СТРУКТУРА РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БАШКИР изначально основана на принципе родства. Главные признаки: многоступенчатость, подвижность звеньев (особенно низших) и способность родоплем. организации и ее подразделений к постоянной сегментации. Количество звеньев в С.р.о.б. могло быть различным (См. таблицу). Наиб. распространено деление на 3 звена: племя, род, родовое подразделение.
|
||
Вариант 1 | Вариант 1 | Вариант 3 |
Кыпсак — племя (ырыу, иль) | Катай — племя (ырыу, иль | Табын — племя (ырыу, иль) |
Карагай-кыпчак — род (ырыу, тюба) | Кузгун-катай — род (аймак, ырыу) | Кара-табын — род (ырыу) |
Таукай — родовое подразделение (ара) | Кукбаш — подразделение рода (ара, аймак)
Шамбы — группа родств. семей (аймак, ара, насель) |
Кек — юргэк — дочерний род (туб, тюба, аймак)
Апсалям — родовое подразделение (аймак) Кулгилде — группа родств. семей (аймак, тармыт) |
Признаками единства племени (П.), кроме этнонима, были общие в основе тамга, дерево, птица и оран (воен.клич). П. имели органы самоуправления (советы старейшин, народные собр.), терр., разделенную на родовые вотчины. Свойственная П. способность к сегментации могла ускоряться или сдерживаться событиями полит. характера. В 17-19 вв. у башкир зафиксированы племена: а) сложившиеся в соотв. с естеств. развитием генеалогич. структуры баш. родоплем. организации (бурзян, усерган, тангаур и др.); б) организованные по принципу группировки вокруг мощного плем. образования родовых орг-ций, не родств. осн. родам, но связанных с ними рядом ист. или полит. факторов (кыпсак, катай, ай и др.); в) представляющие союз самостоят. по этнич. происхождению родовых орг-ций, отколовшихся от разных плем. или этнич. образований и объединившихся в силу ряда ист. обстоятельств (танып, табын и др.); г) не имеющие внутр. родовой структуры, но представляющие по происхождению самостоят. этнич. образование и сохранившие собств. организац. структуру (сальют, сынрян, упей и др.).
Родовые организации (Р.о.) имели сходные с племенем принципы формирования. Баш. род (тюба, аймак, ырыу) — осн. звено родоплем. структуры, представлял собой совокупность считающихся родственными родовых подразделений (до 30-40 и более). Чл. рода были объединены общим назв., имели единые в основе тамги и общую территорию. В ряде случаев в 16-18 вв. прослеживается экзогамность, однако для бол-ва родов она не была свойственна. Баш. род долгое время выступал совместным владельцем общей земельной вотчины. В составе разросшегося рода происходило сплочение и обособление групп наиб. близких по генеалогии родовых подразделений, т.е. на базе интеграции шел тот же процесс сегментации, завершающийся обособлением дочернего рода и выделением фактически занятых им земель в самостоят. родовую вотчину. Постепенно стиралась иерархич. соподчиненность осн. и дочерних родов, они становились равноправными в составе племени.
Родовое подразделение (Р.п.) (ара, аймак, насель и др.) являлось экзогамным объединением гр. родств. семей, потомков общего предка. Чл. его расселялись компактно (аулом), имели общее назв., единую в основе тамгу, совместно исполь-зовали ч. родовой вотчины. Р.п. формировалось в процессе сегментации рода. В рамках разрастающихся Р.п. шел процесс обособления групп близкородств. семей, к-рые постепенно принимали форму и юрид. функции новых Р.п. Эта закономерность была обусловлена спецификой полукочевого скотоводч. хозяйства башкир.
Терминология С.р.о.б. условна и отражает внеш. форму строения родоплем. организации, а не ее экон. содержание. Термины зачастую были одинаковы для разл. орг-ций и различны для одной и той же. Пестрота, неустойчивость и запутанность терминологии родоплем. категорий башкир объясняются сложностью их этнич. истории и неравномерным (по р-нам) процессом разложения родового строя. С.р.о.б. находилась в постоянном, но очень медленном движении. В 17-19 вв. реальное значение в С.р.о.б. имели те звенья, к-рые сохраняли опред. функции в обществ. жизни. Кол-во звеньев, зафиксированных в разное время и в разл. условиях, не было одинаковым. Почти всегда нек-рые (особенно высшие) звенья существовали в силу традиций. Др. звенья, чаще низшие, напротив, адаптировались к соц.-экон. преобразованиям, сохранялись и надолго стабилизировали себя в иной среде и в иной эпохе. Башкирские роды и племена накануне присоединения Башкирии к Русскому государству уже не были кровнородств., их объединяли общие хоз. и полит. интересы. С.р.о.б. проявила большую жизнеспособность, сохранив свою форму до 20 в.
Лит.: Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч.1. Уфа, 1957; Ч.2. 1978; его же. Краткий очерк этнической истории башкирского народа //Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т.5.