Гуннский племенной союз. Авары. Около II в. нашей эры восточными соседями сарматского племени алан, жившего в южноуральских степях, становятся гуннские племена. Они пришли из Северного Китая и Монголии. В середине IV в. эти племена начали двигаться на запад через южноуральские и прикаспийские степи, увлекая с собой сарматские и другие племена Западной Сибири, Казахстана и Южного Урала. Гунны с огнем и мечом прошли южнорусские степи и появились в бассейне Дуная.В начале VI в. через южноуральские и прикаспийские степи прошла новая волна кочевников из Азии — аваров. В русской летописи они именуются обрами.
Западнотюркский каганат. В VI в. степное кочевое население Казахстана и Южного Урала вошло в состав Западнотюркского каганата — обширного государства кочевых племен с центром на Алтае. Влияние каганата распространялось далеко на запад, вплоть до степей Северного Кавказа. В период существования каганата древнее население южноуральских степей все более и более пополнялось тюркоязычными племенами, выходцами из азиатских степей.
Хазарский каганат и государство Волжская Болгария. В VII в., после распада Западнотюркского государства, в низовьях р. Волги возникло государство хазар — Хазарский каганат, а на Средней Волге, главным образом в пределах нынешней Татарской АССР, государство болгар — Волжская Болгария. Северо-западная часть нынешней Оренбургской области была его юго-восточной окраиной. Туда через южноуральские и прикаспийские степи шли караванные дороги из Средней Азии и Ирана.
Племенные союзы поздних кочевников. Во время существования древнерусского государства с центром в городе Киеве и в период феодальной раздробленности нашей страны в южноуральских и прикаспийских степях жили племена кочевников-скотоводов, объединенные в племенные союзы. Их обычно называют поздними кочевниками. Это были древние венгерские племена, печенеги, гузы и кипчаки. Племенные союзы последовательно двигались на запад в южнорусские степи, а затем в пределы современной Венгрии. Во второй половине IX в. на запад продвинулись печенеги. Вслед за ними около середины XI в. двигались гузы и кипчаки (в русских летописях первые именуются торками, последние — половцами). Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали на население Киевской Руси. Русские дружины вели с ними длительную и упорную борьбу, которая нашла отражение в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».
В среде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались также древние башкирские племена.Следами пребывания поздних кочевников в южноуральских степях являются их могилы. Как и ранние кочевники, они верили в загробную жизнь и потому клали в могилу оружие, различные вещи, часто любимого коня. Погребения поздних кочевников обнаружены у села Нежинки (Оренбургский район), вблизи г. Соль-Илецка, у поселка Новый Кумак (Новоорский район) и в других местах. В погребениях найдены остатки одежды и кожаной обуви, оружие (железные сабли, ножи, луки и стрелы, берестяные колчаны), украшения (сережки, бусы, браслеты, бронзовые зеркала). У кипчаков (половцев) существовал обычай ставить на могилах высеченные из камня фигуры человека. Археологи называют их «каменными бабами». Одна из них найдена у с. Петропавловки (Новосергиевский район).
Монголо-татарское нашествие. В начале XIII в. в глубине Центральной Азии возникло монгольское государство. Глава его Чингис-хан и монгольские феодалы совершали грабительские походы. В 1219–1222 гг. они с огнем и мечом прошли через Среднюю Азию и Иран, ворвались на Кавказ. Весной 1223 г. на р. Калке монголо-татары разбили соединенные силы половцев и русских князей. После этого они двинулись на Волжскую Болгарию, однако были разбиты болгарами и ушли в заволжские степи. Вскоре они вновь появились на р. Яике и Нижней Волге.
В 1236–1242 гг. монголо-татарские полчища во главе с ханом Бату (Батыем) завоевали Башкирию, Волжскую Болгарию, русские княжества и проникли в Западную Европу. Обессиленные в сражениях с русскими, монголо-татары потерпели ряд поражений на Западе и летом 1242 г. повернули обратно на Восток. Пройдя через южнорусские степи, они обосновались в низовьях Волги. Возникло монголо-татарское государство, которое русские называли «Золотая Орда». Оно занимало обширное пространство — от Дуная до Иртыша. Вначале Золотая Орда являлась частью монгольского государства, но потом стала самостоятельным государством.
Русь находилась в зависимости от Золотой Орды, неся тяжелое монголо-татарское иго.
