ИСМАГИЛ ТАСИМОВ — ОСНОВАТЕЛЬ ГОРНОГО УЧИЛИЩА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕПо поводу образованности и грамотности башкордов необходимо вспомнить просветительскую деятельность башкорда Исмагила Тасимова из рода Гайна, который в 1773 г. основал горное училище в Санкт-Петербурге всего на 20 лет позже первого учебного заведения в России — Московского университета, основанного конечно же не помором Ломоносовым, а Екатериной II и Дашковой в 1755 году. Башкорд Исмагил Тасимов из рода Гайна содержал основанное им Горное училище (в котором позднее и выучился Аносов П.П. (1799-1851), известный как открыватель башкордского метода изготовления булатной стали) на свои деньги в течении 19 лет, т.е. до 1792 года. Теперь спрашивается, кто кому на самом деле помог Ломоносов, который учился на царские деньги за границей или башкорд Исмагил Тасимов? Читатель спросит — откуда же брались деньги? Дело в том, что башкорды Урала занимались металлообработкой и добычей медной, а затем железной руды со II тыс. до н.э., т.е. в ту эпоху, когда на Юж. Урале проживали индоиранцы, предки современных башкордов. Так у башкорда Исмагила Тасимова в своей собственности находилось несколько заводов и 234 рудника. О том, каковы были масштабы добычи башкордами железной руды говорит такой факт: в 1754 г. русский граф И.В. Чернышев не заплатил Исмагилу Тасимову за 500000 пудов железной руды. Этот судебный иск был рассмотрен Берг-коллегией 5 апреля 1766 года, которая вынесла вердикт об уплате графом Чернышевым 70000 рублей. Однако граф отказался и подал об этом прошение в 1769 г. в Сенат. В дело вмешалась Екатерина II, которая постановила указом от 21 августа 1770 г. заплатить Исмагилу Тасимову всего 20000 рублей. За это время Исмагил Тасимов перечислил в казну Горного училища в 1773-1774 гг. 61000 рублей; в 1789 г. 7483 рубля 40 копеек. Это означает, что Горное училище в Санкт-Петербурге содержалось на деньги Исмагила Тасимова, из чего следует, что русские и немцы учились на башкордские деньги. Также известно, что брат Исмагила Тасимова по имени Мохаммедрахим с продажи 2 млн. пудов руды получил 96000 руб., а сын Исмагила Тасимова по имени Исхак по продаже 1 млн. 170 тыс. 308 пудов медной руды получил 68017 рублей. Важно указать, что первоначально, по плану Исмагила Тасимова Горное училище должно было быть открыто в Башкордистане для обучения именно башкордской молодежи. Однако немецко-русский колониальный режим во главе с Екатериной II (Софья Фредерика Августа) не позволил этого сделать. Теперь, когда мы знаем степень и уровень грамотности и образованности башкордского народа в XVIII-XIX вв., который не могли скрыть даже царские источники и возьмем для сравнения татар, то узнаем, что Казанский университет был создан русскими в 1804 г. 5 ноября. Само собой имя «Татария» не применимо к Казанской губернии, поскольку хорошо известно, что исконная родина татарского народа это Чин и Мачин, то есть территория совр. Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, откуда они вместе и в составе монгольских войск (татаро-монголы) вышли в Европейскую часть только в XIII в. Впервые топоним «Татарская АССР» появился в 27.V.1920 г., когда западные земли Башкордистана по указке и плану ВЦИК большевиков вошли в новое полугосударственное объединение. Имена таких деятелей Казанского университета в XIX в. как Бодуэн де Куртене, Н.В.Крушевский, В.А. Богородицкий, Н.И. Лобачевский, Радлов В.В. (Фридрих Вильгельм) имеют к казанским татарам такое же отношение как, допустим, канцлер Германии Гельмут Коль к Минтимеру Шаймиеву. Имя Исмагил Тасимов исконно кордское и означает — Исма — «заклятие, заклинание» и Гил — «слово», то есть «заветное слово. Башкордский род Биляр-Булгар хорошо известен в русских летописях в исторический период времени, предшествующий татаро-монгольскому нашествию в XIII в. Например, жена Андрея Боголюбского (1111-1174 гг.) была башкордской женщиной из рода Булгар. Юрий Долгорукий (1090-1157 гг.), сын Владимира Мономаха, как говорится в Лаврентьевской Летописи 433, 437, приглашал булгар в качестве мастеровых и строителей церквей. В Воскресенской летописи упоминается хан Башкурт. По сообщению В.М. Филоненко: «Башкурт, Башкорд или Башкард был половецкий князь XII века». В 1151 г. в сражении князя Юрия Долгорукого с князем Изяславом Мстиславовичем при реке Руть, был убит князь Владимир Завадович Черниговский, жена его бежала к половцам и вышла замуж за хана Башкорда». Все исторические факты свидетельствуют о том, что род Биляр-Булгар составляет часть башкордского народа. Древность же башкордского народа доказана на материалах археологии, мифологии и фонетическим строем
башкордского языка, который восходит своими корнями к эпохе индогерманского единства!
