Новости » История | ||
Одним из первых исследователей Башкирии был выдающийся естествоиспытатель и путешественник Петр Симон Паллас (1741-1811). В 1768-1774 годах Российская академия наук организовала естественно-научные экспедиции. Паллас активно включается в работу по подготоке «Академических экспедиций». Поводом для организации таких экспедиций послужило прохождение Венеры через диск Солнца. Это редкое астрономическое явление вызвало интерес ученых всегомира. Петербургская Академия наук постановила организовать астрономические наблюдения в Петербурге, Якутске, Гурьеве, Оренбурге, Орске и некоторых других местах России. Но одновременно было решено направить «физические экспедиции» для естественно — исторических наблюдений . В частности, в Оренбургскую губернию направлялись три отряда, руководить ими должны П.-С. Паллас, И.И. Лепехин и И.П. Фальк. Путь экспедиции Палласа пролегал через Башкирию. Он трижды пересекал ее территорию. В октябре 1769 года, исследовав приволжские и оренбургские степи, ученый остановился в Уфе, где экспедиция зимовала до середины мая 1770 года. Путь из Уфы лежал через хребты Уральских гор на восток — в Западную Сибирь. На обратном пути из Сибири (1774г.) Паллас пересек бассейны рек Уфа, Быстрый Танып, проследовал к Каме. Преодолевая Уральские горы, ученый побывал в районах, населенных башкирами. В дневнике Палласа упоминаются аулы Кубово, Тикеево, Лемеза, Симской, Катавский заводы, группа деревень на реке Юрюзани: Каратавлы, Шайтан-аул, Бикбулат-аул, Мусятово. На пути экспедиции было много кочевьев башкир. Наблюдения над природными явлениями (Паллас дал подробное описание уникального явления природы — Янган-тау) в дневнике ученого перемежались с этнографическими заметками. Впечатление ученого о Башкирии нашли потом отражение в фундаментальном трехтомнике «Путешествие по разным провинциям Российской империи». «По своей многосторонности Паллас напоминает энциклопедичеcких ученых древности и средних веков; по точности и положительности — это ученый современный, а не ХYIII века», — пишет о нем ученый И.А.Северцев. Быт башкир Паллас посещает башкирский дом и дает следующее описание: «Дома башкир обыкновенно очень малы, и в избах так же, как и у татар,делают обыкновенные лавки.Но вместо татарской печи башкиры обыкновенно делают камин по праву сторону от дверей, который по их чувал называется. Такой камин сделан на подобие цилиндра, вверху к трубе сужен. Основа камина состоит из жердей и хвороста, которые хорошо обмазаны глиной. В камин кладут длинные поленья стоймя, и подле него сделан шесток, на котором поставлен котел для варки кушанья и особливая приделана труба для дыму. От таких башкирских каминов бывает очень тепло и не дымно в избах, но от чрезмерного пламени причиняется вред глазам. Главная домашняя посуда, которая обыкновенно находятся в башкирских избах, состоит из высокой на подмостках поставленной фляги, завсегда полной кислого молока… Зимою и в поездках награждают они недостаток оных напитков тем, что малые колобки сделанного из переквашенного молока и в дыму засушенного сыра, по их крут называемого, растирают и мочат в воде, отчего делается кисловатый напиток. Обыкновенное их кушанье состоит из жидкой мясной похлебки… Хлеба сеют мало. При великих конских табунах и пчелиных ульях, богатство им доставляющих, почти нельзя думать, чтобы из них когда-нибудь сделались пахотные люди. Притом хлеб у них не употребляется повседневно». Также путешественник обращает внимание на домотканную одежду башкир, подчеркивает, что «толстый холст на одежду они ткут по большей части сами. И нетолько прядут нитки из пеньки, но и из простой крапивы. При летних жилищах растут отчасти конопля без сеяния очень высоко ее отчасти сеют. На тучной земле также много растет крапивы, и осенью вырывают так, как коноплю, сушат, потом мочат, былинки ломаютруками, сдирают кожурину и на последок толкут в деревянной ступе до тех пор, пока не сделается мягкою.»П.С. Паллас о Янган — Тау Паллса не раз слышал рассказы башкир о «горящей горе». 26 мая 1770 года отряд Палласа продвигаясь по реке Юрюзань, подходит к Янган — Тау. «Горящая гора» представляет как бы огромный утес, разделяющийся «глубокими буераками, в трех самых высших отделениях видны большие обнаженные от растущего по прочим горам лесу красноватые места, которые собственно говорят, и к коим мы не без опасности по проложенной на стороне горы тропинке достигли. Все было здесь в полном цвете и травы росли гораздо обильнее нежели в других местах, чему бесспорно способствует горение сей горы и р аспространяющаяся оттого вокруг теплота». В вечернее время гора казалась окутанной огромным паром «на несколько аршин вышиною».Старожилы башкиры рассказывали, что лет 11- 12 назад в большую сосну ударила молния, сожгла ее до корня, а пламя передалось горе и с того времени » горит она внутри беспрестанно, однако так, что при подошве пламя уже угасло, а до верху еще очень далеко не добралось». Ходить по горе следовало с большой осторожностью. Ноги часто проваливались в горячую перегорелую землю. Из многочисленных расселин и ям, причудливо играя на солнце, поднимался пар, до которого невозможно было дотронуться рукой. Брошенные туда кусочки коры и щепки мгновенно вспыхивали. Однако ни серного ни какого- либо другого запаха не ощущалось. «Пар, из ям выходящий, не имеет в себе никакого телесного или пахучего свойства так, как заглушенный пар из жарко натопленной, однако без чаду, печки бывает. Сколь глубоко мы не рылись, однако никакого духу обонять не могли, хотя камни на конец так были горячи, что всякая мокрота весьма скоро на них исчезала, а деревянные лопаты обжигались» ,- записывает Паллас в дневнике. Даже зимой, когда вокруг много снега, на склонах горы зеленеет трава. Таково было место, где впоследствии возвысились корпуса санатория «Янган -тау». » Из лежащего над р. Юрюзань взгорья выходит небольшой ручей Кургазак и, протекший сажень 60, низвергается крутою стремниною в Юрьюзань ; но однако ж и на сем кратком расстоянии находятся 4 мельницы, принадлежащие двум здесь обитающим башкирцам Янгилде и Кюскильде. Но это еще не прямой источник ручья, коим он из горы выходит и течет, к югу, но немного повыше сажени за 4 виден развал каменной горы, сквозь которой из подземного истока бежит струйка ручейной воды… Так впервые был описан этот целебный источник.
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[14 октября 2008] | Просмотров: 2037 Опубликовал: admin | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}