Истоки баш. лит-ры восходят к древнетюрк. рунич. и письм. памятникам типа орхоно-енисейских надписей и к рукописным произв. 11 в. на яз. тюрки («Дивану лугат ат-тюрк» М.Кашгари, «Кутадгу билик» Ю.Баласагуни). О булгарском периоде развития баш. лит-ры (11-13 вв.) свидетельствуют баш. легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письм. форме; путевые записки араб. путешественника Ибн-Фадлана, кн. Якуба ибн-Нугмана «Таварихи Булгария» («История Булгарии», 12 в.). В последующем отд. сюжеты «Таварихи Булгария» нашли отражение в произв. баш. историков и писателей Ш.Муслими, Т.Ялсыгула аль-Башкорди, Г.Сокроя. Классич. образцом худ. лит-ры 1-й пол. 13 в. является поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Гали. Сюжет о любви героев поэмы Зулейхи и Йусуфа заимствован из вост. лит-ры. Среди башкир сохранилось мн. версий поэмы в письм. и устной форме. В период татаро-монг. ига ряд ученых и писателей уехали в страны Бл. Востока, Египет, среди них баш. ученые и поэты Гильметдин Санджар аль-Башкорди и Насретдин аль-Насыри.
В 13-14 вв., в период формирования баш. народности и совершенствования баш. яз. на кыпчакской (кыпсакской) основе, на обширной терр. Золотой Орды широкое развитие получила т.наз. кыпчакская лит-ра на яз. тюрки. Так, дастаны «Хосров и Ширин» (1341-42) Кутби, «Жумжума султан» (1391-92) Хусема Катиба, «Мухаббатнаме» (1353-54) Хорезми, «Гулистан бит-тюрки» (1391-92) Сайфа Сараи и др. произв. стали общим наследием башкир, татар, казахов, узбеков.
В баш. лит-ре средневековья преобладали традиц. для вост. литры жанры: касыда, газель, дастан, хикаят, кысса, наме (обрамленная повесть). Дастан Махмуда бин Гали аль-Булгари «Нахжель-фарадис» («Ворота в рай», 14 в.), произв. религиозно-дидактич. содержания способствовали распространению прозаич. жанров. Дастаны из серии «Али-батыр», «Кисекбаш», «Кысса-и Сакам», «Кысса-и Фаттахетдин» составили основу агиографич. лит-ры башкир. В ср. века из араб., перс., индийской, позже из турецкой лит-ры в баш. проникали мн. сюжеты («Калила и Димна», «Бахтиарнаме», «Сорок везиров», «Анекдоты Ходжи Насретдииа» и др.) и возникали их нац. версии. Так, повесть «Бахтиарнаме» на тюрки способствовала зарождению баш. обрамленной повести в прозе. Получили развитие жанры хикаят, саяхатнаме (путевые заметки), кысса и др. (сб. «Маджмагель-хика-ят», «Рисаляи хикаят»). В баш. устной лит-ре 15-16 вв. выделяются имена древних мастеров слова Хабрау—йырау, Асан Кайгы, Казтуган-йырау и др., популярных также среди казахов и ногайцев.
Присоединение Башкирии к Русскому государству в сер. 16 в. явилось переломным моментом в развитии духовной культуры башкир. В баш. лит-ре сильнее проявилась нац. тематика, окрепла взаимосвязь с фольклором, появились светские оригин. жанры: шежере, таварих. Среди рукописных произв. 16-19 вв. особое место занимают шежере, в к-рых хроника рода, генеалогия тесно переплетаются с изложением ист. событий, с преданиями и легендами. Таковы большие по объему шежере юрматынских, кыпсакских, табынских, усерганских, айлинских башкир. «История усерган« (нач. 19 в.) написана в форме дастана. Таварих является ист.-лит. жанром [«Чингизнаме«, «Амат», «История башкир» («Таварихи башkорт»), «Последний из сартаева рода»]. Башкирские восстания 17-18 вв. активизировали нар. публицистику и демократ. направление в лит-ре. Самое значит. среди них — послание идеолога баш. восст. 1755 Батырши императрице Елизавете Петровне, своего рода соц.-филос. и ист.-лит. трактат тех лет, по особенностям жанра близкий к рус. ист. повестям. Яркой страницей лит-ры стала поэзия Салавата Юлаева (1754-1800), баш. нац. героя и поэта, полководца Крестьянской войны 1773-75. Большая заслуга Салавата как поэта в том, что он использовал поэтич. слово как боевое оружие, соединив лучшие традиции устной и письм. поэзии. С сер. 16 по 18 вв. широкую известность снискали нар. поэты-сэсэны: Кубагуш (16 в.), Баик Айдар (18 в.) и др. В их кубаирах, айтышах нашли отражение соц. мотивы, вольнолюбивые чаяния народа. В лит-ре нач. 19 в. ведущее место занимала поэзия, в т.ч. песни сэсэна Буранбая-Яркея, участника и героя Отечественной войны 1812, сосланного впоследствии за выступления против колониального гнета царизма в Сибирь. Его поэтич. традиции успешно продолжали сэсэны Ишмухамет Мурзакаев (Ишмухамет-сэсэн) (1781-1878), Габит Аргынбаев (Габит-сэсэн) (1856-1921). В 1812 в Казани была напечатана кн. под назв. «Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года» в переводе на русский язык Т. Беляева, крещеного башкира. В рус. переводе известен и др. эпич. пам. — «Алдар и Зухpа«, повествующий в том же стиле о жизни и нравах баш. народа, о подвигах его батыров. Автором этого нар. романа переводчик считает Кункас-сэсэна, изв. в ту пору поэта-историка. Это произв., созданное по фольк. сюжетам, демократично но духу и форме. Дастанная традиция продолжалась также в романтич. поэме «Бузьегет«, написанной в 1842 в Уфе. Она по форме и сюжету близка к поэмам «Кысса-и Йусуф», «Тагир и Зухра», «Лейля и Меджнун».