БАШКОРДСКИЙ РОД БОРЗАН (БЁРЙЭН)
Имя башкордского рода Борзян впервые упоминается в «Авесте» как имя священного огня, посвященному богу Солнца, имя которого на древнеиранском произносилось Митра — Михр. На авестийском языке «Митра» буквально означает «согласие, договор». Происхождение божества «Митры» восходит к временам индоиранской общности VI-IV тыс. до н. эры. В «Риг-Веде» Митра предстает как сын «Адити» и «Дакши» (VII, 66, 2; VIII, 25, 5), и вместе с богом «Варуной» образует пару, заполняет собой пространство, удерживая тем самым небо и землю, укрепляет и заставляет восходить по утрам солнце (IV, 13, 2). В «Риг-Веде» Солнце почитается как глаз Митры. На древнеиндийском Митра означает «друг» (срав. с башкордским словом Михр-бан). Древнейшие наиболее достоверные сведения о культе бога Митры (Михр-бан) у древних иранцев содержаться в «Авесте» в «Яште 10» , который так и называется «Митра-Яшт» или в более позднем пехлевийском произношении «Михр-Яшт». В парфянском диалекте древнеиранского языка Михр означает солнце. Античные источники постоянно подчеркивают обычай древних иранцев клясться при заключении любого договора именем бога Солнца — Михра. В «Авесте» в «Михр-Яште» (10,3) говорится о связи культа Михра — Солнца с конями: Коней даст быстрых Михр Чьи пастбища просторны Тому кто верен слову. Дарует путь прямейший Огонь Ахура-Мазды Тому, кто верен слову. Предки башкордов — Дахо-Массагеты (башк. Моз — пчела; сагит — агит — егет — герой храбрец, молодец, кордск яз. диал. курманджи), по сообщению Геродота: «Из богов почитают только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл этой жертвы тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное» (I, 216). Об этом культе почитания бога солнца Михры Дахо-Массагетами есть указание и у Страбона «… богом они почитают только Солнце и ему приносят в жертву коней» (IX, 8, 6). Как видим, культ, связывающий коня и Солнца, описанный в «Авесте» продолжал сохраняться у предков башкордов Дахо-Массагетов и в относительное более позднее время. В качестве таких жертвоприношений коня в дар Солнцу следует рассматривать захоронения коней предками башкордов в погребениях Синташта, датируемые II тыс. до н. эры, а также более поздние погребения коней в курганах Пятимары (возле г. Орска), датируемые VI-IV вв. до н. эры в эпоху Сарматов — Юрматы («Царские скифы» Геродота). В раннепарфянское время священный огонь Борзан-Михр-Бан занял особое возвышенное положение среди других зароастрийских огней, так как парфяне считали его своим родовым — национальным огнем, святилище которого было устроено на горе Реванд, являющимся одним из отрогов Нишапурских гор в Хорасане, то есть непосредственно в самой Парфии, древней Партаве. Важно отметить, что в Хорасане имеется цепь гор, носящая имя Башкордские горы. По древней парфянской легенде огонь Борзан-Михр-Бан был установлен в храме самим Кави-Виштаспой, который стал первым царем принявший веру Зардушта. Пророк новой религии Зардушт по легенде бежал со своей родины от своих соплеменников, не принявших его религию к царю Виштаспе. Как считает современный английский иранолог Мери Бойс, прежняя родина Заратустры располагалась к востоку от Волги, что и в самом деле соответствует территории современного Башкордистана. Найдя убежище у царя Виштаспы, Заратустра всю свою жизнь до своей смерти провел в его царстве. Сын царя Виштаспы женился на дочери Заратустры. Парфянское царство просуществовало очень долгое время с 250 г. до н. эры по 224 г. н. эры и по парфянской легенде их любимый, родовой огонь Атур-Борзен-Михрбан сыграл главную роль в принятие царем Виштаспой веры Зардушта-Зароастризма. Эта легенда, которую проповедовали жрецы этого огня, приводила к огню Атур-Борзен-Михр-Бан бесчисленное количество паломников. А преданность самих парфян и их правящей династии Аршакидов-Арсакидов огню Борзен-Михр-Бан описана в поэме «Вис и Рамин», в которой говорится, как один из парфянских царей отрекся от престола и провел остаток