Новости » Слово автору | ||
Знаменательное событие произошло в культурной жизни Башкортостана – в издательстве «Китап» имени Зайнаб Биишевой к столетию со дня рождения выдающегося актера, режиссера и педагога, заслуженного артиста РСФСР и заслуженного деятеля искусств БАССР Тимер-Булата Имашева вышла книга, посвященная его жизни и творчеству. Эти уникальные материалы, собиравшиеся не один год и даже не одно десятилетие, увидели свет благодаря племянницам актера Ляле Адгамовне Имашевой-Аюповой и Резиде Адгамовне Имашевой-Биккуловой.Имя Тимер-Булата Имашева (Булат Имашев) навсегда останется в истории башкирского театрального искусства. Он был непосредственным участником становления башкирского национального театра, при нем впервые была показана на сцене жизнь башкирского народа, первым он сыграл роль Салавата Юлаева в пьесе Баязита Бикбая «Салават». Искра таланта и любовь к творчеству передались Тимер-Булату Имашеву от его отца Губайдуллы Ахмедзакиевича, который слыл человеком незаурядным и прославился среди жителей родного села Азнаево Бижбулякского района умением хорошо петь песни и танцевать. Неудивительно, что и его старший сын, отправившись в 12-летнем возрасте в Оренбург учиться в педагогическом техникуме, быстро увлекся художественной самодеятельностью. Пожалуй, уже здесь начался его путь на сцену. Он в 16 лет играл Гамлета. Заметив его одаренность, Шагит Худайбердин и Муса Муртазин посоветовали ему учиться на артиста.Вернувшись в Уфу, Тимер-Булат Имашев устроился на работу в типографию «Октябрьский натиск» и стал всерьез заниматься в драматическом кружке. И, прислушавшись к советам Ш. Худайбердина и М. Муртазина, будущая звезда башкирского театра поступает в Театральный техникум. Здесь яркая индивидуальность Тимер-Булата Имашева раскрылась уже в полную силу. Его сценические данные позволили ему выдвинуться на главные роли. Уже в студенческие годы он сыграл роль Буранбая в «Башкирской свадьбе» М. Бурангулова, Карла Моора в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Фрондоса в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Кстати последний из этих спектаклей в 1930 году был показан в Москве на Всесоюзной олимпиаде национальных театров, где Тимер-Булат Имашев поразил столичную публику своим обаянием, звучностью голоса и внутренней красотой.Наряду с поразительной игрой на сцене, Тимер-Булат Имашев еще в период учебы проявил большой интерес к режиссуре. Его одаренность и здесь дала о себе знать. Уже в своих первых постановках «Славная эпоха» Ризы Ишмурата и «Казанское полотенце» Карима Тинчурина он поразил публику неожиданностью сценических решений и новыми для башкирского театра формами и приемами. В итоге Тимер-Булат Имашев, еще будучи студентом, был включен в состав режиссерской коллегии наряду с известными режиссерами и актерами, что было уникальным событием в истории театра.При всем при этом успех публики и авторитет, которые Тимер-Булат Имашев приобрел уже в молодости, не вскружили ему голову. Наоборот он продолжал упорно совершенствовать свое мастерство. Вскоре после окончания учебы он сам начал преподавать в Театральном техникуме и воспитал в итоге немало выдающихся актеров для башкирской сцены.Год за годом рос талант Тимер-Булата Имашева. В галерее его сценических образов второй половины 1930-х годов видное место занимают такие роли, как Жданов в «Доходном месте» и Незнамов в «Без вины виноватые» А. Островского, поручик Яровой в пьесе «Любовь Яровая» К. Тренева, Князь Курбский в «Борисе Годунове» А. Пушкина, Закир в «Черноликих» М. Гафури и многие другие.В 1937г., являясь художественным руководителем и режиссером Башкирского государственного академического театра драмы, Тимер-Булат Имашев в большом количестве ставил пьесы Ф. Шиллера, Н. Гоголя, К. Тренева, Р. Ишмуратова, М. Файзи, а с 1940 года стал первым директором и главным режиссером Башкирского театра опера и балеты, который был организован благодаря его собственным усилиям практически на пустом месте. Позже он был директором-главным режисером Объединенных оперного и академического театров. Стремление к творчеству настолько сильно была в этом человеке, что его не смогли заглушить даже суровые военные годы. В самые тяжелые для страны дни Тимер-Булат Имашев сумел собрать в Учалах творческую молодежь и организовал народный театр.