Летописи Джагфара (том3)-55 |
Новости » Слово автору | |
В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, булгарский царь Гази-Барадж предложил своему монгольскому союзнику — хану Батыю — сформировать особый корпус из булгарских кочевников Украины — для охраны торгового пути из Киева в Болгар — и дать этому корпусу тамгу «казак» (трезубец) и имя «казаки». Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим булгаро-монгольским командованием до середины XIV в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из булгар-христиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды чиркесов..Еще в X в. булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников булгары называли «чиркес», что по-булгарски значит «бродящий, вольный (чир) человек (кеше)». Русинцы переводили это слово, как «бродник». Большинство чиркесов были украинцами-христианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), чиркесы поступили на службу монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, чиркесы остались на монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, украинцев-казаков. Постепенно для чиркесов название казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а казацкий «трезубец» — гербом.Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, украинские казаки-чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. Это название произошло от булгарских названий острова «Курташ» («Остров каган Курта-Кубрата») или Хордизэ («Ставка Кубрата»). С этого времени булгаро-казацкий трезубец вновь возвращается к украинскому народу в качестве всеукраинского символа..Этому не помешало то, что цари Волжской Булгарии до XVI в. продолжали считать трезубец своим родовым гербом и изображали его на булгарских монетах. После разгрома московско-татарским войском булгарской столицы Казани в 1552 г. булгарский народ, в память об утраченной государственности, сделал своим национальным гербом тамгу Казани — Y или Y..КОНСПЕКТ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТИЙ «ДЖАГФАР ТАРИХЫ»..1. О своих предках Туг(Тук)-Мохаммед пишет….Сыном Адам-Амина был Шамгун Ширдаг, его сыном — Арбат Габдэрразак, его сыном — Азан по прозвищу Байда-Багыл, его сыном — Барадж, женатый на дочери Шамбата (Субэдэ) Амине, их сыном — Ямаш, его сыном — Сбэр-Худжа, бывший наместником Сэбэра, его сыном — Туг-Мохаммед, его сыном — Гарай-Барадж («Гарай» означает «финно-угорский»), восстановивший в 1358 г. город Барадж на реке Аби-Дара (Обь), его сыном — Сулейман Бияга («бияга» или «яга» значит «священное дерево», а также его символ — столб с изображениями петуха и других тотемных животных), который смог вырваться из Болгара во время осады города Идегеем и основал городок Яга, его сыном — Иш-Мохаммед по прозвищу Тамлык, его сыном — Балта, владевший аулом Балта. Балта породнился с домом Балуса, выдав дочь Алтынай замуж за Наримана. С родом Балуса в родстве была семья Мусы Ибн Халиля: дядя Мусы — Сеид-Ахмед — был женат на дочери Наримана и Алтынай-Чулпан. Сыном Наримана и Алтынай был Шехид-Булат, его сыном — Барадж, его сыном — Иш-Мохаммед, написавший летопись, в которой сохранил сведения из книг шейхов Мохаммед-Амина и Таш-Мохаммеда. А Таш-Мохаммед был его учителем. Сыном Иш-Мохаммеда был Шейх-Гали, родившийся в 1603 г., сыном Шейх-Гали — Туг-Мохаммед, также написавший летопись….2. Курбат в юности некоторое время был беком одного сакланского племени. Эти сакланы так любили его, что стали называться его именем — «курбаты» (хорваты)….3. Как известно, барджильский (персидский) царь Кубрат потерял свое царство и вернул его при помощи Чалап-бия (Афрасиаба). Юрган дал юному Курбату имя Кубрата, чтобы Булгарский бейлик вернулся к нему, как Барджиль — к барджийскому Кубрату….4. Потомки Чалап-бия правили Буртасом….5. Азак-Банджа (Мефодий) и Куштан-Баксан (Кирилл) родились в Тамья-Тархане, где служил их отец, и получили прозвища по названиям родных мест (Кул Гали)..
6. Катраг умер в Балтаваре (Болгар), Бат-Боян — в Киеве, Кызыл-Кубар — в Кызыле (Охрид), Лачын — в Италии. Аспарух, чувствуя приближение смерти, велел перевезти его из Бильсага (Плиска) в главное святилище — Торна-Уба (Тырново), где попросил прощения перед духами предков за то, что умирает от старости, а не на поле боя. Перед кончиной Аспарух, как и Курбат, и Катраг, и Бат-Боян, сказали слова «Нет бога кроме Бога» по-арабски и по-тюркски («Бир Тангра»). Это рассказал Арслан Тертер (Гази-Баба)..
Страница 1 из 3 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[29 декабря 2010] | Просмотров: Опубликовал: admika | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}