своих дней в уединении в храме Атур-Борзен-Михр-Бан. Храмы огня назывались «багин» или святилища со статуями богов, от башкордского «багана»- столб. По «Авесте» высшим творениями Ахура Мазды являются священные стихии огонь, вода, земля. Огонь — Атар среднеперс. Адур разлит по всему миру и пребывает во всех существах, кроме животных и насекомых, считавшихся вредными, то есть порожденных злым Ангро-Манью, следовательно, вредными — храфстра, (авест). Огонь Ахура-Мазды существует по поверьям зароастрийцев в 5 видах-ипостасях: огонь Вохуфрйана, находится в телах людей и животных и, благодаря ему, живые существа имеют силу и спосо
бны переваривать пищу. Проявление огня Вохуфрйана в человеке есть блеск его глаз, и если этот огонь покидает тело, то глаза тускнеют, тело холодеет и человек умирает. Второй огонь — Урвазишта, пребывает в растениях, греет семена и ростки в земле, благодаря чему растения и цветы цветут. Третий огонь — Вазишта, есть молния. Древними иранцами молния почиталась как небесное проявление Атара. К этому арийскому культу почитания молнии — Атара, восходил башкордский обычай при вспышке молнии в начале грозы кувыркнуться через голову один раз, где-бы он не находился — дома, на улице, в поле, в лесу и т.д. Четвертый огонь Спешита, это пламя костров, почитаемое как земное воплощение бога Атара. Пятый огонь на авестийском языке носил имя Берсизава, и почитался как огонь самого Солнца — Хварр (Хары, башкорд.), который, как считали арийцы, полыхает в небе перед лицом самого Ахуры-Мазды. В эпоху установления пехлевийского языка имя огня солнца — Берсизава, стало произноситься — Берези Саванг. Еще позднее это имя божественного огня стало произноситься Борzен-Михр-Бан, а сам огонь стал почитаться как огонь земледельцев, что было связанно с тем, что весной солнечное тепло оживляет природу Урала. Именно к этому авестийскому, пехлевийскому, парфянскому, сасанидскому имени священного огня зараострийцев и восходит имя собственное древнейшего башкордского рода (ырыу) Борзян. К древне-иранским, арийским временам восходит (II тыс. до н. эры) восходит обычай башкордов Урала справлять весной праздник Хабантуй. Это становится ясным, если мы возьмем за основу самый древний из иранских языков на сегодняшний день — язык кордов Месопотамии. Слово — Хаб, на кордском означает — зерно, что по этимологии совпадает по смыслу и с «Авестой», где ясно и четко говориться, что огонь земледельцев носил имя «Атур-Борзен-Михр-Бан». Башкорды-Борзяне, живут вокруг южных отрогов Уральских гор и называют их Иран-Дек, что в переводе с кордского значает «иранская гора» Как видим, не только этноним «борзян», но даже топоним «Иран-дек» говорят сами за себя, о связях башкордов Урала с кордами Месопотамии. К 100 км. к востоку от борзянского Ирандека, на земле, также исторически принадлежавшей башкордам рода Борзян, ученые-археологи обнаружили в нач. 70-х годов древний иранский (башкордский) город Аркаим, датируемый II тыс. до н. эры. Таким образом, пребывание на Урале древних арийцев-иранцев, кордов до их разделения с башкордами еще в II тыс. до н. эры было установлено окончательно и бесповоротно. Как и все башкорды, род борзян имеет своих родственников в Месопотамии — кордов, у которых до настоящего времени сохранился древний род, носящий имя Борзян. Первое историческое свидетельство о древнем происхождении кордского рода Борзян засвидетельствовано в так называемой «Торжественной Надписи» ассирийского царя Саргона II (722-705 гг., до н. э.) и его надписи, воздвигнутой на острове Кипр (И.М. Дьяконов «Ассиро — Вавилонские источники по истории Урарту.» ВДИ 1951 ?3,стр. 244-247, 210, 208). В этой надписи говорится, что Саргон II в 714 г. до н.э. разгромил г. Мусасир и захватил в плен царя Урзана, жену его, дочерей его, всякое имущество с 20170 людьми с их скотом, богов Халди Багмашту с их многочисленным богатством». Древний город Мусасир являлся столицей государства Урарту (IX-VI вв. до н.