Новости » История | ||
Около XI-X вв. до н. э. человек повсеместно освоил метал¬лургию железа и начал изготавливать из него орудия труда, предметы вооружения и украшения. Железо по своей твердости превосходило все известные к этому времени металлы (бронза), поэтому массовое распространение железа вызвало коренные изменения в материальной культуре и особенно в сфере производ¬ства; оно многократно повысило производительность труда в зем¬леделии, обработке дерева и других сферах, что привело к росту богатства, накоплению его в руках родоплеменных вождей.Другим важным моментом раннежелезного века являетсяокончательное формирование укладов жизни — кочевого скотоводства в степной и оседлого скотоводческо-земледельческого в лесо-степной части. Такое раз¬деление труда было еще одним шагом вперед в развитии произ¬водительных сил первобытного общества, так как давало широкие возможности интенсивно развивать отрасли хозяйства, макси¬мально приспособленные к природным условиям. Полное освоение степей стало возможным благодаря быстрому росту коневодства, получившего особенно широкий размах в раннежелезном веке. Труд стал более продуктивным: неизмеримо вырос объем избытка продукта в виде скота, а также мяса, молока, шкур и шерсти, усилился обмен между племенами скотоводческих и земледель¬ческих районов. Использование степняками верховой лошади, появление конницы разрушило культурно-историческую замкну-тость отдельных районов, способствовало установлению еще более тесных экономических и культурных связей между соседями и племенами, народами и государствами.Возникшее в предшествующие периоды социальное неравен¬ство между людьми (членами родового коллектива) теперь полу¬чает еще большее развитие и на этой основе формируются ранне-классовые общества с примитивными формами государст¬венности.Хозяйство, быт и общественный строй ранних кочевников. В середине I тыс. до н. э. появляются первые отрывочные пись¬менные сведения о населении Южного Урала и прилегающих к нему районов. Они восходят к трудам античных авторов, кото¬рые располагали достаточно конкретными сведениями об Ураль¬ских горах, известным им как Рифейские. Например, в источни¬ках есть упоминание о том, что вдоль этих гор постоянно «дует северный ветер». В картографическом исследовании Птоломея и Аммиана Марцеллина имеется еще другой важный ориентир — р. Урал выведена своим древним названием — Яик (Даик). По свидетельству Геродота, где-то близко к Уральским горам жили кочевые племена исседоны, аргиппеи, аримаспы и иирки. Какая-то часть этих кочевников еще могла носить имя даих (дахи), род¬ственное по своему происхождению, как считают некоторые ис¬следователи, с названием р. Яик. Даих (Дахи) представляли северо-западную часть широкого массива сако-массагетских род¬ственных племен степей Северного Прикаспия, Приаралья, Ка-захстана и Южной Сибири. На этом основании многие считают, что по происхождению, культуре и образу жизни кочевые пле¬мена Южного Урала были родственны с ними.Античные авторы в своих сочинениях оставили яркие описа¬ния быта сако-массагетских племен Южного Урала. «Аримаспы,— пишет,Геродот,— многочисленный народ и храбрые воины, владе¬ют большими стадами лошадей, овец и быков». Ничем от описанного не выделялся быт исседонов. Какая-то часть этих племен, согласно Гиппократу, жила в кибитках — четырехколесных или шестиколесных, закрытых войлоками, непроницаемыми от дождя, снега и ветра. В них жили женщины, а мужчины ездили вер¬хом на лошадях. За ними следовали стада овец, коз, коров и табуны лошадей. Это — прямой результат перехода населения к кочевому скотоводству, о чем единодушно говорят древние пись¬менные источники. Многие сако-массагетские курганы VII-II вв. непрерывно функционировали на протяжении нескольких столетий как кладбища больших родо-племенных коллективов. Образование таких кладбищ возможно лишь при условии, что племя кочует продолжительное время на определенной территории. Ценным источником по данному вопросу является также состав погреба¬льной мясной пищи, которую клали вместе с умершими в могилы. В нем обычными являются обезглавленные туши барана, но есть куски туши коровы, лошади: не менее характерны случаи ритуа¬льных захоронений коней рядом с человеком. Так, например, в кургане 8 группы Пятимары в Оренбургской области рядом с обширной погребательной камерой погребены пять взнуздан¬ных коней. Подобные находки позволяют точно определить сос¬тав стада саков-массагетов южно-уральских степей: в’нем преоб¬ладали лошадь, корова, а также овца. А это, в свою очередь, дополнительно подтверждает вывод о полукочевом характере ско¬товодства: имея в составе своих стад мелкий и крупный рога¬тый скот, они не могли совершать длинные кочевки. Картографи¬рование известных курганных могильников раннежелезного века показывает, что маршруты кочевок отдельных племенных групп не превышали 200—400 км.