предложил:— Давайте, сохраним юношей-абитуриентов: попробуем помочь им сдать вступительные экзамены. Поступят, догонят своих однокурсниц, а потом поедут в школы, они обязательно оправдают наше доверие и наши ожидания. Потому что, в школе, в частности, в сельской школе учитель-мужчина — на весь золота. Он не только будет преподавать, но и заменит в нужный момент и строителя-плотника и водителя. Повезет ребят и на туристические походы (Тогда, хотя, как и все, мы еще не догадывались об проблеме мужского воспитания, видимо, все-таки интуиция делала свое: именно она подсказывала, что наступит время, когда она (эта проблема) встанет перед страной со всей своей остротой).Но на такие предложения со стороны руководителей получалоднозначный ответ:— А что, принять их лишь за то, что они носят шапку!В подобных ответах не было остроумия, т. к. шапки
уже стали носить поголовно все: они перестали быть атрибутом людей мужского пола. Видимо, поэтому более остроумные говорили:— Хотите вступительные экзамены превратить на проверку полов?
Думается, что подобные диалоги состоялись не только в БГУ, но и в других вузах и ссузах. Видимо, получив отпор, как и я мои коллеги, везде махнули рукой на эту проблему. И вот получили, что получили. «Лучше поздно, чем никогда», — говорят русские, «һуң булһа ла, уң булһын», — говорят башкиры и татары. Поэтому-то невозможно не присоединиться к мнению В. Базарного и одобрить его, а также обратиться к руководителям образования, в том числе, вузов и ссузов, специиализирующихся на подготовку педагогических кадров с настоятельной просьбой, а то и требованием, чтобы они приняли его как руководство к действию.