Отправлено 28 Декабрь 2010 — 09:32
Тылсымлы энә һәм еп. Борондан килгән шөғөл — энә һәм еп ярҙамында матурлыҡ тыуҙырыу. Бәләкәй генә тылсымлы дуҫтарыбыҙҙы онотмайыҡ. Бергәләшеп, ижад итәйек, шатланайыҡ. Сөнки ҡул эштәрендә күңел йылыһы, төҫтәр байлығы күп. Тәбиғәткә бағышланған рәсемдәр, милли калориттағы әйберҙәр (таҫтамал, ҡулъяулыҡ, кейем-һалым, биҙәнеү әйберҙәре) барыһы ла урын табыр тип уйлайым ошонда. Ҡул эшенең серҙәренә бергәләшеп төшөнөрбөҙ Алла бирһә. Бик оҡшаны ошо рәсем. «Тыныс уйһыу». Тыныс уйһыу мы, ҡолаҡ мы — кемгә нисек оҡшай Размеры 19х26. Рамкаға ҡуйыр өсөн канваны (Аида) ҙурыраҡ алырға кәрәк булыр. Мәрйен № 16. Мәрйендең размерын белер өсөн 1 дюйм (2.54 см) оҙонлоғондағы епкә күпме мәрйен теҙергә мөмкин икәнлеген иҫәпләп ҡарарға кәрәк. Мәҫәлән, 1дюйм ептә 16 мәрйен теҙелгән икән, ти. Тимәк бисерҙың номеры 16 була. Мәрйен менән сигеү сиккәндә ҡайһы бер кәңәштәр: Энә махсус мәрйен сигеү өсөн (нәҙек) була. Еп канва төҫөндә алына. Капрон йәки лавсан булыуы мотлаҡ түгел. Тик ике ҡат булһын. Епте төйөнләү хупланмай, ептең осон янындағы нығытылған ептең аҫтына йәшерәләр.
Отправлено 29 Декабрь 2010 — 11:09
Ҡыҙҙар, бер-беребеҙҙе яратҡан ҡул эштәребеҙ менән таныштырайыҡ, белемдәребеҙ, серҙәребеҙ менән уртаҡлашайыҡ, бүлешәйек. Ғинуар баштарыда таҫтамалға сигеү өлгөһөн (орнамент) ҡуйырмын. Бер ике сигеүле таҫтамал бар ине. Кемдәрҙә бар — шулай уҡ көтәбеҙ схемалар.
Отправлено 30 Декабрь 2010 — 08:47
Лия, бик матур тема башлаганхын! Кулдарына куз теймэхен! Тиззэн башкорт катын-кыззарынын уз форумы асыласак, иншаллах. Шунда торло темаларга серлэшергэ момкин буласак, башкорт шрифттары ла буласак. Кул эштэре, бала тэрбиэхе, ащ-хыу, гаилэлэге монэсэбэттэр хб. темалар.
Отправлено 30 Декабрь 2010 — 10:03
Эйе, матур, файҙалы форумдар, темалар кәрәк һәм күберәк.
Отправлено 03 Январь 2011 — 06:58
Таҫтамал ситендәге бер орнаменттың схемаһы (ике биттә, уларҙы бергә тоташтырыға). Кирге(пяльцы), мулине (йәшел һабаҡ, япраҡтар һәм ике төҫтәге сәскәләргә еп), энә һәм таҫтамал(вафельный) кәрәк буласаҡ. http://www.babyboom.by/archive/2010/p38_430.html дәрес бар.
Отправлено 03 Январь 2011 — 07:21
Таҫтамал ситендәге бер орнаменттың схемаһы (ике биттә, уларҙы бергә тоташтырыға). Кирге(пяльцы), мулине (йәшел һабаҡ, япраҡтар һәм ике төҫтәге сәскәләргә еп), энә һәм таҫтамал(вафельный) кәрәк буласаҡ.