В кон. 1-й пол. 19 в. распространилась суфийская поэзия (см. Суфизм в башкирской литературе). Видными ее представителями являются поэты — выходцы из башкир: Т.Ялсыгул аль-Башкорди (1767-1838), Г.Усман (1752-1834), М.Кутуш Кыпсаки (1761-1849), А.Каргалы (1784-1824), Х.Салихов (1794-1867), Ш.Заки (1825- 65), Г.Сокрой (1826-89) и др. В их т-ве имели место и светские мотивы. В этот период среди башкир выдвинулись ученые-реформаторы: Х.Жданов (1767-1869), Г.Усман, З.Расулев (1833-1917), А.Диваев (1855-1933). В т-ве Усмана, Заки, Сокроя отразились признаки перехода лит-ры от средневековья к новому времени.
Во 2-й пол. 19 в. в баш. лит-ре началось развитие просветит. направления. В его зарождении и становлении значит. роль сыграли преподаватели вост. языков и лит-р Оренб. кадетского корпуса (см. Неплюевское военное училище): М.Биксурин (1819- 1903), С.Кукляшев (1811-67), М.Иванов (1812-?). Они составляли и издавали хрестоматии для школ, в к-рые были включены материалы по башкирскому языку, фольклору и лит-ре, образцы переводов текстов из вост. классики.
Значит. эволюцию претерпевает проза. Наряду с традиц. жанрами появляются новые. Если книги-кысса Кашафетдина Шагимардана (1840-1910) и сб-ки хикаятов «Переводы Навадир», сост. Хабибназаром Утяки, «Берек», подготовленный В.В.Радловым, созданы в осн. в традиц. жанрах, то повести «Салима» и «Асма» P.Фaxpemдuнoвa, рассказы и повести З.Хади (1863-1932) написаны по принципу реалистич. жанров зап. лит-ры. В баш. прозе последней четв. 19 в. постепенно укрепляются черты просветит. реализма. Кр. представителями просветит. движения в Башкортостане стали М.Акмулла (1831-95) и М.Уметбаев (1841-1907). Уметбаев вошел в историю баш. культуры как поэт и ученый-краевед. В своей многогранной просветит. и творч. деят-сти, ориентируясь на рус. прогрессивную культуру и науку, он выступал как историк и этнограф, лингвист и поэт, фольклорист и переводчик, педагог и обществ. деятель. Часть его науч. трудов и поэтич. произв. опубликована в 1897 в кн. «Ядкар«. Много нового, оригинального внес в баш. поэзию Акмулла. Идейно-эстетич. ценность его поэзии определяется прежде всего демократичностью содержания, поэтич. простотой и афористичностью стиля, остротой сатиры. В его поэтике органически сочетались жанровые формы вост. и баш. поэзии: кубаиры, айтыши, песни, рубай, байты, газели, маснави и т.п. Дем. поэзия Ак-муллы оказала благотворное влияние на мн. баш. и тат. поэтов последующих поколений.
