РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ. В трансп. системе РБ грузооборот Р.т. составляет 3,7%, пассажирооборот — 0,2% (1994). Протяженность водных путей, пригодных для судоходства, в респ. 1018 км. Движение речных судов осуществляется по рр.Белая и Уфа. Начало судоходству в Башкортостане положил приход в Уфу в авг. 1858 двух небольших пароходов «Грозный» и «Быстрый». В 1859 пароходное об-во «Дружина» открыло пассажирское сообщение Уфа-Казань, в 1860 пароход «Стрела» совершил 1-й рейс по перевозке железа до Ниж. Новгорода. В июле 1860 первый буксирный пароход привел на пристань Андреевка по р.Белой баржу пшеницы. Открытие судоходства в Башкирии способствовало развитию торг. связи с Поволжьем и центр. р-нами России. Оно оживило экономику региона, в особенности ее Прибельской ч.; Уфа, Стерлитамак, Табынское, Кушнаренково, Бирск, Дюртюли стали значит. пристанями и перевалочными пунктами. Со 2-й пол. 19 в. по р. Белой из Уфим. губ. вывозились хлеб, лес, изд. железоделательных з-дов Узяна, Каги, Белорецка, соль, разл. изделия кустарных промыслов. К нач. первой мировой войны частновладельческий флот на реках Башкирии достиг наиб. развития. 38 паровых судов общей мощн. 10,7 тыс. л.с. обеспечили объем грузовых перевозок в 735 тыс. т. Развитие Р.т. шло по пути улучшения водных путей (более полное обеспечение их дневной и ночной обстановкой-сигнализацией); увеличения кол-ва и грузоподъемности речных судов, повышения степ. механизации погрузочно-разгрузочных работ. В 1910 глуб. на Белой составляла 60-80 см, на Уфе — 30-40 см. К 1930 гарантир. глубины на Белой увеличиваются до 120 см. В 1932 Уфим. участок водного пути стал называться Бельским р-ным управлением Р.т. в составе Камского управления (1931). В 1937 создано Бельское речное пароходство (управление в Уфе). После Великой Отечественной войны был осуществлен единый комплекс выправительных работ на Белой и Уфе, что дало возможность обеспечить в навигацию 1963 гарантир. глубины на Верх. Белой — 90 см (в 1975 — 100 см), Ниж. Белой — 180 см (в 1975 — 225 см), на Уфе — 120 см. Условия судоходства на реках Бельского басс. улучшились с образованием Павловского водохранилища на р.Уфа (1959). В респ. создан значит. флот (самоходные нефтеналивные танкеры). Более 70% вывоза грузов из РБ направляется по Белой, Каме и Волге, а также участкам Волго-Балтийского канала в Пермскую, Горьковскую, Волгоградскую, Московскую и др. области. В грузообороте Р.т. первое место принадлежит лесу, второе — нефт. грузам. Далее — строит. материалы, хлеб, металл и металлич. изделия, кам. уголь и грузы. Перевозку пассажиров осуществляют теплоходы по направлению Уфа-Пермь-Казань-Ниж.Новгород-Ярославль-Кострома-Москва, Уфа-Самара-Саратов-Волгоград-Астрахань, Уфа-Ростов-на-Дону. В 70-е гг. флот на местных линиях и пригородном сообщении обновился за счет скоростных судов на подводных крыльях. Пропускная способность Уфим. речного порта и пристани Бирск, входящих в состав Бельского речного пароходства, ок. 152,9 тыс. т в сутки. Развитие Р.т. показано в табл.
|
|||
|
|
|
|
Протяженность внутренних водных путей, км |
|
|
|
Перевозка грузов, тыс. т |
|
|
|
Грузооборот, млн. т/км |
|
|
|
Перевозка пассажиров, тыс.чел. |
|
|
|
Пассажирооборот, млн. пасс./км |
|
|
|
Р.Х.Зарипов, М.К.Галлямов.