Бер ни зэ танылмай вкладышта
Отправлено 03 Январь 2011 — 07:37
Бер ни зэ танылмай вкладышта
Открыть или сохранить в Microsoft Office Word, тип баҫып ҡарағыҙ әле.
Отправлено 04 Январь 2011 — 04:53
Таҫтамал ситендәге бер орнаменттың схемаһы http://www.babyboom.by/archive/2010/p38_430.html дәрес бар.
Рэхмэт, Лия Ябай hэм матур схема
Отправлено 04 Январь 2011 — 05:22
Ябай hэм матур схема
Таҫтамал сигеп ҡараған булмағас, тәүге схема ябай булһа — яҡшыраҡтыр ул. Тик таҫтамал әле тапманым. Интернетта матур ғына орнамент таптым.
Отправлено 04 Январь 2011 — 08:51
Афарин, Лия! Бик матур сигеу олголэре Вакыт булhа бэлки берэй тастамал йэ иhэ салфетка ла сигермен эле Тик шундай нэзэкэтле эшкэ тотоноу осон йэ вакыт булмай, вакыт булhа — телэк булмай. Узем элегерэк бэйлэм бэйлэу менэн мэшгул инем. Азна эсендэ берэй матур гына кофта бэйлэп ала торгайным. Хэзер эллэ ни бэйлэугэ hурелдем. Курэhен тегеу узенэ ныгырак ылыктырзы. Анhатырак та, вакыт та азырак китэ. Хэзерге вакытта тегенэм тигэн кешегэ эзер выкройкаларзы ла табырга була, тегеу осон журналдар за етерлек, шулай за унын да уз серзэре бар инде. Ин башта торло тегеу терминдарын белеу мотлак элбиттэ. Шунын осон форумчанкаларыбыззы ошо терминдар менэн таныштырып китмэксемен. Алла бирhэ, ябай гына эйберзэрзен выкройкаларын ошонда килтерергэ исэп бар. Вы шьете вручную Вметать — соединить две детали по выгнутым или выпуклым линиям. Например, вметать рукав в пройму. Выметать — вывернуть стачной шов, дать небольшой перекат шва 0,1-0,15 см и закрепить его косыми стежками. Заметать — закрепит подогнутый край или сгиб ткани. Наметать — соединить две детали в том случае, когда одна деталь, как правило, с подогнутым краем, накладывается на другую. Обметать — обработать срезы швов, прорезных отверстий. Приметать — соединить меньшую по размеру деталь с большей. Например, приметать кокетку к спинке. Припосадить — уменьшить размер детали для придания ей нужной формы на отдельных участках. Для этого выше и ниже (на 0,1 см) линии притачивания прокладываются вручную строчки мелкими стежками, затем с их помощью ткань стягивается до нужной длины. Избыточная ткань сутюживается через влажную ткань так, чтобы сборки исчезли. Проложить — провести стежками нитку в ткани. Вы шьете на машине Втачать — соединить детали по выгнутым и выпуклым линиям. Например, втачать воротник в горловину. Застрочить — выполнить машинную строчку. Настрочить — отвернуть стачной шов в нужную сторону и закрепить отделочным швом. Обтачать — соединить детали, которые затем выворачиваются швом внутрь. Например, обтачать клапан, воротник. Отстрочить — отлетный край детали обтачать, вывернуть, выметать, проутюжить и проложить отдельную строчку. Например, отстрочить борт, воротник. Подрубить — подшить вручную или на машине узкий рубчик (шириной не более 1 см). Притачать — соединить различные по размеру детали. Расстрочить — разутюженный стачной шов закрепить строчкой с лицевой стороны. Стачать — соединить отдельные детали или сделать соединение в самой детали. Например, стачать боковые швы. Стачивание производят со стороны, противоположной той, которая была обращена к работающему при сметывании. Чисто вытачать — выполнение нескольких определенных операций: детали складываются лицевыми сторонами и прострачиваются; припуски шва срезаются близко к строчке, углы при необходимости подсекаются (для внутренних углов), срезаются наискосок (для внешних); деталь выворачивается на лицевую сторону, выметывается по краю, приутюживается и, при необходимости, отстрачивается.
