История, Слово автору | ||
То, что древние башкиры подразделялись на несколько групп, можно видеть у Ибн-Фадлана. Он писал: « Из них кое- кто говорит, что у него 12 господь…, а господин, который в небе( т.е Тенгри), самый большой из них». Здесь мы видим тенгрианство. Далее Ибн-Фадлан пишет, что одна группа башкир поклоняется змеям, другая группа- рыбам, еще одна группа- журавлям. Еще до присоединения башкирских племен к Русскому государству башкиры делились на 4 даруги, т.е. области. Слово даруга, что означает стрела начальника ( тюрэ- дюрэ угы) На каждую даругу из равноправных племен выбирались ханы или оло бии ( главные князья ), позже тарханы (дарханы). Мы знаем, как назывались даруги с 16 века: Ногайская, Казанская, Осинская, Сибирская, но не знаем, как назывались в более отдаленные века. Тут возникает вопрос: а куда делась пятая область? Можно объяснить так: в 10-12 веках часть башкир ушла на запад. Эти башкиры или слились с венграми, или обосновались в Боснии. И только делением башкир на несколько групп, областей можно объяснить одновременное упоминание башкир в разных местах. Именно делением на области можно объяснить тот факт, как происходило присоединение башкир к империи Чингисхана. По письменным источникам, свидетельствам путешественников и данным шежере можно выявить следующее: Зауральские башкиры (жившие позже названной Сибирской даруге) во главе с Майкы-бием и южные башкиры (жившие на Ногайской даруге) во главе с Муйтен-бием добровольно присоединились к Чингисхану. А западные ( Казанская даруга) и северные (Осинская даруга) башкиры в союзе с булгарами оказывали яростное сопротивление монгол-татарам. Разнообразие костюмов, диалектов, обычаев…говорит о неоднородности башкирского нарда. В одних башкирских преданиях говорится, что они пришли с Алтая ( или земли простирались до Алтая ), в других упоминается Аральское море, в третьих Кавказ, Северное Причерноморье… И каждый по-своему прав. Это можно объяснить так: основной, коренной территорией башкир был и есть Урал, а точнее Приуралье, Южный Урал, Зауралье. Местом кочевок южных башкир было Приаралье: летом на Урале, зимой в Приаралье. Восточные башкиры кочевали между Уралом и Алтаем, Иртышом. Земли западных башкир располагались между Приуральем и Волгой, иногда доходили до Северного Кавказа и Северного Причерноморья. В 9-17 веках более сильные кочевые племена и народы иногда вытесняли башкир с вышеназванных территорий. Это были и огузо-карлуко-кимаки, и монголы, и золотоордынцы, и ногаи, и сибирские татары, и калмыки, и казахи. Иногда башкиры возвращались на эти земли, иногда им просто не хватало военной силы, чтобы возвратить эти земли или не было надобности.