В истории баш. лит-ры начало 20 в. стало переломным этапом, периодом возникновения и формирования новых направлений и худ. методов. Под влиянием рев-ции 1905-07 центр. место в баш. лит-ре занимает рев.-дем. направление, складываются новые идейно-эстетич. принципы, просветит. реализм перерастает в критич., появляются тенденции и явления синтеза реалистич. и романтич. методов. На стр. печати, напр., в газ. «Урал», сатирич. журналах «Карчыга», «Чукеш», издаваемых в Оренбурге, печатаются стихотворения рев. характера. Возникновение и развитие рев.-дем. направления в баш. лит-ре связано с именем и т-вом Мажита Гафури (1880-1934). Вступив на лит. поприще в нач. века, он возвысил обществ. роль реалистич. иск-ва, содействовал становлению и укреплению метода критич. реализма в баш. лит-ре. В нач. 20 в. в лит-ру пришла группа молодых поэтов: Сафуан Якшигулов (1871-1931), Даут Юлтый (1893- 1938), Шайхзада Бабич (1895-1919), Сайфи Кудаш (1894-1993). Проза обогатилась эпич. жанрами: романом Х.Сагди, повестями Гафури, З.Хади, А.Тагирова, рассказами и нэсерами А.Тангатарова, Ф.Сулейманова (см. А.Инан), А.Исянбердина, Ф.Валеева, Г.Рафики и др. В баш. драматургии появились многоактные пьесы: «Герой Отчизны» и «Жертвы жизни» Ф.Туйкина, «Братья Галимовы» Г.Ниязбаева, «На войне» Г.Гумерского. Баш. поэзия нач. века открыла новые темы и мотивы. Так, поэзия Якшигулова, отражающая определенные настроения баш. об-ва, углубляющая нек-рые соц. мотивы, обогащенная филос. раздумьями, в осн. развивалась в русле просветит. реализма. Его стихи в сб-ках «Положение башкир» («Башkорт хэллэре», 1911), «На Дёме» («Дим буйында», 1912), «Порывы души» («Кунел ялkыннары», 1916) призывают народ к борьбе за свои права, выступают против разорения баш. земель. На романтич. традициях формировалась поэзия Бабича. В своих произв. он создал романтич. образ человека-мятежника, к-рый ищет счастье, разочаровывается, но стойко переносит все невзгоды и тяготы жизни. Продолжая традиции Г. Тукая и Акмуллы, лирико-эпич. произв. Бабича «Газазил», «Клоп», «Китабеннас» подняли на новую ступень нац. сатиру. Велика заслуга Бабича в обогащении поэтики, вобравшей в себя традиции вост. и нар. поэзии. Стихи и поэмы Я.Юмаева, Г.Исянбердина, Б.Мирзанова, в разл. степени затрагивающие соц. и филос. проблемы, свидетельствуют о разнообразных тенденциях и противоречивой эволюции романтич. направления в поэзии.
Башкирские писатели: Даут Юлтый, Хабибулла Ибрагимов, Мажит Гафури, 1933г.
После Октябрьской революции выявилось два направления в баш. лит-ре: нац.-патриотич., ратующее за баш. автономию, за самостоят. развитие нац. культуры и лит-ры, и рев.-дем., защищающее большевиков, борющееся за власть Советов. Во главе первого направления стояли писатели Бабич, Х.Габитов, Сулейманов. Возникла лит. орг-ция «Тулкын» («Волна») под рук. Бабича. В кн. стихов «Молодой Башкортостан» («Йэш Башkортостан», 1918) Бабича, «Башкирские мелодии» («Башkорт мондары», 1918) Габитова отражались мысли и чаяния башкир, борющихся за автономию. Во главе второго направления стояли Юлтый, Тагиров, Ш.Худайбердин. Гафури и Кудаш после нек-рого колебания примкнули ко второму. В 1920 после разгона большевиками Баш. пр-ва А.-З.Валидова баш. лит-ра нац.-патриотич. направления перестала существовать. Бабич был убит незадолго до этого красноармейцами, Сулейманов эмигрировал за границу, оставшиеся отошли от т-ва или были вынуждены принять сов. платформу (Габитов, С.Мрясов).
А.З. Валиди Тоган (первый справа ) среди группы ученых. Сидит акад. В.В.Барггольд
В годы Гражданской войны лит. силы группировались вокруг большевистских газет «Башкортостан хэбэрлэре» («Известия Башкортостана»), «Кюряш» («Борьба»), «Кызыл юл» («Красный путь») и фронтовой печати. Гафури, Юлтый, Тагиров, молодые поэты Г.Гумер, Ш.Фидаи, Ярлы Карим, Б.Ишемгул работали и печатались в местной периодике. В годы войны и первых лет восстановления нар. х-ва широкое распространение получили оперативные и массовые формы поэзии: стихи-агитки, поэтич. обращения, песни, эпиграммы, памфлеты, басни. Баш. проза характеризовалась и малыми жанрами: рассказами, очерками, зарисовками, нэсерами, часто носила очерково-публицистич. характер.