Отправлено 04 Январь 2011 — 10:54
Эльвира, кейем тегеү, киреһенсә, ауыр кеүек. Ләкин кейемде биҙәр алдынан уны тегергә кәрәк булсаҡ шул Өйрәнергә шатбыҙ. Яйлап ҡул эштәре һүҙлеген тә төҙөрбөҙ. Йыш ҡулланылғандарынан, мәҫәлән, таҫтамал — декоративное полотенце таҫтамалбаш — концы полотенца, украшенные вышивкой или тканьем тегеү — шитье йөй — шов йөй төрҙәре: һырыу — стёжка (одеяла), сигеү — вышивка… сигеү төрҙәре: нағыш — односторонняя гладь; йүрмәп сигеү (әлмә) — тамбур… үрнәк — узор кирге — пяльцы уймаҡ — напёрсток төйөн — узел мәрйен — бисер сәйлән — мелкий стеклянный бисер мунсаҡ — бусина аҡыҡ — сердолик фирүзә — бирюза түшелдерек — нагрудник елән — халат бесеү — кроить — материалды үлсәп, киҫеү йүрмә — обмёточный шов йүрмәү — обмётывать туҡыма — ткань туҡыма төрҙәре: мамыҡ туҡыма — хлопковая ткань, ебәк — шёлковая, етен — льняная, йөн — шерстяная, … кейеҙ — войлок киндер туҡыма — холст ҡорама (ҡороу) — лоскутное шитье йөн эшкәртеү — обработка шерсти тетеү — расчёсывать иләү — прядение орсоҡ — веретено йомғаҡ — клубок сиратыу — скручивать бәйләм бәйләү — вязание дебет — шерстяной пух
Отправлено 05 Январь 2011 — 07:46
Вышивка Башкирские женщины издавна украшали вышивкой предметы быта, убранства дома, праздничную и обрядовую одежду. Старинные вышитые изделия башкир (дошедшие до нас в музейных коллекциях или сохранившиеся у населения) богатством орнамента и безупречной техникой исполнения красноречиво свидетельствуют об исключительном мастерстве и замечательном художественном вкусе башкирских вышивальщиц. Вышивкой украшались многие предметы: налобные повязки женщин (һарауыс), головные и декоративные полотенца (таҫтар, таҫтамал, һөлгө), чепраки к женским седлам (сергетыш), кисеты (янсыҡ, тоҡсай) и декоративные ленты (түшәк, урын тартҡы), женские нагрудники (түшелдерек), передники (алъяпҡыс), женские платья (күлдәк) и халаты (елән); мужские рубахи, скатерти (ашъяулыҡ), различные занавески (ҡашаға), наволочки (мендәр тышы), салфетки (көрәгә ябыу, һаба ябыу); молитвенные коврики (намаҙлыҡ) и др. Вышивка, по сравнению с другими видами прикладного искусства башкир, получила наибольшее распространение. В конце прошлого столетия Д. П. Никольский писал, что «вышивание весьма распространено среди башкир. Вышивать должна уметь каждая девушка». Навыки украшения ткани шитьем башкирки приобретали с детства, а к замужеству готовили приданое и свадебные подарки, большая часть которых состояла из вышитых изделий. В зимние вечера подруги собирались на посиделки с вышивкой, вязанием, где копировали друг у друга узоры. Вышиванием башкирки занимались и после замужества; каждая женщина принимала деятельное участие в подготовке приданого своей дочери, а более искусные вышивальщицы помогали дочерям родственников и соседей. В последние десятилетия многие предметы вышивки выходят или уже вышли из употребления. Забыты, например, украшенные вышивкой халаты, головные полотенца и особенно женские налобные повязки. Однако и в наши дни, оставаясь одним из распространенных видов художественного творчества башкир, вышивка играет большую роль в орнаментации одежды и предметов убранства дома. Наибольшее распространение вышивки, по сравнению с другими видами декоративного искусства башкир, обусловлено рядом причин. В ряде районов Башкирии