Наряду с основным полукочевым способом кочевания сако-массагетами, очевидно, практиковалось таборное кочевание, когда скот и коллективы людей находятся в постоянном движе¬нии в поисках травы и воды. Как свидетельствуют средневековые письменные источники, такой способ кочевания выработал строгую систему движения по определенным маршрутам, где скот обеспе¬чивался кормами (травами) на всем протяжении года. Этот маршрут проходил из приуральских и прикаспийских степей, где скот зимовал, на предгорные и горные пастбища Урала на летне-осеннее время и обратно. Так, например, в XIII-XIV вв. кочевали орды золотоордынской знати и многие родоплеменные объедине¬ния (казахи) в более позднее время. Есть все основания полагать, что этот так называемый меридиональный способ кочевания возник еще в эпоху саков-массагетов и описанная Гиппократом сцена движения в четырех и шестиколесных повозках с войлоч¬ным перекрытием как раз связана с ним.Культура сакских племен Южного Урала многокомпонентна и представлена курганами, резко различающимися между собой по устройству. Внешне однотипные земляные насыпи содержали захоронения в грунтовых могилах простой прямоугольной формы, с расширениями-углублениями в виде подбоя в одной из длинных стенок. Иногда рылись большие глубокие могилы — катакомбы со сводчатым потолком, куда вел длинный и узкий коридорообраз-ный вход (дромос). Но часто захоронения производились на древ¬ней поверхности, для чего здесь строились большие бревенчатые срубы, стенки которых по углам и по середине крепились попарно. расположенными бревенчатыми столбами, поставленными в специально вырытых ямах. Иногда такие срубы — «дома мертвых» имели восьмигранную форму и опускались на дно широких мел¬ких ям. Срубы сверху перекрывались многорядным бревенчатым накатом. Нередко вместо сруба над погребенными строились бревенчатые сооружения площадью от десятков до нескольких сот квадратных метров. Имеются достоверно установленные слу¬чаи, когда такие сложные архитектурные сооружения после установления останков умерших и засыпки многометровой зем¬ляной насыпи диаметром 60-100 м, поджигались, что подтвержда¬ется обильной прослойкой обгоревших деревьев, угольков.Развитый культ огня в жизни сако-массагетов Южного Урала оставил яркий отпечаток в устройстве их погребальных сооруже¬ний. Как видно из вышеизложенного, они часто практиковали сож¬жение погребальных сооружений вместе с останками умерших;в курганах, кроме того, неоднократно прослежены остатки мощ¬ных костров вблизи могил, очевидно, сожженных в честь умерших. Назначение таких костров описано Геродотом. Он пишет, что азиатские скифы (сако-массагеты), собравшись вокруг костра, в котором жгут какие-то плоды или благовонные травы, опья-няются запахом, подпрыгивают, поют и пляшут. Огонь в представ¬лении древних народов играл очистительную роль. По мнению многих исследователей, с культом огня связаны также каменные алтари — жертвенники в сако-массагетских курганах, где могли разжигать погребальный огонь в могиле.Общество сако-массагетских племен Средней.Аэни, Казахстана и Южной Сибири было организовано по принципу древнейших государств этого региона, о чем имеются сведения в письменных источниках. Например, известно, что они во главе со своей цари¬цей Томирис в VI в. до н. э. вели успешные войны против вторг¬шихся в их страну войск персов.Более конкретно материалы о классовом характере обще¬ственных отношений у них получены при раскопках археологи¬ческих памятников. В частности, в различных районах Казахстана(Бесшатыр) и Южной Сибири (Аржан, Пазырык) раскопаны огромные по размерам (диаметр, в среднем, 60-100 м, высота— 6-10 м) курганы, насыпанные над могилами местных царей и родо-племенной знати. Интересно, что по объему затраченного для сооружения человеческого труда каждый подобный курган 100 и более раз превосходил маленький курган, под которым погребен рядовой скотовод-общинник.Социальный контраст между бедными и богатыми носит еще более четкий характер в составе погребального инвентаря. В могилах рядовых скотоводов он либо вообще отсутствует, либо состоит из минимума тради ционных находок—одного или двух глиняных сосудов, наконечников стрел, железного меча и остат¬ков мясной пищи. Могилы родовой знати, наоборот, содержат много изделий из золота и серебра.