Новости » История | ||
Впервые человек на Южном Урале появился около 100 тыс. лет тому назад в мустьерском этапе верхнего палеолита. От этих людей до нас дошли кремневые скребла, ручные рубила, остроко¬нечник и отщепы, обнаруженные при раскопках на стоянке Урта-Тубэ (Мысовая) на берегу оз. Карабалыклы в Абзелилов-ском районе Башкирской ССР. Науке пока неизвестны здесь следы более древнего человека. В этом плане небезынтересны материалы стоянок олдувайского этапа, открытые за последние 10—15 лет на Алтае (Улалинка) и в Якутии (Дырен-Юрьяха). Эти сведения позволяют предположить, что на южном Урале могут быть обнаружены более древние археологические памятники.Важным памятником верхнепалеолитического времени явля¬ются рисунки в пещере Шульган-Таш (Каповая) в верховьях р. Белой. На стенах этой пещеры обнаружены выполненные ‘ краской из охры рисунки в виде фигур мамонтов, лошадей, носо¬рогов, отличающиеся большой реалистичностью. Возраст рисунков около 20 тысяч лет. Аналогичные рисунки в последние годы выявлены в Игнатьевской пещере близ станции Аша (Челябин¬ская область). Указанные памятники являются единственными в своем роде на территории СССР. Они напоминают палеолитичес¬кие рисунки, выполненные краской охры на стенах пещер Фран¬ции и Испании, но там изображены другие животные. Эти памятники, видимо, возникали на местах, игравших роль святи¬лищ, где совершались сложные магические обряды, посвященные предстоящим общественным мероприятиям (например, охоте).Об уровне технических знаний человека того времени сви¬детельствуют находки двух обоюдоострых длинных копий (свыше 2 м), найденных при скелетах двух мальчиков на стоянке Сун-гирь под городом Владимир. Копья изготовлены из годичных колец бивня мамонта. Чтобы изготовить эти копья, человек уже располагал секретами выпрямления бивня мамонта, а затем расщепления его по годичным кольцам. Интересно, что скелеты мальчиков были усыпаны тысячами костяных подвесок, которые были нашиты на одежде. Изучая характер их расположения, ученые пришли к выводу, что на них была глухая одежда с капюшонами, напоминающая одежду современных северных на¬родов.В период позднего палеолита человек полностью заселил Урал и пересек Полярный круг. Это подтверждается материалами многочисленных стоянок, открытых на Верхней Каме и Печоре. Судя по этим памятникам, наблюдается заметный рост населе¬ния, но низкий уровень развития производительных сил требовал расселения людей и освоения ранее не обжитых мест. Человек тогда уже умел строить жилища, шить одежду, располагал раз¬личными типами орудий труда, в том числе из камня. Набор каменного орудия насчитывает более 90 типов.Принято считать, что люди тогда жили группами и отношения между ними четко регулировались определенными принципами. Например, существовали групповые браки, а счет родства велся по материнской линии (материнский родовой строй). Женщина-мать являлась не только хранительницей очага, но принимала активное участие в хозяйстве: в сборе трав, ягод, рыболовстве и т. п. О высоком общественном положении женщины свидетель¬ствуют находки костяных фигур беременных женщин, являющих¬ся, по мнению современных ученых, изображениями культа мате¬ри-прародительницы.В период палеолита (мустьерское и в более позднее время) климат на территории Европы и Северной Азии, в том числе на Урале, был очень холодным, что было вызвано наступлением лед¬ников с севера. Следовательно, значительная часть территории среднего Урала тогда была покрыта многометровой толщей льда.Примерно к 10-9 тыс. до н. э. завершается изменение климата в сторону потепления; в результате таяния ледников климат на Урале становится близким к современному. Исчезают многие круп¬ные животные. Охоту на мелкую дичь удобнее становится вести в одиночку, чему способствовало изобретение лука и стрелы. Ф. Энгельс отмечал, что лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накап¬ливаемый опыт и более развитые умственные способности, следо¬вательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений.Время ранней поры формирования геологической современ¬ности (IX-VI тыс. до н. э.) принято называть мезолитом. На Юж¬ном Урале выявлено около 30 стоянок мезолитического времени. В мезолитическую эпоху на территории Южного Урала выделяются два района распространения стоянок с различным инвентарем-Приуралье и Зауралье.