вышивка имела более древние и потому более прочные традиции, чем узорное ткачество. Так, юго-восточные башкиры в прошлом были знакомы лишь с простейшей формой узорного тканья изготовлением паласов с продольными полосками. Основными способами орнаментации ткани там были вышивка и аппликация. Поэтому одежда, предметы домашнего быта украшались главным образом вышивкой. Предметы вышивки, как и изделия ткачества, тесно связаны с народным бытом и обрядами. Многие старинные вышивки сохранились прежде всего благодаря их связи с народной обрядностью. Например, в южных и юго-восточных районах республики женщины уже давно не ездят верхом, а обычай изготовлять по нескольку красочных чепраков для приданого девушки сохранился, так как узорный чепрак как бы свидетельствует о мастерстве невесты и благосостоянии ее родителей. В Караидельском районе БАССР девушки готовят к свадьбе вышитые платки (яулыҡ), которые иногда называются бүләк (подарок). Этими платками молодая сноха одаривает младших братьев и сестер жениха. Никакого применения эти платки в быту не находят. Они хранятся до свадьбы кого-либо из родственников, когда они снова используются в качестве подарков. Нередко одна и та же вещь дарится по нескольку раз. Не удивительно поэтому, что предмет, изготовленный в одном районе, можно встретить в другом, нередко отдаленном районе. В некоторых деревнях юго-востока Башкирии и в наши дни бытует обряд раздачи свадебных подарков в форме купли и продажи. Невеста заранее готовит наборы подарков для родственниц жениха. Каждая женщина, получая подарок, должна вносить за него определен¬ную сумму изделий. Вышитые предметы дарятся во время сабантуев победителям состязаний. Молодые женщины в первый год замужества должны дать по вышитому полотенцу или платку для награды самым сильным борцам, самым ловким всадникам, бегунам и т. д. Этот обычай также связан с давними традициями башкир, возможно, с их былой военной организацией. И. И. Лепехин, описывая башкирский сабантуй в XVIII в., отмечает, что победитель скачек в качестве приза получал белый платок, вышитый по углам разноцветным шелком. У башкир «узаконено,— пишет И. И. Лепехин,— чтобы на сабанном рыцарстве награждение это было сделано руками той женщины, которая в деревне моложе всех замужем» Отрывок из книги «Декоративно-прикладное искусство башкир»
Отправлено 05 Январь 2011 — 07:57
тетеү — сиратыу —
Афарин! тетеү — теребить сиратыу — ссучивать Мин бэйлэм эйберзэремде халырмын эле. Балалар осон.
Отправлено 05 Январь 2011 — 08:21
Йөн тетеүгә бәйле бер хәтирә иҫкә төштө әле. Беҙҙе, балаларҙы, йөндө күберәк тетһендәр, тип алдаштыра торғайнылар. Тетелгән йөндән барлыҡҡа килгән күпертмә танауығыҙғаса күтәрелһә, танауығыҙҙан мәрйен түгелә, тип. Беҙ инде ихлас ышана инек Йөн тетеү — расчёсывать шерсть, тигәнде таптым инетта: Учитывая трудоемкость процесса расчесывания шерсти, оно осуществлялось совместно, с помощью близких родственников и соседей. Расчесывать надо, от этого шерсть не только становится пушистой, но и мусор из него высыпается. Тағы ла бер һүҙҙе тәржемә итеп булмаҫмы икән? Йүрмә — ?
Отправлено 05 Январь 2011 — 08:34
Йүрмә — ?
Йүрмә — если это блюдо — то переплетенный с тонкой кишкой нутряной жир барана. Если способ шитья йурмэлэп тегеу — то это обметывание + фестонный шов.
