Новости » История | ||
Условия реализации программы:1.Наличие учебной и методической литературы.2.Наличие помещения, наличие определенного количества детей, предварительная работа с музеем, татарским театром, с библиотекой, репетиции перед фестивалями. Цели:1) познавательные- знание учащимися языка, культуры, традиций, обычаев как своего , так и других народов;2) эмоционально- ценностные- уважительное отношение к разным народам и людям других национальностей;3) поведенческие — через участие школьников в различных видах деятельности в области национальной культуры воспитание устремленности к деятельности, связанной с более глубоким изучением природы своей национальной культуры и культуры соседнего народа.Задачи:1.Усвоить знания истории, быта, традиций, национальной психологии, необходимых для представления об образе жизни народа.2.Воспитать чувство уважения к человеку — творцу рукотворного мира. Воспитать чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа. 3.Формировать критическое отношение к любым проявлениям национализма и шовинизма.4.Сформировать общие представления об основных мировоззренческих (философских, религиозных, нравственных и др.) категориях, воплотившихся в самобытных чертах материальной и духовной культуры.5. Научить использовать заложенный в этнокультуре и этнопедагогике потенциал, связывать традиции и современность, сохранять связи с прошлым во имя будущего, максимально сблизить ее с жизненными интересами.Количество часов- 82 часа.Программа рассчитана на учителей родного языка и истории, педагогов дополнительного образования.Категория обучаемых: учащиеся 7-9 классов общеобразовательных школ с изучением родного языка.Продолжительность обучения: 1 год.Режим занятий: 2 часа в неделю факультативных занятий.Предполагаемый результат:1.Дети, знающие правдивую историю и культуру своего народа, смогут в дальнейшем рассказывать ее другим, а это, в свою очередь, вызовет и у них интерес к углубленному изучению языка, истории и культуры народов.2.На основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, с его характером, присущими ему нравственными ценностями материальной и духовной культуры, у детей формируется базис личностной культуры. А это означает, что башкирский народ сохранится как этнос.3.Знание истории поможет при поэтапном изучении родной литературы.Мониторинг результативности программы:Программа предполагает такие формы аттестации и контроля знаний, зачеты, тестирование, контрольные вопросы и задания, темы выставок и докладов.Литература.1.Программа спецкурса «Этнография народов Башкортостана» Башкирский государственный педагогический институт,1993.2.Башкиры и Оренбуржье : История и современность.- Оренбург-Уфа, 1998.3.Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа. -Уфа, 1996. 4.Буракаев И.Д. Буракаева М.С. Юлмухаметов М.Б. Уроки жизни — Уфа: Китап, 1995.5.Культура Башкортостана. Программа для V-X классов- Уфа, 1995 .6.Мурат А. Полынь половецкого поля. — Москва: ТОО Пик контекст, 1994.7. С.И. Руденко и башкиры -Уфа: Гилем,1998.8.Актуальные проблемы древней истории и археологии. Сборник научных статей.- Уфа, 1996.9.Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Избранные труды. — Уфа: Гилем, 1998.10.Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XII-XYIII- Уфа: Гилем, 1998.11.История Башкотостана -Уфа: Китап,1996.12. История культуры башкир -Уфа: Китап,1997.13. Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века — Уфа: Китап, 1994.14. II. Учебно-тематический план (в кабинете национальных школ ООИПКРО).III. Содержание программы.Из истории башкирского народа.Тема 1.1. Первые сведения о тюрках.Первые краткие сведения о тюрках, территория их расселения.Тема 1.2. Древние тюрки Евразии. Современные башкирские роды. Башкурд хан. Великое переселение народов. Государство Дешт — и- Кипчак. Каганаты. Аттила -предводитель гуннов. Современные башкирские роды. Башкурд хан.