Как это нередко случается с выдающимися людьми искусства, судьба, к сожалению, отвела Тимер-Булату Имашеву слишком короткую жизнь – всего 38 лет. Его б урная театральная и педагогическая деятельность продлилась менее двух десятилетий. 12 апреля 1946 года он трагически погиб в вагоне поезда, следуя из Учалов в Уфу. Но память об этом человеке надолго сохранилась в народных сердцах.Выпущенная к 100-летию актера книга вобрала в себя многолетний труд его потомков и коллег. Здесь подробно рассказывается о жизни Тимер-Булата Имашева, его юношеских годах, начале творческого пути и работе на сцене. Поскольку книга издана на русском и башкирском языках, то она будет доступна всему населению нашей республики.Хотя книга и адресована всем, кому не безразлична судьба башкирского театра, настоящим кладом она будет, пожалуй, для студентов Уфимской государственной академии искусств, поскольку таких подробностей о жизни великого актера не найти больше нигде. Заслуги Тимер-Булата Имашева свято чтят на башкирской земле. Помимо книги к 100-летию актера студией ГТРК РБ «Башкортостан» был снят документальный фильм о жизни и творчестве актера. Автор сценария фильма и режиссер-постановщик Татьяна Краснова-Азнабаева, а на его родине в селе Азнаево Бижбулякского района племянницы Тимер-Булата Имашева Ляля и Резида Имашевы на свои средства построили музей, торжественное открытие которого состоялось 21 ноября 2008 года.Выход книги о Тимер-Булате Имашеве был с радостью воспринят многими театральными деятелями Башкортостана, учеными, поэтами и писателями, педагогами. Ирек Кинзябулатов (поэт): издание книги о Тимер-Булате Имашеве — большое событие в культурной жизни Башкортостан. Благодаря этому труду наши юные читатели смогут узнать культурное прошлое своего народа. Я считаю, что издательство «Китап» проделало в этом случае большую работу. А автору книги, главному редактору газеты «Деловой мир Башкортостана» Резиде Имашевой-Биккуловой и составителю Ляле Имашевой-Аюповой, генеральному директору ООО «Гюлистан» я хочу высказать свою личную благодарность за написание такой книги.Кадим Аралбаев (писатель): Тимер-Булат Имашев отдал свою жизнь за развитие башкирского театрального искусства. К сожалению, народные массы мало знают о нем. Издание такой книги в издательстве «Китап» на двух языках — определенно большое событие. Народ должен знать о своем актере, режиссере, театральном деятеле, о первом директоре оперного театра. Это он поставил первый национальный балет «Журавлиная песнь», первую музыкальную комедию «Аршин мал алан» Гаджибекова, внес колоссальный вклад в развитие башкирского театрального искусства. Есть выражение «Играющий хоккеист». Про Булата Имашева можно сказать, что он был играющим руководителем. Он сам принимал участие в спектаклях, был организатором, директором, режиссером. Он оставил глубокий след в истории и культурной жизни республики. ИА «Башинформ» Врезки: Баязит Бикбай (писатель): Тимер-Булат Имашев всегда бурно кипел и, как живая капля, стремился в океан – к народу, его сердцу. Поэтому и народ ценил его высоко. Загир Исмагилов (народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР): Тимер-Булат Имашев, не имея музыкального образования, благодаря своему редкостному таланту, поставил замечательные музыкальные спектакли. Я его считаю Немировичем-Данченко, Станиславским башкирского народа… После него такого талантливого человека не встречал.
|
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[19 марта 2010] | Просмотров: 345 Опубликовал: nabludatel | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}