Отправлено 05 Январь 2011 — 10:19
Рәхмәт. Йүрмә тегеү булараҡ ҡыҙыҡһындырғайны. Ашамлыҡ та бар икәнен белмәгәйнем. Хәҙер фестон йөй тигәнде табаһы инде. Материалдарҙың ситен төрлөсә нығытып тегәләр шул. Материалға ла, ҡул аҫтында булған инструметтарға ла ҡарап.
Отправлено 05 Январь 2011 — 10:23
Рәхмәт. Йүрмә тегеү булараҡ ҡыҙыҡһындырғайны. Ашамлыҡ та бар икәнен белмәгәйнем. Хәҙер фестон йөй тигәнде табаһы инде. Материалдарҙың ситен төрлөсә нығытып тегәләр шул. Материалға ла, ҡул аҫтында булған инструметтарға ла ҡарап.
Йорогэн аякка йурмэ элэгэ — мэкэл дэ бар бит Йэгни, йороп ятhан, hыйлап та куялар. Фестонный шов тигэнгэ hылтанма http://www.klubochek.org/str/fv814.shtml
Отправлено 06 Январь 2011 — 02:23
Мәҡәлдәге йүрмәне тормошта аяҡ терәп, йәки тотоноп ҡалырға мөмкинселек биргән бер кәрәкле элемент(йүн) тип күҙ алдына килтереп була микән? Материалды(туҡыманы) тормош, тип күҙ алдына килтерһәк, ә унда тегелгән берәй йөй, йүрмә — шыуып төшөп ҡалмаҫҡа мөмкинселек биргән бер терәк (зацепка) була.
Отправлено 06 Январь 2011 — 03:35
Мәҡәлдәге йүрмәне тормошта аяҡ терәп, йәки тотоноп ҡалырға мөмкинселек биргән бер кәрәкле элемент(йүн) тип күҙ алдына килтереп була микән? Материалды(туҡыманы) тормош, тип күҙ алдына килтерһәк, ә унда тегелгән берәй йөй, йүрмә — шыуып төшөп ҡалмаҫҡа мөмкинселек биргән бер терәк (зацепка) була.
Мэкэл — тик ятмаган, хэрэкэт иткэн кеше олошхоз калмай тигэн мэгэнэ бирэ. Икенсе торле : Хэрэкэттэ — бэрэкэт. Мэкэлдэр турахында: http://www.bashforum.net/index.php?/topic/9266-%D1%8F%D0%BA%D1%88%D1%8B-%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%82-%D1%8F%D0%BA%D1%88%D1%8B-%D0%BA%D1%8B%D0%B7/page__pid__125581__st__0&#entry125581
Отправлено 06 Январь 2011 — 04:20
Ҡул эшенә, ғөмүмән, барлыҡ тормошҡа бағышланған мәҡәлдәрҙе лә иҫкә төшөрәйек: Ете ҡат үлсә, бер ҡат киҫ. Күҙ ҡурҡһа ла ҡул эшләй. Ҡалған эшкә ҡар яуа. Фразеологизм: Төйөн булып ҡалмаһын (төйөн ҡул эшендә хупланмай, тип яҙғайныҡ инде) Шулай уҡ матур йырҙар, әкиәттәр бар. Беҙҙең йыйылышта улар ҙа ишетелер. Ҡатын-ҡыҙҙарға бағышланған йылы һүҙҙәр осраны: М.А.Круковский отзывается об искусстве рукоделия башкирской женщины: «Со стены и с потолка спускается множество полотенец, концы которых вышиты узором. Полотенца эти бывают очень красивы, узоры никогда не повторяются; башкирка составляет узор в своей голове, а не берет его из разных премий к журналам и образцов. Башкирская женщина, эта вечная, неустанная работница, является хранительницей искусства и красоты своего народа» Круковский М.А. Южный урал. Путевые очерки. —М., 1909. С. 49–50.