В кон. 1919 был создан Баш. гос. театр драмы (см. Башкирский академический театр драмы). В его репертуаре были пьесы М.Бурангулова, Ниязбаева, Юлтыя, Х.Ибрагимова. В 1920 Юлтый написал драму «Карагул», ставшую одним из популярнейших произв. баш. драматургии. Созданная в том же году комедия Ибрагимова «Башмачки» стала классикой баш. лит-ры. Соц. перемены в жизни страны, мысли и чувства пролетарских масс нашли отражение в кн. стихов и поэм «Мои памятки» (1924) Юлтыя, «Красные гроздья» (1925) Гафури, «Заря труда» (1926) Т.Янаби, «Песни плуга» (1926) Кудаша. Появились поэмы с новым героем: «Труженик» (1921) Гафури, «Шараф» (1922) Юлтыя, «В кузнице», «На лугу» (1921-22) Кудаша, «Селькор» (1925) Гумера. Стали издаваться лит.-худ. журналы «Яны юл» («Новый путь», 1923), «Белем» («Знание», 1924), «Янылык» («Новость», 1927), «Сэсэн» (1927), «Октябрь» (1930), где печатались молодые писатели Булат Ишемгул, Гайнан Хайри, Батыр Валид, Али Карнай, Сагит Агиш, Габдулла Амантай.
Развитие и формирование новой баш. лит-ры в 20-е гг. проходило не гладко: шла острая идейно-эстетич. борьба между разл. творч. направлениями, стилями, имели место абстрактность и риторичность в поэзии, натурализм в прозе, экспрессионизм и конструктивизм в драматургии. Возникли первые писательские орг-ции. В 1923 в Уфе создается объединение поэтов Башкортостана. Большая творч. секция писателей работала при Бюро журналистов республики. В 1927 эти две творч. орг-ции объединились в Баш. ассоциацию пролетар. писателей (БАПП). В 1934 создается Союз писателей БАССР.
В 20-е гг. усиленными темпами развивается проза. Гафури создает повести «Черноликие» (1925), «Ступени жизни» (1928), Тагиров — «На поворотах бурной реки» (1923-26), «Первые дни» (1927), «Фабрика зерна» (1928), «Комсомол» (1929), изображающие тяжелое прошлое баш. народа и его борьбу за светлое будущее. И.Насыри выступает с романтич. рассказами, нэсерами, повестями «Гульдар» (1927), «Нападение» (1929). В 1928 Хайри закончил роман «Поворот» о путях баш. народа к рев-ции. Развивается драматургия. На сцене баш. театра идут новые пьесы Тагирова («Алатау», «В переходный период»), Гафури («Красная звезда»), Юлтыя («На мельнице»).
Несмотря на идейно-тематич. преемственность, в лит-ре 20-х и 30-х гг. наблюдались и качеств. различия. В 30-е гг. намечается более зрелый подход ко мн. темам, прежде всего, к традиц. для 20-х гг. теме рев. борьбы нар. масс. Эти годы — период интенсивного развития всех жанров поэзии, прозы, драматургии.
В поэзию широким эпич. планом входят картины соц. переустройства жизни, в ней рассматривается проблема соц. и духовного возрождения человека, что обусловило популярность жанра поэмы в 30-е гг. («Земля» Б.Бикбая, «Трактористка Айхылу» Ишемгула, «Прекрасные долины Агидели» Р.Нигмати, «Три песни» Г.Саляма, «Ишимбай» Гумера, «В родном селе» Х.Карима и другие).
Тагиров, Юлтый, Насыри, Янаби — писатели старшего поколения — создали в 30-е гг. свои лучшие произведения. Достигают творч. зрелости Нигмати, Агиш, Карнай, Бикбай, пришедшие в лит-ру в предыдущем десятилетии. Мощным потоком вливается в лит-ру новое поколение мастеров слова: Хадия Давлетшина, Малих Харис, Кадыр Даян, Салях Кулибай, Кирей Мэргэн, Мустай Карим. Наблюдается поворот к темам современности, что хорошо видно на примере драматургии. Драматургов 30-х гг. больше интересуют герои дня («Хакмар», «Дружба и любовь», «Дочь степи» С.Мифтахова, пьесы Тагирова, Н.Карипа и др.). Причем уже в эти годы нац. лит-ра чутко улавливала тревожные симптомы, зреющие внутри об-ва. В образе пред. к-за Юлая в драме Мифтахова «Дружба и любовь» (1939) проявляются тенденции, к-рые породили впоследствии явление, названное культом личности.