э.) и располагался на территории современного кордского города Ревандуз на границе Ирана, Турции и Ирака. Как пишет кордский ученый Латиф Маммад Мгои: «В VII в до н.э. город Мусасир являлся главным священным городом государства Урарту. Бог Халди был Верховным богом пантеона Урартцев. Его супругой была Aruba(i)ni (вариант Uarubani). В Мусасире она выступает под иранским именем Багмашту» (надписи Саргона II; cм. ВДИ. 1978 ?2 стр.38-40). Это безусловно указывает на иранский характер населения Мусасира — нынешнего г. Ревандуза в иранском Кордистане» (см. «Курдистан рапорт» июнь 1998 г. ?18. стр.25). На территории древнего государства Ассирии даже существовала сатрапия — Баршуа, население которой носило название — Urua-burzani-ni (башк. — ырыу бурзян). Сатрапия Баршуа располагалась южнее озера Урмия, и с востока к ней примыкало государство Мана. Граница этих двух стран — Баршуа и Мана подтверждается и ассирийскими и урартскими клинописными источниками. О дальнейшей судьбе захваченных в плен Саргоном II тех 20170 человек нам осталось сохранилось сообщение в древней хронике города Киркук в Иракском Курдистане, который на древнем сиро-арамейском назывался — Карка де бет Солох. По словам сирийского летописца Мар Шапур Бараза мидийский царь Арбак восстал против ассирийцев, отобрал у них зем
ли, а затем пришел в землю Бет-Гармай. Царь Гармая, теснимый царем Арбаком, стал просить помощи у ассирийцев. Саргон построил там город, поставил там дворец и переселил в этот город знатных людей из своего царства. «Один знатный по имени Бурзан, построил городу маленькую крепость, основав ее в долине, и стену маленькую устроил ему. Вместе со своим родом он собрал и поселил там около тысячи человек из Ассура, часть за стеной, часть вне стены (см. Пигулевская Н.В. «Города Ирака в раннем средневековье.» М-Л.1956 г. стр.47-49). Важно отметить, что вся политика царей Ассирии строилась на их главном принципе — переселять людей с захваченных ими территорий в разные уголки своей обширной империи с целью ассимилировать пленников в иноязычном окружении. По словам хроники Карка де бет Солох, государство Гармай занимало область, которая простиралась от реки Заб, до реки Деклат (совр. р. Тигр), а от Деклата до реки малый Заб. Иными словами, область Гармай соответствует той географической полосе Ирака, которую ныне населяет кордский род Бурзян, сохранившей до настоящего времени военно-теократическое устройство и управляемое наследственными шейхами носящими имя Борзян. Нет необходимости доказывать, что современный кордский род Борзян, давший в XX веке ряд крупных военных, религиозных и политических деятелей (король Курдистана в 20 годах шейх Борзанджи; генерал Борзани; лидер ДПК Масуд Борзани и др.) своими историческими корнями уходит в седую древность. Этноним кордского рода борзян, как и у башкордов Урала восходит к «Авесте», в которой, как мы указали выше, слово «Берези» на средне-персидском — Бурзян, означает — огонь Солнца — Хwарр (hары). Это утверждение не нуждается в доказательствах, так как кордский род борзян и был ревностным поклонником огня и веры Зардушта-Зароастра, о чем мы можем прочитать в средневековом источнике «Плач о разорении Курдистана арабами», фрагменты которого записаны арамейской письменностью на пергаменте и были обнаружены в начале 20 годов XX века в Курдистане в области Сулеймание, где и проживают корды рода Борзян. Область Сулеймание находится там, где в VII в. до н. эры и находилась область Карка де бет Солох (совр. г. Киркук) . В сохранившемся отрывке этого самого древнего курдского письменного литературного памятника говорится о разорении и уничтожении храмов Огня по всему Курдистану и в частности, в области Шахрезур, то есть древнего царства Карка де бет Солох в ассирийских источниках. Вот отрывок этого текста в переводе М.Б.Руденко: Храмы разрушены, огни погашены, Великие из великих спрятались. Угнетатели-арабы разрушили Крестьянские деревни до Шахрезура Женщины и девушки попали в плен Храбрые мужи лежат в крови. Вера Зардушта осталась покинутой Ахурамазда никому не делает добра» (М.