2. Южноуральские степи в период образования и развития русского централизованного государства.Свержение монголо-татарского ига. Распад Золотой Орды. Рост могущества Русского государства во главе с Московским княжеством, героическая борьба русского народа против монголо-татарского ига, внутренняя борьба между золотоордынскими феодалами за власть, походы Тимура в 1391 и 1395 гг. привели к ослаблению Золотоордынского государства и к распаду его на отдельные самостоятельные ханства. В первой половине XV в. возникли Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское и Узбекское ханства и Ногайская Орда. В 1480 г. Русь окончательно сбросила с себя монголо-татарское иго. В конце XV — начале XVI вв. закончился процесс объединения отдельных русских княжеств и земель вокруг Москвы. Сложилось Русское централизованное государство.
Ногайская Орда. Ногайская Орда образовалась в заволжских степях и занимала обширную территорию от Волги до Иртыша, от Каспийского и Аральского морей до Казани и Тюмени. Орда состояла из отдельных улусов, во главе которых находились феодалы, постоянно враждовавшие между собой.
Главным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, но часть из них вела оседлый образ жизни и занималась ремеслами, торговлей и земледелием. Район теперешних городов Уфы и Оренбурга был одним из центров кочевий ногайцев.Ногайцы находились в тесных экономических и дипломатических отношениях с Московским государством. Они пригоняли большие конские табуны для продажи в Москве. Для ногайских купцов в ней было специально отведено место, называвшееся «Ногайским двором». Во второй половине XV и особенно в XVI в. между Москвой и ногайцами шел постоянный обмен послами.Восточными соседями Ногайской Орды являлись казахи. Казахская народность сложилась в XVI–XVII вв. из различных тюркских племен, живших в степях.Присоединение к Русскому государству Поволжья, Башкирии и заволжской Ногайской Орды. После свержения монголо-татарского ига началась длительная борьба Русского государства с Казанским ханством. Она закончилась в 1552 г. взятием Казани и присоединением Казанского ханства. Одновременно народы Среднего Поволжья — чуваши, мари, мордва, удмурты вошли в состав Русского государства. В 1554–1556 гг. добровольно присоединились к России башкиры. В 1556 г. русские войска взяли Астрахань. Астраханское ханство закончило свое существование. Теперь великая река Волга на всем своем протяжении находилась в пределах Русского государства. В 1554 и 1557 гг. заволжские ногаи дважды присягали на верность царю Ивану IV Грозному. Однако, признавая свою зависимость от Русского государства, они часто нарушали присягу и в союзе с крымскими татарами производили набеги на русские окраины.В целях освоения новых территорий и обеспечения безопасности на Волге был построен ряд городов-крепостей: Самара в 1586 г., Саратов в 1590 г. В 1574 г. заложена Уфа.Еще до присоединения Поволжья к Русскому государству на Волге жили казаки — крестьяне, бежавшие на вольные места от произвола и эксплуатации помещиков. Они занимались рыбной ловлей, звериным промыслом, совершали набеги на ногайские улусы, грабили купеческие и правительственные суда, плывшие по Волге. Нередко казаки выходили и в Каспийское море.Правительство преследовало казаков. С основанием городов по Волге их жизнь стала еще труднее. В 1586 г. несколько сот волжских казаков, спасаясь от преследований царских отрядов и в поисках новых вольных мест, пришли на р. Яик. В глубине ногайских кочевий, против устья р. Илека, на острове они построили укрепление. О нем стало известно в Москве. Городок нанесли на карту Русского государства конца XVI в. — на «Большой Чертеж». Сама карта не сохранилась, но в описании ее («Книга Большому Чертежу») говорится: «…пала в Яик, с левые стороны Яика, Илез река* …А на усть тое реки остров Кош-Яик. А промеж тем протоком и реки Яик, на острову Казачий городок».Ногайцы не раз пытались изгнать казаков и разрушить Казачий городок, но не смогли. Казаки прочно укрепились на Яике. Число их быстро росло за счет новых беглых крестьян и казаков.
В 1591 г. они уже именуются «яицкими казаками».
В начале XVII в. казаки покинули Кош-Яик и обосновались на месте современного г. Уральска. Новое поселение казаков наименовали Яицким казачьим городком. Оно стало центром Яицкого казачьего войска.Таким образом, в конце XVI в. степи на правобережье р. Яика и Башкирия вошли в состав Русского централизованного государства.
