САБАНТУЙ (hабантуй), ежегодный праздник, посвященный началу земледельческих работ. Наиб. ранние сведения о С. у башкир содержатся в тр. И.Г.Георги, И.И.Лепехина и др. С. проводился перед пахотой после каргатуя, на В. Башкортостана между пахотой и покосом. Обычно на С. жители неск. селений съезжались в одну деревню. С восходом солнца дети собирали по дворам призы (hебэ) для праздника: полотенца, платки, куски ткани, продукты. Празднества начинались с обществ. молений, затем проходили конные скачки вокруг холма, имитирующие ход солнца по небу, прокладывали первую борозду и сеяли, что символизировало оплодотворение земли, заканчивались различными соревнованиями, хороводами и играми. Самая молодая замужняя женщина вручала подарки победителям, что подчеркивало взаимосвязь жен. природы с плодородием. В 20 в. значение обрядовых действий утрачено; на С., к-рые проводятся после вес. сева, подводятся итоги полевых работ, устраиваются смотры худ. самодеят-сти, спортивные состязания. Кроме традиц. борьбы (см. Куреш) и скачек популярны игровые юмористич. состязания: разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком и т.д. С. устраиваются и в городах. Ныне С. принял статус общересп. праздника.
Лит.: Лепехин И.И. Дневные записки путешествия академика Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства: в 1768, 1769 и 1770 году. СПб., 1795-1802; Худяков М.Г. Культ коня в Прикамье //Известия ГАИМКА, М., 1933; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Янгузин Р.З. Дореволюционные земледельческие обряды башкир //Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1980.
Р.Н.Сулейманова.