[b]Привет всем! Уважаемые посетители! Ждем от вас новостей! |
Башкиры | Новости, История |
Антропологическая характеристикаАнтропологический тип башкир привлек внимание исследователей еще в XIX в. Этому вопросу посвятили свои работы М.Н.Малиев, П.С.Назаров, Д.П.Никольский, А.Н.Абрамов и др., в которых подчеркивалось смешанное происхождение расового типа башкир и неоднородность их антропологического состава. В 1916 г. публикуется фундаментальный труд С.И.Руденко «Башкиры», где на материалах измерений 1897 человек он дает обстоятельное описание физического типа башкир и выделяет антропологические различия населения в юго-западных, северо-западных и восточных районах. Отсутствие в то время четкой расовой классификации народов России не позволило С.И.Руденко отнести физический тип башкир к той или иной расе. В 1963-1965, 1967 гг. этот пробел был восполнен экспедициями Института антропологии МГУ под руководством М. С. Акимовой. Она впервые выделила среди башкир 4 антропологических типа: субуральский, южносибирский, светлый европеоидный и понтийский — имеющих четкую территориальную привязку. Субуральский тип чаще встречается у населения северных, северо-западных лесных районов, южносибирский тип — среди северо-восточных и особенно у зауральских башкир. Признаки темнопигментированного понтийского типа фиксируется у башкир бассейна р.Дема, а также в юго-западных и горно-лесных районах. Поэтапный сравнительный анализ палеоантропологических материалов, датируемых с VII в. до н.э. по XIII — XIV вв. н.э., позволяет говорить о том, что наиболее древними среди башкир, пожалуй, можно считать представителей уральской и понтийской рас, предки которых осели в регионе еще до рубежа новой эры. Не менее древним представляется время проникновения на территорию современной Башкирии населения, характеризующегося признаками темно-пигментированного или понтийского типа южного происхождения. Есть основания считать, что эти признаки были характерны для савромато-сарматских племен Южного Урала с VII в. до IV в. н.э. Для сарматов в целом был характерен резко выраженный европеоидный комплекс признаков с небольшой монголоидной примесью алтайского происхождения. На фоне этих расовых типов комплекс признаков смешанной монголоидно-европеоидной южнокарибской расы в антропологическом составе башкир довольно позднего происхождения. Его можно связать с кочевниками IX — XII вв.(оставивших на северо-востоке Башкирии Муракаевские, Старо-Халиковские, Мрясимовские курганы) и отчасти с кыпчаками XIII — XIV вв., входившими в состав Золотой Орды. До рубежа I и II тыс. н.э. этот тип на территории Южного Урала не фиксируется. Описанные расовые типы в антропологическом составе башкир имеют не только четкую территориальную локализацию, но и свой исторический возраст, т.е. время их появления и оседания наЮжном Урале. Это было связано с тем или иным конкретным этносом, который не исчезал, а становился субстратным компонентом в этнических процессах в последующее время. Этнографы и языковеды фиксируют кроме общетюркского как финно-угорские, так и индоиранские элементы в материальной культуре, языке современных башкир, топонимии Южного Урала. Интересно, что ареалы распределения финно-угорских топонимов совпадают с ареалом уральской расы, а индоиранских — с понтийским типом. Это лишний раз указывает на многокомпонентность антропологического состава и сложность этнической истории башкир. Расовый состав башкир отражает основные этапы формирования их антропологического состава, который сложился на Южном Урале в результате длительной и неоднократной метисации пришлого и местного населения. Составляющими компонентами этого процесса, как уже говорилось, явились представители местной уральской расы и пришлого понтийского, светлого европеоидного, южносибирского, памиро-ферганского и других антропологических типов. С каждым из них связаны конкретные периоды в истории края, которые можно выделить как индоиранский, финно-угорский, тюркский и золотоордынский. Индоиранский период, длившийся более тысячелетия в степной и лесостепной полосе Южного Урала, был связан