* Современная река Илек
Южноуральские степи в XVII в. В XVII — начале XVIII вв. южноуральские степи называли «диким полем», «дикой степью», то есть вольными, нетронутыми степями, которых не касалась соха земледельца. Необыкновенно богата была их природа. Необозримые просторы степного ковыля перемежались островками лесов и непролазными чащами в поймах рек Яика, Сакмары, Самары и их притоков. В степях паслись стада диких коз — сайгаков, косяки диких лошадей — куланов и тарпанов. В камышах, по берегам рек и озер, водились кабаны, бобры и выдры, а в прибрежных лесах скрывались медведи. Огромное количество пернатой дичи населяло воды и степи.Через степи шли торговые дороги из Уфы, Самары, Саратова и Казани в Яицкий казачий городок и дальше в глубь казахских степей и в Среднюю Азию. Осваивался и водный путь с Волги на Яик. Он шел по р. Самаре до нынешнего рабочего поселка Перволоцка. Отсюда лодки волоком перетаскивались на р. Камыш-Самару и по ней спускались в р. Яик у нынешнего с. Татищева. Память об этом пути — название Перволоцкого, указывающее, что именно здесь начинался «волок», «переволока».«Дикие поля» Заволжья в конце XVI в. были нанесены на карту Русского государства — «Большой Чертеж». В «Книге Большому Чертежу» дается перечень всех основных рек нашего края. В ней же сообщается и о горе Тустеби *, где добывали соль, то есть говорится о районе современного Соль-Илецка.
Город Яик (Яицкий казачий городок). Рисунок середины XVIII в.
* Название тюркского происхождения. «Тус» означает соль, «теби» — гора.
Яицкое казачье войско. В XVII в. Яицкое казачье войско продолжало быстро расти за счет беглого, главным образом русского крестьянского населения, выходцев преимущественно из Среднего и Верхнего Поволжья. Основным занятием казаков была рыбная ловля на Яике. За рыбу они выменивали хлеб в Самаре, Сызрани и у русских купцов, приезжавших в Яицкий городок. Не отказывались казаки и от грабительских походов. Они спускались на лодках в Каспийское море, совершали дальние пешие походы. Так, в 1605 г. они совершили набег на Хивинское ханство.Яицкое войско представляло собой казачью общину. Во главе его стоял выборный войсковой атаман. Важные дела решались на казачьем кругу (собрании). Яицкие казаки участвовали в Крестьянской войне под предводительством Степана Разина, в восстании 1670–1671 гг.Приход калмыков. В начале XVII в. в южноуральских степях появились новые кочевые скотоводы — калмыки. Они прибыли из восточных степей. Калмыки оттеснили ногайцев в низовье Волги и стали кочевать в районе рек Орь, Яик, Илек, Самара. Они теснили башкир, сталкивались с яицкими казаками. В то же время калмыки вели оживленную торговлю в Уфе и Самаре.В 1655 г. калмыкский хан Шукур-Дайчин присягнул на подданство России.Во второй половине XVII — начале XVIII вв. большая часть калмыков постепенно ушла из заволжских степей на правобережье Волги.Сакмарский городок. К концу XVII в. все больше осваивались дикие степи Заволжья. Все люднее становилось на берегах Яика. В конце XVII в. у устья Сакмары возникает новое русское поселение — Сакмарский городок. В начале XVIII в., вероятно между 1703–1711 гг., он был разрушен башкирами.
Документ
НОГАЙЦЫ
Когда ногайцы процветали, жизнь их протекала следующим образом. Они распадались на отдельные группы, называвшиеся ордами; каждая орда имела особого правителя, называвшегося мурзой, которому они повиновались, как своему королю. У них не было ни городов, ни домов, но они жили в открытых степях; каждый мурза или король имел около себя свою орду или своих подданных с их женами, детьми и скотом. Когда съедалась вся трава, орда переходила на другое место. Они передвигаются с домами, подобными палатками, устроенными на повозках и перевозимыми с места на место верблюдами…Они не употребляют денег, но меняют скот на одежду и другие необходимые вещи. Они не занимаются никакими ремеслами или искусством, кроме военного, в котором они очень опытны; они, главным образом, скотоводы и имеют большое количество скота, который и составляет их главное богатство…Из описания ногайцев в кн.: Английские путешественники в Московском государствев XVI веке. М., 1938, с. 169–170.
Литература:
«История родного края». Учебное пособие для 7–10-х классов сред. школ Оренбургской обл. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1976. 160 с. с ил.