Skip to content

Баш портал

Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

Primary Menu
  • Главная
  • Новости
  • Важное
  • Новости литературы
  • Политика
  • Новости культуры
  • Новости истории
  • Новости от автора
  • Тексты
  • Без рубрики

СТРУКТУРА РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БАШКИР

bash-portal.ru 05.07.2013 1 min read

СТРУКТУРА РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БАШКИР изначально основана на принципе родства. Главные признаки: многоступенчатость, подвижность звеньев (особенно низших) и способность родоплем. организации и ее подразделений к постоянной сегментации. Количество звеньев в С.р.о.б. могло быть различным (См. таблицу). Наиб. распространено деление на 3 звена: племя, род, родовое подразделение.

Структуру родоплеменной организации башкир
Вариант 1 Вариант 1 Вариант 3
Кыпсак — племя (ырыу, иль) Катай — племя (ырыу, иль Табын — племя (ырыу, иль)
Карагай-кыпчак — род (ырыу, тюба) Кузгун-катай — род (аймак, ырыу) Кара-табын — род (ырыу)
Таукай — родовое подразделение (ара) Кукбаш — подразделение рода (ара, аймак)

Шамбы — группа родств. семей (аймак, ара, насель)

Кек — юргэк — дочерний род (туб, тюба, аймак)

 Апсалям — родовое подразделение (аймак)

 Кулгилде — группа родств. семей (аймак, тармыт)

Признаками единства племени (П.), кроме этнонима, были общие в основе тамга, дерево, птица и оран (воен.клич). П. имели органы самоуправления (советы старейшин, народные собр.), терр., разделенную на родовые вотчины. Свойственная П. способность к сегментации могла ускоряться или сдерживаться событиями полит. характера. В 17-19 вв. у башкир зафиксированы племена: а) сложившиеся в соотв. с естеств. развитием генеалогич. структуры баш. родоплем. организации (бурзян, усерган, тангаур и др.); б) организованные по принципу группировки вокруг мощного плем. образования родовых орг-ций, не родств. осн. родам, но связанных с ними рядом ист. или полит. факторов (кыпсак, катай, ай и др.); в) представляющие союз самостоят. по этнич. происхождению родовых орг-ций, отколовшихся от разных плем. или этнич. образований и объединившихся в силу ряда ист. обстоятельств (танып, табын и др.); г) не имеющие внутр. родовой структуры, но представляющие по происхождению самостоят. этнич. образование и сохранившие собств. организац. структуру (сальют, сынрян, упей и др.).

Родовые организации (Р.о.) имели сходные с племенем принципы формирования. Баш. род (тюба, аймак, ырыу) — осн. звено родоплем. структуры, представлял собой совокупность считающихся родственными родовых подразделений (до 30-40 и более). Чл. рода были объединены общим назв., имели единые в основе тамги и общую территорию. В ряде случаев в 16-18 вв. прослеживается экзогамность, однако для бол-ва родов она не была свойственна. Баш. род долгое время выступал совместным владельцем общей земельной вотчины. В составе разросшегося рода происходило сплочение и обособление групп наиб. близких по генеалогии родовых подразделений, т.е. на базе интеграции шел тот же процесс сегментации, завершающийся обособлением дочернего рода и выделением фактически занятых им земель в самостоят. родовую вотчину. Постепенно стиралась иерархич. соподчиненность осн. и дочерних родов, они становились равноправными в составе племени.

Родовое подразделение (Р.п.) (ара, аймак, насель и др.) являлось экзогамным объединением гр. родств. семей, потомков общего предка. Чл. его расселялись компактно (аулом), имели общее назв., единую в основе тамгу, совместно исполь-зовали ч. родовой вотчины. Р.п. формировалось в процессе сегментации рода. В рамках разрастающихся Р.п. шел процесс обособления групп близкородств. семей, к-рые постепенно принимали форму и юрид. функции новых Р.п. Эта закономерность была обусловлена спецификой полукочевого скотоводч. хозяйства башкир.

Терминология С.р.о.б. условна и отражает внеш. форму строения родоплем. организации, а не ее экон. содержание. Термины зачастую были одинаковы для разл. орг-ций и различны для одной и той же. Пестрота, неустойчивость и запутанность терминологии родоплем. категорий башкир объясняются сложностью их этнич. истории и неравномерным (по р-нам) процессом разложения родового строя. С.р.о.б. находилась в постоянном, но очень медленном движении. В 17-19 вв. реальное значение в С.р.о.б. имели те звенья, к-рые сохраняли опред. функции в обществ. жизни. Кол-во звеньев, зафиксированных в разное время и в разл. условиях, не было одинаковым. Почти всегда нек-рые (особенно высшие) звенья существовали в силу традиций. Др. звенья, чаще низшие, напротив, адаптировались к соц.-экон. преобразованиям, сохранялись и надолго стабилизировали себя в иной среде и в иной эпохе. Башкирские роды и племена накануне присоединения Башкирии к Русскому государству уже не были кровнородств., их объединяли общие хоз. и полит. интересы. С.р.о.б. проявила большую жизнеспособность, сохранив свою форму до 20 в.

Лит.: Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч.1. Уфа, 1957; Ч.2. 1978; его же. Краткий очерк этнической истории башкирского народа //Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т.5.

Continue Reading

Previous: САЛЪЮТ
Next: АУЛ

Рубрики

  • Без рубрики (1 996)
  • Блог (1)
    • Шоу (1)
      • 10 (1)
  • Важное (23)
  • Государство (1)
  • Интересное (2)
  • История (2)
  • Контакты (1)
  • Литература (22)
    • Песни (20)
  • Музыка (3)
  • Недвижимость (4)
  • Новости (1 247)
    • Криминал (44)
    • Литература (296)
      • Новости литературы (212)
      • Новости от автора (83)
    • Новости истории (84)
    • Новости культуры (104)
    • Новости президент (10)
    • Новостная лента (14)
    • Общие (2)
    • Политика (125)
  • Сайты (2)
  • Свидание (1)

lf


Архивы

  • Октябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Июнь 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Сентябрь 2014
  • Июль 2014
  • Апрель 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Октябрь 2011
  • Август 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Декабрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июль 2009
Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан | 2025