с темнопигментированным понтийским типом в лице савроматов и сармато-аланов, которые являются очень далекими, если не этническими, то биологическими предками башкир. С финно-угорским периодом, примерно синхронным с индоиранским, можно увязать местный по происхождению комплекс признаков уральской расы. Более поздним по времени является тюркский период в истории края, который продолжается и в настоящее время. Благодаря тюркским кочевникам антропологическая картина Южного Урала пополнилась носителями южносибирского и памиро-ферганского типов. Наличие всех этих типов, имеющих разный исторический возраст в антропологическом составе современных башкир, указывает на непрерывность расогенетических процессов в регионе и дискретность этнических. Другими словами, можно заключить, что несмотря на неоднократнуюсмену языков и культур в истории края, полной смены населения не происходило, что указывает на неоднозначность процессов расогенеза и этногенеза башкирского народа. Этногенез и этническая историяДанные письменных источников, языкознания, антропологии, археологии и этнографии позволяют достаточно четко реконструировать сложный и длительный процесс формирования (этногенез) башкирского народа. Башкиры стали известны на исторической арене более 1000 лет назад. В письменных источниках зафиксировано, что около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Салам ат-Тарджуман. Его рассказ о путешествии к легендарной стене Йаджудж и Маджудж по поручению халифа ал-Васика помещен в сочинении Ибн-Хордадбеха «Книга путей и стран» (Баку, 1986. С.428). В нем повествуется, что, отправившись из столицы Хазарии в сопровождении пяти проводников, через 26 дней, по другим источникам — 27 дней (Идриси), достигли пределов земель башкир. Одни исследователи располагают эти земли в Приуралье, другие (что более вероятно) намного южнее, в Приаралье. Примерно к этому времени относятся события, о которых сообщает другой арабский автор — Масуди. Он рассказывает о войнах возле Аральского моря между племенами и народами, среди которых упоминаются и башкиры. Последующие авторы говорят о двух группах башкир. По-видимому, уже в IX в. древнебашкирское объединение раскололось: одна часть ушла далеко на запад, вплоть до северных пределов Визанитии, другая — на север, в Приуралье, и заложила здесь основу современного башкирского народа. Ибн-Русте (903 г.) пишет, что одна группа башкир населяет территорию близ Волжской Булгарии и находится в политической зависимости от царя булгар. По свидетельству другого арабского автора — ал-Балхи (IX Х вв.), одно из башкирских племен жило «близ булгар» по соседству с «гузами-куманами», т.е. с племенами, населявшими южные степи. «Страну народа из тюрок, называемого башгырд», у левых притоков Волги, Иргиз, Моча, Самара, Кинель, Кундурча посетил в 922 г. в составе посольства багдадского халифа в Камскую Булгарию Ахмед Ибн-Фадлан. Он описывает башкир как народ тюркский, воинственный, ведущий кочевую жизнь и поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. Ибн-Фадлан рассказывает также о другой группе башкир, которые исповедуют более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с верховным небесным богом Тенгри. Ибн-Фадлан посетил лишь западные пределы страны башкир, которые, по-видимому, простирались на востоке до верховьев Яика и восточных склонов Южного Урала. У Ибн-Фадлана имеются также сведения, что башкиры проникали далеко на юг, в приаральские степи, создавая постоянную угрозу для гузских племен. По данным арабских авторов, в Х в. башкиры представляли собой довольно многочисленный формирующийся народ, расселенный на территории, близкой к современной, с известным соседям общим этнонимом, самостоятельным языком, своеобразным хозяйственно-бытовым укладом и системой религиозных верований. Основу башкирского этноса составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. Об этом говорят данные языка, антропологического типа, многие культурно-бытовые традиции, свидетельства средневековых авторов (Ибн-Фадлан, М.Кашгари) и, особенно, данные родоплеменной номенклатуры, тамги и легенды, тщательно исследованные Р.