Особо следует выделить в лит-ре этих лет формирование и интенсивное развитие жанра романа. В романах «Солдаты» («hалдаттар», 1933), «Красногвардейцы» (‘»Кызыл гвардеецтар», 1935), «Красноармейцы» (‘»Кызыл армеецтар», 1936) Тагирова, «Кровь» (‘»Кан», 1934) Юлтыя, «Кудей» («Кэзэй», 1934) Насыри движение истории и динамика развития характеров даются эпически масштабно, в сложных взаимоотношениях действующих лиц и в разнообразных ситуациях. В острых соц. конфликтах произв. тех лет более конкретно начинает вырисовываться и образ героя времени, борца за соц. справедливость. Кроме того, в отличие от произв. 20-х гг., изображавших очень часто далекое прошлое, действие романов 30-х гг. переносится ко дням относительно близким — к периоду империалистич. и гражд. войн. Меняются и приемы изображения героев, их психологич. характеристика. В романах 30-х гг. одерживают победу реалистич. принципы изображения (с позиций классовости, коммунистич. партийности), подчеркивается «жизненность», а нередко и документальность образа. Тем не менее, выдвижение на первый план лишь соц.-классовых акцентов обедняло худ. образ, вытесняло особенное, нац., приводило к свертыванию естеств. слияния нац. и межнациональных (вост. и зап.) худ. традиций. Излишняя политизация обществ. жизни, концепция «стирания нац. границ», однобокое понимание принципа партийности в худ. практике, догматич. основы метода соц. реализма, ставящего писателя в узкие идеологич. рамки, часто и вне закона (преследование т.наз. «буржуазных националистов», репрессии 30-х гг., унесшие жизнь талантливых писателей Тагирова, Юлтыя, X. и Г. Давлетшиных, Насыри, Амантая, Янаби, Ишемгула и др.), приводили к усилению тенденций вульгарного социологизма, односторонности в отражении реальной действительности. Лидеры баш. нац. движения периода рев-ции и Гражд. войны характеризуются (напр., в романе «Кудей» Насыри) примерно так, как об этом сказано в докладе Оренб. губкома РКП(б) в ЦК партии 26 янв. 1920: «…всякий сброд, напяливший на себя тогу башкирских ультрапатриотов»; «контрреволюционеры и авантюристы, офицеры, бежавшие от преследования чрезвычаек» и некультурные местные «деятели».
В изображении нац. движения и его лидеров баш. ист.-рев. лит-ра (в т. ч. трилогии 60-70 гг. — 3. Биишевой, Ф.Исангулова) не выходит за рамки подобных оценок.
Великая Отечественная война в корне изменила тематику лит-ры. Мн. баш. писатели с первых же дней ушли на фронт. Война унесла жизни мн. талантливых писателей, задержала худ. развитие. Смертью храбрых погибли Мифтахов, Харис, Х.Мухамедьяров (М. Хай), М.Абдуллин, Х.Кунакбай, Н.Карип, С.Киньякай, Б.Мукамай и др. Баш. лит-ра всего за неск. лет (со времени репрессий 1937-1945) потеряла ок. 20 своих лучших представителей. Несмотря на это, лит-ра периода войны продолжала традиции, заложенные в 20-30-х гг., особенно в изображении героич. прошлого народа (пьесы «Идукай и Мурадым» Бурангулова, «Кахым-турэ, или 1812 год» Бикбая) и современности (пьесы «Битва» Мэргэна и В.Кедрова, «Нашествие», «Лес шумит» Нигмати, «Дети одной семьи» Бикбая).
Проза воен. лет представлена малыми и средними жанровыми формами: рассказ, очерк и новелла. В них дается образ сражающегося народа: «Высота тридцати», «Байгужа Саитгалин» Даяна, «Политрук Лавров», «Настя» Б.Дима, «Родина зовет», «Любовь бессмертна», «Сержант Галин» Х.Карима, «Фашист — не человек», «Не сдаваться врагу», «Они оправдали доверие Родины» Карная, «Зубай Утягулов» Дж.Киекбаева, «Солдат» А.Чаныша, «Всадник Ильмурза» Агиша. Нередко очерки и рассказы о войне объединялись в циклы и целые книги: «В степях Дона» («Дон далаларында», 1942) Кудаша, «Для фронта» («Фронт есен», 1943) Агиша, «Башкиры» («Баkорттар», 1943), «Джигиты» («Eгеттэр», 1944) Мэргэна.