Уфа- центр башкирских земель! О том, что древняя Уфа ( раньше она называлась по-разному: Башкорт, Имэн-кала и др.) была центром башкирских земель, можно судить по следующим доказательствам.- Это место находится в центре Исторической Башкирии.- Удобное географическое, экономическое, военное расположение- Все 4 даруги ( области ) соединялись около Уфы, т.е. в центре.- Непрерывное местообитание населения с 5 по 16 века подтверждают археологические данные- Богатые захоронения. Много дорогих импортных украшений.- В средневековых арабских источниках, начиная с 12 века на реке, впадающий в Итиль( Волгу), упоминаются башкирские города Мастр, Кастр…- Место г.Уфы фигурирует в башкирских преданиях, легендах, шежере как место ставки хана, как центр земель. В « Алдар и Зухре » Зухра рассказывает о кочевьях ее отца Кидряса: « От устья р.Уфы… кочевья наши… на каждую сторону по пяти дней езды». Из этого следует, что им принадлежали земли с севера на юг 10 дней пути и с запада на восток 10 дней. — Топонимика. Началом реки Итиля ( Волги) арабские средневековые авторы считали р.Белую ( Агидель). А Волга считалась притоком Итиля, Сулман Идель (Левый Идель- Кама)- левым притоком. Около Уфы сливаются реки Агидель ( Белая река ), Каридель ( Черная река — Уфимка ), Кугидель ( Синяя река- Дема ). И названия даны вовсе не из-за цвета рек. Они даны по отношению к г.Уфе: Белая река течет с юга, Черная- с севера, Синяя- с запада. На востоке от Уфы находится река Кизил ( Красная ). Она и будет восточной рекой. Вывод такой: реки названы разными цветами, они обозначают части света, а точкой отсчета или центром является Уфа.У древних тюрков, руссов красный, белый, синий цвета флага соответ-ственно обозначали левое крыло, центр и правое крыло войска. Интересную информацию об аварах дает автор 7 века Феофилакт Симокатта в своем труде « История». Он пишет об объединении двух племен: уар и хуни, сначала живших на р.Тил, которую тюрки называли « Черной». Л.Н.Гумилев считает, что р.Тил- Яксарт или низовья Сырдарьи. Но Сырдарья, по-другому Яксарт ( греч.), Гульзариун ( перс.), Сейхун ( араб.) никогда не называлась тюркским словом « кара »-черный. По-моему, этой рекой была Кара-итиль (Каридель), т.е. Черная река. Тем более, р.Каридель была до 14 века самой северной точкой распространения тюрков. Есть предположение, что слово «вар» или «уар» имеет значение «река» на гуннском языке. На территории Башкирии сохранились топонимы, в основном гидронимы со словом « вар»: реки Вэрэш, Вэрэшли, Уваряш, Увары, Варзы, Аврюз, гора Абаряш-Баш… В 554 г. начался поход Истеми- кагана на запад. В 555 г. их войско достигло « Западного ( Аральского ) моря ». На северных берегах Аральского моря тюркюты натолкнулись на сопротивление племен хуни, вар и огоров. Только к 558 г. эти племена были разгромлены и тюркюты вышли к Волге, гоня перед собой тех, кто отказывался покориться. Так около 30 тысяч авар, угров в 568 г. оказались в Паннонии. Какое же отношение имеют эти события к Уфе?-Прямое. С 6 века весь Южный Урал оказался в составе Тюркского каганата. На этих территориях среди покоренных народов, возможно, осталась часть тюркютов. В 6-8 в.в. на территории нынешней Башкирии проживали так называемые Турбаслинские, Кушнаренковские, Бахмутинские племена. Они были в числе покоренных тюркютами народов, и их можно считать частью древних башкир. В 6-16 веках беспрерывно существовало городище Уфа II. Богатые золотые украшения, найденные в могилах Турбаслинской культуры на территории Уфы, говорит о том, что часть знатных гуннов или тюркютов все- таки осталась на Урале. О наличии гуннов в составе башкир говорит и тот факт, что до сих пор употребляется слово “ шан”, “шанлы” в значении славный, величавый, доблестный и гуннский “шаньюй”, означающий “величайший” о монархе, вожде, первому среди равных. В 731 г. умер Куль-Тегин. На его похороны из западных стран Бухары, Берчекера пришли Нэн Сэнун и Огул Тархан. Возможно, произошла опечатка, и народ берчекер надо читать как бэш-ок-ер. Любопытно, что тюргешский каган назван « сыном», что предполагает какую-то форму зависимости. Обитание части башкир в Средней Азии говорит и то, что около Бухары есть горы Башкорт. Появление и беспрерывное тысячелетнее существование городища Уфа II можно связать с оставшимися на Урале элитой гуннов и тюркютов: ханов, принцев, военачальников. Именно от них остались богатые захоронения и наличие у башкир своих ханов.
Предыдущая страница | Страница 3 из 5 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[27 марта 2009] | Просмотров: Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}