Г.Кузеевым. Названия многих крупных башкирских племен табын, катай, канглы, минг (менг), кыпчак {кыпсак), бурзян (борйэн) — связаны с ранними этнополитическими образова ниями тюрков и имеют параллели в составе ряда родственных народов. То же самое с родоплеменными тамгами. Наименования сальют (салйыуыт), бурзян (борйэн) и некоторые другие находят аналогии в названиях монгольских племен. Примечательно еще одно обстоятельство. Исследуя родоплеменную атрибутику, в первую очередь наименования и тамги (родовые и семейные знаки), а также генеалогические легенды, Р.Г.Кузеев пришел к выводу, что тюркоязычные племена в своей основной массе — выходцы из Саяно-Алтайского нагорья и Центральной Азии, составившие ядро древнебашкирского этноса. Они не сразу и не прямым путем пришли в современный Башкортостан, а в течение длительного времени кочевали на просторах Средней Азии и современного Казахстана, входили в состав ранних тюркских военно-политических объединений (древнетюркского, хазарского, кимакского, огузско-печенежского), вступая в сложные этнокультурные контакты и взаимодействия. Особо выделяется, по наблюдениям Р.Г.Кузеева, регион Приаралья и Сыр-Дарьи, включая их южные пределы. Исследования последних десятилетий в области фольклора, декоративно-прикладного искусства, материальной культуры, расового типа башкир принесли новые подтверждения выводам Р. Г. Кузеева. Придя в Приуралье, предки башкир застали здесь аборигенное (местное) финно-угорское и ираноязычное (сармато-аланское) население. Часть аборигенов была вытеснена, но значительная масса осталась и была ассимилирована тюркоязычными пришельцами. В числе финно-угорских племен, близко соприкасавшихся с башкирами, возможно, были местные предки венгров-мадьяр. Во всяком случае башкирские племенные названия еней (йеней), юрматы и т.д. исследователи (Д.Немет, Р.Г.Кузеев) идентифицируют с венгерскими этнонимами ёне, дьярмат и др. Отсюда имеющая долгую историю гипотеза о башкиро-мадьярском родстве, которая и ныне продолжает занимать ученых и многочисленных любителей истории. Здесь нелишне будет напомнить любознательному читателю, что современные венгры-мадьяры очень близки хантам и манси Приобья, а также родственны современным мари, удмуртам, мордве, эстонцам и финнам-суоми. Однако в письменной истории случилось так, что их в XII — XIV вв. связывали, более того отождествляли с тюркоязычными башкирами. В этом одна из загадок истории, которая заставляет венгерских археологов, антропологов, этнографов и фольклористов искать азиатские корни своего народа, производить археологические раскопки, исследовать в сравнительном плане расовый тип, язык, культуру и обычаи народов нашего региона, особенно башкир. И к какому бы выводу они ни пришли, все это имеет два положительных следствия: во-первых, способствует взаимному сотрудничеству народов; вовторых, идея мадьярско-башкирского родства не могла возникнуть на пустом месте, так как близкие родственники венгров-мадьяр — ханты и манси — живут к северо-востоку от башкир, а венгры далеко к западу, к тому же имеются несомненные свидетельства соприкосновения и взаимодействия мадьяр и башкир. Это — общие родоплеменные названия, предания, память народов. Включения в состав башкир продолжались и в последующие века. В результате взаимодействия с камскими булгарами, которое было особенно интенсивным в Х — XIII вв., появились племена булгар (болар) и биляр (билэр). В XI XIII вв. и позже происходило активное проникновение в башкирскую этническую среду кумано-кыпчакских родов и племен. В результате в культуре и языке башкир усиливались кыпчакские черты. Однако, как бы ни велики были эти изменения, они не смогли стереть самобытности башкирского народа, его культурно-языкового своеобразия, которые сложились значительно раньше и отличают башкир от всех соседних, в том числе кыпчакских, народов. Предыдущая страница | Страница 2 из 5 | Следующая страница |
|
| Напечатать | Комментарии (0) |
(голосов: 6) |
[8 ноября 2008] | Просмотров: 3005 Автор: admin | Оцени статью! Наведи на шкалу! |
{sms}
{allpages}