Храбрость и героизм солдат на фронте, самоотверженный труд в тылу, любовь к Родине — осн. темы поэзии тех лет («Не забывай меня, Родина!» Хариса, «Украина», «Подарок Нафисы» Нигмати, «Ьессмсртие», «Мой конь», «Декабрьская песня», «Ульмясбай» М.Карима).
Популярной становится в эти годы форма стихотворных посланий, напр., «Письмо башкирского народа к башкирским джигитам-фронтовикам», на к-рое был прислан ответ «Письмо башкирских джигитов — красногвардейцев-черниговцев башкирскому народу»; такой же характер носят поэмы «Слово Башкортостана», «Убей, сын мой, фашиста!», «Письмо твоей невесты» Нигмати, «Ответное письмо башкирскому народу» М.Карима.
Послевоен. баш. лит-ра — это новый, особый этап развития. Поредевшие ряды творч. сил пополняют писатели, вынесшие на своих плечах тяжесть войны: М.Карим, Н.Наджми, Х.Гиляжев, И.Абдуллин, Г.Рамазанов, Я.Кулмый, X.Карим, М.Гали, А.Бикчентаев, Д. Исламов, Ш.Биккул. Они приносят в лит-ру не только опаленные войной стихи и поэмы, но и новое мировоззрение. Лирич. герой неизмеримо вырос, он испытывает великое патриотич. чувство и одновр. ощущает свою ответственность перед всем человечеством. В 50-е гг. в лит-ру пришли талантливые поэты Р.Гарипов, Р.Сафин, А.Игебаев, М.Каримов и др. Бурное развитие в респ. пром-сти, особенно нефт., способствовало созданию произв. о рабочем классе. Пьесы «Глубокое дыхание» Абдуллина, «Утро города» Мэргэна, «Сагида» Бикчентаева и Р.Хайруллина, поставленные одна за другой на сцене Баш. академ. т-ра драмы и отмеченные конкурсной премией в 1948, звучали очень актуально. Эти же темы раскрывают романы «На склонах Нарыштау» Мэргэна, «Лебеди остаются на Урале» Бикчентаева, «Когда разливается Акселян» Бикбая. Ист.-рев. тема нашла свое качественно новое воплощение в романе «Иргиз» Давлетшиной, завоевавшем общесоюзное признание.
Дом Союза писателей РБ.
О серьезных достижениях баш. лит-ры послевоен. периода свидетельствуют романы «Фундамент» Агиша о драм. судьбе человека земли, «Первые шаги» А.Вали о первом поколении пос-лерев. баш. интеллигенции, повести «Городок на волнах» Г.Гумера, «Девушки» Д.Исламова, пьесы «Свадьба продолжается» М.Карима, «Весенняя песня» Наджми, «Свояки», «Мы не расстанемся» И.Абдуллина, рисующие послевоен. действительность с оптимистич. позиций.
Однако критич. отношение лит-ры к действительности наблюдается и в эти годы. Большим успехом пользовалась, напр., драма М.Карима «Одинокая береза» (1950), гл. герой к-рой — самоуверенный, страдающий повышенным чувством самомнения пред. к-за Мирзахан Шавкатов. Он является как бы логич. продолжением образа др. колхозного рук. — Юлая из драмы 30-х гг. «Дружба и любовь» Мифтахова. Однако в развитии подобного образа М. Карим пошел дальше. В драме «Неспетая песня» (1961) показан коммунист Дусмет Ярлыкапов — фигура, занимающая кр. и ответств. пост секр. горкома партии. В духовной и социально-нравств. деградации героя драматургу удалось показать те тенденции в «>об-ве, к-рые порождают личности, подобные Юлаю, Мирзахану Шавкатову, Дусмету Ярлыкаиову. Это первый опыт (не только в баш. лит-ре) критики рук.-коммуниста в период господства теории «бесконфликтности», «лакировки действительности» и тенденций вульгарного социологизма. Все это доказывает связь нац. лит-ры с подспудными токами эпохи, ее мобильность, что станет особенно характерным для худ. процесса последующих десятилетий.
Новое мироощущение привнесли в лит-ру 70-х гг. и последующих лет Р.Назаров, Р.Бикбаев, Т.Юсупов, И.Киньябулатов, С.Алибай, К.Аралбай, Т.Кильмухаметов, Р.Шакур,. А.Ахмет-Хужа, Р.Мифтахов, Б.Нугуманов, В.Axмaдueв, Н.Гаитбаев, А.Багуманов, С.Шарипов, Т.Гарипова, М.Ямалетдинов, Х.Назар, М.Идельбаев, Ф.Буляков, А.Ягафарова и др.