Б.Руденко. К вопросу о курдской литературе. Исследования по истории культуры народов Востока. Сб. в честь акад. Орбели И.А. Ленинград. 1960, стр. 434). Все лингвисты признали имя Бурзан в хронике Карка де бет Солох, как Иранское по происхождению. Область, называемая Гармай, в эпоху Ассирийского царя Ассархадона (680-669 гг. до н.э.), имя которое донесла до нас эта летопись, на сиро-арамейском языке соответствует, в свою очередь, по географическому описанию, более древнему шумерскому городу-государству Араппхе. А ведь именно у башкордов рода Борзян, живущих ныне на Южном Урале, сохранились, почти дословно, 3 таблички (из 12) из шумерского «Сказания о Гильгамеше». На языке курдов слово «Гамеш» означает — «лесной бык», а на языке башкордов Урала слово «мышы» означает «лось», который, как известно, является не арктическим, не пустынным, не степным, не горным, а только лесным животным. В заключении необходимо отметитъ, что башкорды рода Борзян, как и корды рода Борзян в Месопотамии особо чтили огонъ, о чем нам говорят и средневековые арабские источники (Ал-Бакри, Ал-Фазари, Ал-Казвини,). Ал-Масуди (конец IX в.-957г.) прямо говорит о башкордах Урала, что «если у бурджан умирает кто нибудь, то они собирают всех его слуг и свиту, говорят известные им изречения, сжигают их за тем мертвецом» (Гаркави 1870г. стр.126). Как видим у башкордов, еще даже в X в. сохранялся древний Дахо-массагетский, а точнее будет сказать, более древний Арийский культ и ритуал сжигания вдовы и слуг вместе с телом умершего или погибшего царя. Этот древний Арийский культ еще в начале XX в. наблюдали англичане в Индии. Более того, в самом древнем эпосе самих англичан «Беовульф» (X в.) описывается, причем очень подробно, как предки современных англичан сожгли тело своего царя Беовульфа на погребальном костре. А ведь
фонетика английского языка идентична фонетике башкордского языка. Имя предков башкордов «Дахо-Массагеты» также вышло из древнеарийского языка. В частности, слово «Дахи» на языке, на котором написаны «Риг-веды», означает «сжигать». От этого ведийского корня и происходит имя огнедышащего дракона — Аждаха в древнебашкордской мифологии. В современном кордском языке слово «даха» — «сжигать, палить» соответствует слово «Зоhийа» — «засуха, жара, суховей». От этого кордского слова и происходит имя кровожадного царя — Зоххак, во время царствования которого, по древне-иранской мифологии, появился курдский народ. В преданиях башкордов родов Бурзян и Тангаур говорится о городе Макине: «В очень давние времена в некоем городе Макине у Белого (Аральского) моря жил хан, у которого была красавица дочь (…). Отец спрятал ее от посторонних глаз в темнице, где она забеременела от солнечных лучей. Тогда рассерженный хан посадил ее в серебряную лодку, которая затерялась в Аральском море. Лодку увидели предки бурзян и тангауров и еще с берега поделили между собой добычу — лодка бурзянам, а то, что в лодке — тангаурам. Выловив лодку, они увидели в ней девушку. Батыр Тангауров женился на красавице, и от них пошло племя Тангауров» (Полевые записи. 1953, стр. 245-246; Кузеев Р.Г., М., 1974, стр. 129). Это предание очень и очень древнее, поскольку о городе, а точнее области Мака или Мачия говорится как о подвластной царям Ирана-Ахаменидам стране в Бехистунской надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) и Антидэвовской надписи Ксеркса (486-465 гг. до н.э.). Бехистунская надпись Дария II. I столбец «…12-17. Говорит Дарий-царь: вот страны которые достались мне по милости Аурамазды, над ними я — царь: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия,Египет, [страны] у моря, Спарда, Яуна, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Зранка, Харайва, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гандара, Сака, Сатагу, Харахвати, Мака — всего 23 страны…» Греки называли область Мака располагавшуюся действительно возле моря Гидросия».
|