БАШКОРТ (башkорт), самоназв. баш. народа. На русском языке «башкир», в прошлом — «башкирец».
Первые упоминания этнонима в форме «башгирд», «башкирд», «башджирт», «баджгар» зафиксированы в 1-й пол. 9 в. во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди (10 в.) и Гардизи (11 в.). К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к нач. 10 в. — Ибн-Фадлана, к 13-14 вв. — Плано Карпини («баскарт»), Виллема Рубрука («паскатир»), Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в рус. источниках, гл. обр. летописях.
На протяжении 18-20 вв. выдвинуто ок. 40 толкований этнонима «башкорт». Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюрк. происхождения. 1-я часть термина трактуется как «голова», «главный» (в форме «баш»), «отдельный», «обособленный» («башkа»), «серый, сивый» («буз»), а 2-я часть — как «червь», «пчела», «волк» («kорт»), «поселение», «страна» («йорт») или «орда» («урза»). Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении «люди с р.Башкаус» (Горн. Алтай) или «свояки огуров» (т.е. огузов). До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы: 1) «баш» («главный») + «kорт» («волк») — «главный волк», «волк-вожак», «волк-предводитель», «родоначальник»; 2) «баш» («главный», «головной») + «kор» («круг людей», «племя») + «-т» (показатель множественности, собирательности, заимствованный из иран. или монг. языков) — «головное племя», «народ». Первая гипотеза опиралась на тотемич. почитание волка башкирами и на нар. легенды, вторая — привлекала сторонников своей кажущейся престижностью.
Ныне получила распространение т. зр., согласно к-рой слово «башкорт» этимологизируется как «волк-вожак», «волк-предводитель», но оно первоначально являлось именем конкретного чел., предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политич. союз (раннюю форму гос. образования), а затем стало общим наим. этого объединения. В пользу этой т. зр. выдвинуты доводы: 1. Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отд. человеку («гл. пчеловод», «гл. волк» и т.д.) и не объясняют, как они могли стать именем этноса; 2. Вошедшие в состав баш. этноса племена имели каждый свое название (бурзян, кыпсак, гэйнэ, тамьян, усерган, юрматы и др.), и у их членов было устоявшееся родо-племенное (субэтническое) самоназвание; для того, чтобы эти племена и их члены стали называть себя общим именем более высокого ранга (надплеменным), должна была возникнуть общность, объединяющая эти племена и играющая реальное знач. в их жизни. Такой общностью могло быть военно-политич. объединение племен, положившее начало формированию народа (этноса); 3. История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й пол. 9 в., к к-рому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар (Гардизи). С этого времени этноним Б. регулярно встречается в источниках; 4. Переход антропонима в назв. формирующегося народа — закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюрк. народов (ср.: Узбек — узбеки, Ногай — ногайцы, Осман — турки-османы и др.). Должно быть, слово Б. довольно быстро, уже в 9 в., стало и экзоэтнонимом, и эндоэтнонимом народа. Форма «башкир» является поздней рус. адаптацией этнонима и появляется лишь в 18 в.: киргизы и вост. тюрки в форме «башкыр», видимо, переняли ее у русских.
Лит.: Башкирская этнонимия. Уфа, 1987.
Н.В.Бикбулатов.