Большой лирич. волной вливается в лит-ру т-во К.Киньябулатовой, Ф.Рахимгуловой, А.Тагировой, Г.Юнусовой, Ф.Тугузбаевой, Т.Ганеевой, Т.Карамышевой, Р.Хисаметдиновой.
Баш. лит-ра совершенствуется во всех жанрах, в т.ч. и в рассказе. Лишь в 80-е гг. изданы десятки сб-ков, состоящих из рассказов: «Морские ветры» (1980). «На повороте» (1988) А.Гареева, «Марево» (1980) Р.Габдрахманова, «Светлая душа» А.Вахитова, «Сокрытый клад» (1982) Р.Баимова, «След в горах» (1982) С.Шарипова, «Дикая вишня» (1982), «Голубиная песня» (1987) Гариповой, «Хозяин своей судьбы» (1982) М.Гиляжсва, «Трудная наука» (1983) Р.Байбулатова, «Наш друг» (1984) P.Cултангapeeвa, «Тайна жизни» (1984) А.Гирфанова, «Урок мужества» (1984) Р.Низамова, «Подарок жене» (1985) Р.Ханнанова, «Когда открывались дороги» (1986), «Поздравительное письмо» (1987) М.Садыковой, «Глоток воды» (1986) А.Чаныша, «Родник» (1987) М.Буракаевой, «Ложная тропа» (1987) М.Каримова и т.д.
Многообразны творч. поиски писателей. В лит-ре 60-80 гг., наряду с традиц. темами, отражаются и проблемы экологии, новые достижения науки и техники. Формируется жанр науч. фантастики. Соотв. обогатился и круг лит. героев.
При этом наиб. ярко проявилась ориентация на общественно активного, граждански зрелого героя, на углубленное раскрытие хар-ра современника. Таким его рисуют поэты всех поколений: Кудаш («Будто я рожден навечно», «Гори, гори»), М. Карим («Чтоб я себя берег», «Не давай обещаний»), Наджми («Взгляд сверху», «Несчастье»), Гиляжев («Спор с другом-поэтом»), Гали («Солнечный ветер»), Гарипов («Каменный цветок», «Песня жаворонка»), Рамазанов («Недостает нам всегда чего-то»), X. Карим («Что такое счастье?»), Кулмый («Слышу сердцем»), Киньябулатова («Зови меня»), Биккул («С глазу на глаз»), Игебаев («Зов Матери-земли»), Бикбаев («Автобиография», «Караван-Сарай»), Т.Юсупов («Сенокос»), Ахмадиев («Цена слова»). Об этом же свидетельствуют и названия поэтич. сб-ков: «Я не знаю спокойной любви» (Сафин), «Любовь и гнев» (Кулибай), «Восхождение» (Алибай).
Разнообразными стали в 60-80-е гг. и жанровые формы. Так, в 60-70-е гг. формируется новый, до этого редко встречающийся в нац. драматургии жанр — трагедия. «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!» М.Карима стали достоянием многонац. лит-ры России. Дальнейшим совершенствованием формы и усилением психологич. анализа отличаются драмы «Седые волосы моей матери», «Матери ждут сыновей» А.Мирзагитова, «С сердцем не шутят», «Озорная молодость» И.Абдуллина, «Раиса», «Красный паша» Н.Асанбаева, «Тринадцатый председатель» А.Абдуллина, «Янбика» Сафина. В 1980 опубликован первый в баш. лит-ре сатирич. роман «Пузыри славы» Гирфанова. Совершенствуется и жанр поэмы, В 60-е гг. были созданы такие ее образцы, как «Черные воды» М.Карима, «Баллада о песне» Наджми, «Сорок шестой солдат» Гиляжева.
Происходит новый подъем в развитии нац. литературоведения и критики. Впервые издан многотомный свод «Башкирское народное творчество» («Башkорт халыk ижады»), созданы шеститомная «История башкирской литературы» («Башkорт изэбиэте тарихы», 6 томда. Эфэ, 1990-1996), монографии по прозе, поэзии и драматургии (Г.Хусаинов, Вахитов, М.Гайнуллин, Бикбаев, Баимов, З.Нургалин, Кильмухаметов, Р.Амиров), разработаны вопросы теории лит-ры (К.Ахмедьянов), значит. вклад в исследование лит. наследия баш. народа внес А.Харисов.