Тема 1.3. Башкиры. Происхождение. Расселение. Этногинез. Родоплеменной состав. Антропологическая характеристика. Территория и время формирования башкир в народность.Тема 1.4. Великая Булгария. Волжская Булгария.Первые письменные сведения о государстве на территории Кавказа и Азии. Нападение хазар. Распад Великой Булгарии. Переселение части Булгар во главе с ханом Аспарухом на территорию Дуная, а части во главе с ханом Кубруком на территорию Волги.Освоение Среднего Поволжья булгарами. Образование государства Волжская Булгария. Население. Территория. Принятие ислама и его роль. Хозяйство. Основное занятие населения, взаимоотношения с Русью и Востоком. Булгары и соседние племена.Путевые заме тки арабского путешественника Ахмад ибн Фазлана. Культура. Письменность. Литература.1.5. О башкиро- булгарских связях.Башкирия в период расцвета Волжской Булгарии.Булгары и башкиры. Башкирский роды. Общие для башкир и татар литератур. Литература булгарского периода. Кул Гали «Кисса-и Йусуф». Сведения о Кул Гали. Основные проблемы в «Кисса-и Йусуфе».Тема 1.6.Золотая Орда. Башкирия в составе Золотой Орды.Древние монголы и татары. Монгольские завоевания. Победа булгар и башкир над монголо — татарами в 1223году. Повторный поход в 1236 году, покорение Волжской Булгарии и башкир. Башкирия в составе Золотой Орды. Образование Золотой Орды. Города. Армия и вооружение. Внешнеполитические и торговые связи. Грамотность. Наука и архитектура. Ремесла. Возникновение новых городов. Памятники культуры Золотоордынского периода.Отношение башкир к общекыпчакской культуре периода Золотой Орды. Дастаны «Ховров и Ширин», «Мехабетнаме» Хорезми, «Джунжунама султан» Хисама Кятаба, « Гулистан бит тюрки» Саифа Сараи.Междуусобицы в Улусе Джучи во второй половине XIV-XV века. Тохтамыш. Тамерлан. Идегей.Тема 1.6. Казанское ханство. Башкирия в составе Казанского ханства.Население. Территория Башкортостана, входящая в состав Казанского ханства. Система управления. Социальная и политическая жизнь. Политическое развитие в XIV-XV веке. Отношения c Московским государством, Крымским ханством, Завоевание казанского ханства.Тема 1.7. История развития Башкортостана в составе Российской империи.Вхождение Башкортостана в состав России. Россия- тюрьма народов. Колонизация и хищническое расхищение башкирских земель. Тема 1.8.Освободительная борьба башкирского народа. Участие башкир в восстании Пугачева. Начало крестьянской войны под предводительством Пугачева. Движение повстанцев на Оренбург. Осада Оренбурга Разгром карательной экспедиции. Дальнейшие успехи повстанческого движения. Сражение под крепостью Татищева. Берда под Оренбургом- главный штаб крестьянской войны. Распад повстанческого лагеря в Бердской слободе. Сражение под Каргалинской слободой.Кинзя -Абыз Арсланов- главный атаман войск из башкир, татар, чувашей, марийцев.. Тема 1.9. Салават Юлаев -легендарный герой и поэт импровизатор 1752-1800гг.Салават в русской краеведческой литературе. Очерки Р.Г Игнатьева, Ф.Д. Нефедова, А.с. Пушкин о Салавате. Поэзия Салавата Юлаева, продолжение в них традиций башкирских сэсэнов. Сочетание традиций изустной и письменной литератур. Идеи борьбы за социальное и национальное освобождение. Связанные с жизнью и деятельностью поэта места- Салаватский район Башкортостана, Оренбург. Сарагул, Кунгур, Красноуфимск- места сражений и экзекуций над Салаватом. Каратай (Салаватский район)- место поимки Салавата. Рогервик ( ныне г Палдиск. Эстония)- место пожизненной каторги .Меры по увековечению памяти С. Юлаева. Город Салават, улицы в Уфе, музей С.Юлаева в Малаязе. Образ Салавата в живописи, музыке, театральном искусстве, кино, художественной поэзии и прозе2.Культура. Понятие народная культура, материальная культура, духовная культура
Предыдущая страница | Страница 3 из 3 |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[8 ноября 2008] | Просмотров: 1729 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}