ШАРИАТ (шэригэт), единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Ш. основывается на Коране и Сунне, на сб-ках мусульм. права (фикх), своды и кодексы к-рых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 вв. на Ближ. и Ср. Востоке. По нормам Ш. правоверные имеют право брать до 4 жен, если могут их содержать материально. К числу запретов Ш. относятся употребление вина, свинины, азартные игры, изображение людей и т.д. До сер. 16 в. у башкир доминировало обычное право. Судебные разбирательства происходили в осн. в третейских судах. Параллельно с этим существовали суды, выносящие постановления на основе Ш. (шариатские суды). Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими рос. подданства (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству), способствовало укреплению шариатских судов во 2-й пол. 16 и 1-й пол. 18 вв. В последующий период в связи с уста-новлением контроля местных адм. органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных, наследств. дел и религ. проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соотв. и апелляционным органом стало ОМДС (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм Ш. и общерос. Зак-тва. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запре-щалось применять те положения Ш., к-рые противоречили законам Рос. гос-ва. Они касались в осн. системы телесных наказаний за нарушение мусульм. морали и нравственности, а также запрета ранних браков. К соблюдению положений Ш. мусульм. населением центр. и местные власти относились непоследовательно. Если в 1-й пол. 19 в. гражд. и воен. власти Оренб. губ. неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Ш. (в частности, считалось обязательным посещение мечети), то со 2-й пол. 19 — нач. 20 в. правительств. политика, направленная против растущего влияния ислама, носила в осн. декларативный характер. Планируемые мероприятия — передача семейно-брачных и имуществ. дел в ведение гражд. судов, ограничение стр-ва мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни кр. мусульм. выступлений не были осуществлены. Декреты Сов. власти, принятые после Октябрьской революции 1917, ликвидировали шариатские суды.
В Башкортостане фактическое вытесненёие Ш. из правовой жизни мусульм. нас. началось в 1922. В годы Сов. власти соблюдались нек-рые положения Ш. (см. Никах, Праздники мусульманские, Семейно-брачные отношения, Погребальные и поминальные обряды). С кон. 80-х гг. 20 в. в связи с возрождением ислама нормы Ш. начинают проникать в повседневную жизнь мусульман.
Лит.: Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; Ишкулов Ф.А. Судебно-административная политика в Башкортостане. Уфа, 1994; Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994.
Д.Д.Азаматов.