Аналогич. процессы идут и в прозе. Созданы произв. монументальной эпич. формы. В 60-70-е гг. романами Биишевой («Униженные», «У большого Ика», «Емеш»), Исангулова («Ржаной колос», «Перевал», «Памятники для живых»), Я.Хамматова («Золото собирается крупицами», «Акман-тукман», «Грозовое лето») утвердился жанр трилогии. Баш. историко-рев. трилогия — это, несомненно, новая ступень в эволюции жанров в нац. лит-ре, новый уровень развития эпич. традиций в изображении человека и его соц.-ист., нравственно-бытовых связях и взаимоотношениях. Однако эволюция жанра на этом не завершается. В 1977 Г.Ибрагмов опубликовал первый в баш. лит-ре ист. роман «Кинзя», отражающий события Крест. войны 1773-75 гг. В кон. 70-х и в 80-е гг. опубликованы ист. романы «Крылья беркута» Кирея Мэргэна, «Плач думбры», «Кожаная шкатулка» А.Хакимова, «Северные амуры» Хамматова, «Карасакал» Б.Рафикова, ист.-биографич. повести и роман «Кровавый 55-й» Хусаинова, освещающие разные (включая и древний) периоды истории народа.
В последние десятилетия появились разновидности романов о войне. Если романы-эпопеи «Дорога Москвы» Исламова, «Солнце никак не заходит» И.Абдуллина рассказывают о трагич. страницах битв под Москвой и Сталинградом, то «День рождения» Хамматова, «Млечный путь» И.Абдуллина, «Бахтизин» В.Исхакова тяготеют к ист.-биографич. произведениям. В романах «Клекот орла с Ирендыка» А.Чаныша, «Еще будем жить» Биккула авторы пишут о пережитых, хорошо знакомых им событиях. Вносят своеобразную краску в воен. тематику книги повестей и рассказов А.Гареева «Мы уходим в море», «Чайки опускаются на воду» и А.Магазова «Путь сокола», «Звезды на небосклоне», изображающие героич. будни воен. летчиков.
Значит, сдвиги происходят в прозе и в плане освоения современности. Популярным становится жанр очерка; впоследствии создаются «очерковые» романы «Майский дождь», «Цветы шиповника» Вали, «Я не сулю тебе рая» Бикчентаева, «Люди дальних дорог» Н. Мусина, «Орлы не покидают гнезд» Яр.Валиева, «Ивы на реке Буй» Ш.Янбаева, «Годы возмужания» А.Байрамова, «Сабантуй» Т.Сагитова.
Тенденция усиления психол. анализа, внимания к морально-нравств. проблемам времени наметилась в романах «Щедрое лето» Исламова, «Солдаты без погон» Гиляжева, «Голубой шатер» Ш.Янбаева и в повестях Исангулова («Алтынбика», «Лебедушка моя», «Все остается на земле», «Пахарь»), Мусина («Краса земли», «Путь моего села»), Хакимова («Радуга», «Гульбика»), Ф.Асянова («Остались лишь огни»), Низамова («Зять», «Собственный корреспондент»), З.Султанова («Лучи зари»), в повестях и рассказах молодых прозаиков Шарипова, Гариповой, Ямалетдинова, Гаитбаева.
В 80-е гг. опубликованы романы «Погожие дни» Исангулова, «Земля, на которой мы живем» Р.Султангареева, «Пришелец» Д.Булякова, «Расплата» Баимова, «Земля моя, люди мои» З.Султанова, «Зори степей» Р.Байбулатова, отличающиеся кри-тич. отношением к действительности, изображением негативных сторон коллективизации, варварского освоения природных богатств, нравственной деградации личности.
Попытки углубленного освоения современности привели к появлению произв.-сериалов. Таковы дилогия Ибрагимова (романы «Подснежник» и «Новолуние»), рисующая жизнь села от коллективизации до наших дней, трилогия Мусина (романы «Белый олень на Синь-горе», «Крик раненого», «Выходи в путь на заре»), гл. герой к-рой лесоруб Ирназар Байназаров, в чем-то напоминающий айтматовского Буранного Едигея, несет на своих плечах тяготы драм. воен. и послевоен. лет и является воплощением нар. гуманизма, справедливости и оптимизма.
Баш. лит-ра, развивавшаяся в прошлом в русле вост. культуры, начиная с 30-х гг., в связи с канонизацией принципов соц. реализма и усилением тенденций вульгарного социологизма, шла по пути вуалирования своего нац. начала. В последние же десятилетия наблюдается процесс возврата нац. и вост. традиций, стремление к переосмыслению поэтики фольклора. Таковы драмы «Волшебный курай», «Зульхиза» Биишевой, поэмы «Улыбка», «Тайна» М.Карима, особенно его повесть «Долгое-долгое детство» и трагедии «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», в к-рых отразился качественно новый принцип синтеза стилей и поэтики вост. лит-ры.