В Приуралье лучше изученными считаются стрянки блиа города Уфы Романовна II и Ильмурзино. В Зауралье стоянки! концентрируют ся на озерах Суртанды, Зюраткуль, на которых раскопаны стоянки Мурат 1, Янгелька, Якты-Куль и другие.Различия в составе находок позволяют говорить о воз¬никновении некоторых особенностей в культуре, в том числе хозяйственных традициях населения этих двух районов. Может быть, они отражают различия в их происхождении и языке.В мезолите совершенствуется техника обработки камня. Полу¬чают распространение тонкие ножевидные пластины — микроли¬ты, которые вставлялись в пазы деревянных или костяных основ и использовались в качестве лезвий. Человек изобрел новый вид орудия охоты—костяные гарпуны. Они обнаружены на стоянке Сюнь и других стоянках.Около V-IV тыс. до н. э. наступает эпоха неолита, в течение которой в жизни человека произошли крупные изменения. Кли¬мат и растительность становятся близкими к современным. В эту эпоху появляются ноиые приемы обработки камня, широко < распространяются шлифованные долота, тесла, сверленые топо¬ры, использовавшиеся для обработки дерева. К этому же времени восходит изобретение глиняной посуды, что позволило значитель¬но разнообразить пищу. Самые ранние сосуды имели полуяйце¬видную форму, а поверхность сплошь покрывалась орнаментом в виде ямочных и гребенчатых отпечатков. Такие же сосуды были одинаково характерны для населения Волго-Камья. В культурном отношении Зауралье примыкало к западной Сибири, что видно в широком распространении орнамента на сосудах. В неолите совершенства достигает техника обработки каменных орудий: каменные топоры, долота, тесла. Сырьем служили уральские местонахождения кремня и яшмы. В неолите появляется пряде¬ние и ткачество.Самым крупным достижением неолитической эпохи являются зачатки производящей экономики — скотоводства и земледелия.Лучше изучена история и культура племен Южного Урала IV-III тыс. до н. э. (эпоха энеолита), когда происходит оконча¬тельное утверждение ведущих направлений хозяйства — земледе¬лия и скотоводства. В зависимости от физико-географических условий края развитие этих новых видов хозяйства приобрело специфические формы. Например, в степной зоне возникло кочевое скотоводство, основанное прежде всего на разведении лошадей, а затем крупного рогатого скота. Выделение скотоводческих племен из массы остальных Ф. Энгельс назвал первым общест¬венным разделением труда.Данный вид хозяйствования был привезен на Южный Урал с юга племенами ямной культуры, которые, кроме Южного Урала, густо заселяли степные просторы Поволжья и Дона. Им принадле¬жит историческая заслуга полного освоения широкой степи за счет интенсивного развития скотоводства, имевшего глубокие последствия для исторических процессов в последующие века.О скотоводческом укладе жизни племен ямной культуры убедительно свидетельствуют земляные курганы крупных раз¬меров над широкими и глубокими могилами, где умерших хоро¬нили в виде трупоположения, часто окрашивая их краской охрой. В крае такой вид памятников появляется не ранее IV тыс. до н. э;располагаются они в глубокой степи, т. е. в удалении от водных источников на десятки километров, что непременно указывает на то, что погребенные в них люди были кочевниками. Сказанное еще доказывается тем, что в погребениях находят остатки от повозок на колесах, глиняные их модели и остатки ритуальной погребальной мясной пищи.В более северных лесо-степных и лесных районах (прежде всего, в бассейне р. Белой) складывается оседлое скотоводческо-земледельческое хозяйство с постоянными поселениями на бере¬гах рек и озер. Люди здесь жили в домах полуземляночного типа, которые отапливались очагами на полу. Они повсюду уже пользо¬вались глиняными сосудами с круглым или плоским дном. По-прежнему широко применялись каменные орудия труда — скреб¬ла, ножи, наконечники стрел, топоры и другие изделия. Широкое развитие земледелия и скотоводства, особенно в ко¬чевой его форме, произвели существенные изменения в обществен¬ной жизни тогдашнего населения. Возникли и утвердились новые формы хозяйства, где широко и эффективно использовали труд мужчины. Он становится не только основным производителем материальных благ, но и хозяином, под зависимость которого попадают все остальные члены семьи. Это привело к повсемест¬ному возникновению патриархально-родовых общин.
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[8 ноября 2008] | Просмотров: 4261 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}