Для составления более полного представления об особенностях быта кочевой аристократии населения Южного Урала можно привлечь богатые материалы из кургана «Иссык» V-IV вв. до н.э. близ г. Алма-Аты, где обнаружено более 4 тыс. золотых предметов, служивших украшениями головного убора, кафтана-костюма, поясов, обуви и в других целях. Среди находок имеется серебря¬ная чаша, на дне которой — надпись, выполненная тюркским руническим письмом. Это самая древняя находка тюркской пись¬менности в мире. Она недвусмысленно указывает, что часть сако-массагетских племен говорила на древнетюркском языке. Но основная их масса, как считают многие исследователи, была носителем древнеиранского языка. Важно подчеркнуть, что в бога¬том сакском кургане IV-II вв. до н. э., раскопанном в 1989 г. в Омской области, подобные надписи найдены сразу на дне трех больших серебряных блюд.Существование собственной письменности, а также высокий уровень социальной дифференциации общества кочевников Южного Урала, Казахстана и Южной Сибири дают твердые осно¬вания считать, что это общество у них было раннеклассовым и они имели крупные союзы племен типа государственных образо¬ваний.В последующие века из южных (Средняя Азия) и восточных (Казахстан, Сибирь) степей продолжался приток на Южный Урал новых групп кочевых племен, которые начали играть все возраста¬ющую роль в этно-политической его истории. Среди новых при¬шельцев главенствующее положение занимали гунны — выходцы из Центральной Азии, где они кочевали до I в. до н. э. В ходе мно¬голетней гражданской войны среди гуннов одна (северная) группа потерпела сокрушительное поражение, после чего вынуждена была искать спасение в бегстве на запад — в Среднюю Азию, Казахстан, Южную Сибирь. В начале нашей эры передовые отряда миг-рировавших гуннов уже достигли широты южно-уральских и северо-прикаспийских степей, что зафиксировано в трудах рим¬ских историков (Птоломей, II в. н. э.).Фактически данное Движение гуннов на запад положило начало эпохе, известной в науке как Великое переселение народов. На пути своего следования они всё’ подвергли уничтожению («огню и мечу»), поэтому народы вынуждены были спасаться переселе¬нием в северные, редко населенные лесо-степные и лесные районы. Но все историки сходятся во мнении о том, что гуннам тогда удалось увлечь за собой основные массы кочевых племен (саки, усуни) Казахстана, Южной Сибири и Средней Азии и создать здесь мощную политическую конфедерацию — государственное образование. Несомненно, что сюда же было вовлечено основное | кочевое население степной зоны Южного Урала. Апогея это движение народов достигает в IV-V вв., когда объединенные силы гуннов переправляются через Волгу и вторгаются в пределы | Восточной и Центральной Европы.Указанные события первых веков нашей эры нашли яркое отражение в материалах археологических памятников Южного Урала. В них, например, в массовом порядке появляются литые | серебряные зеркала центрально-азиатского происхождения, s серебряные перстни со знаками печати-собственности на гладких | щитах, литые колокольчики с изображением головы двуликого f человека на ручке, фибулы, красноглиняные горшки на гончар¬ном круге хорезмийского происхождения и многое другое. Для памятников кочевников Южного Урала необычными являются также коллективные захоронения до 6-10 костяков, искусственно деформированные черепа, большие литые бронзовые котлы гун¬нского типа и многое другое. Все это даже не исключает того, что некоторые из этих памятников могли быть оставлены пришлым населением.Гунны, будучи выходцами из центрально-азиатских степей, говорили на древнетюркском языке и расселение их в степях Юж¬ного Урала привело к усилению тюркизации местных кочевых и оседлых племен края. Расселение гуннов по территории Сибири, Казахстана, Средней Азии и юга Восточной Европы способство¬вало формированию здесь новых этнических образований, сыграв¬ших активную роль в этногенезе многих тюрко-язычных народов. В плане сказанного гуннский этап древней истории Южного Урала (I-IV вв. н. э.) имел важное значение для формирования в крае ядра древнебашкирского этноса, тюркоязычного по языку. Господство гуннов в крае привело к созданию смешанного в этноязыковом отношении населения и ослаблению связи между родоплеменными группами, росту социальной дифференциации общества.
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[7 ноября 2008] | Просмотров: 3560 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}