Летописи Джагфара (том3)-53 |
Новости » Слово автору | |
Чудом спасшаяся от гибели Сююнбика решила совершить хадж, чтобы возблагодарить Всевышнего за эту его милость. Осуществление этого благочестивого намерения неожиданно привело к тому, что в ее жизнь вошел герой нашего рассказа — несчастный изгнанник Мохаммедьяр….В 1536 г. Мохаммедьяр, воспользовавшись запросом Сююнбики о возможности совершения хаджа через территорию Персии, посылает в Казань свою стихотворную просьбу о разрешении вернуться в «Шахри Булгар» (Булгарию). Покоренная проникновенными стихами в ее честь, Сююнбика уговаривает Сафа-Гарая добиться этого разрешения у Кул-Ашрафа. Сеид-эмир стал тянуть с ответом на просьбу Сафа-Гарая «о милости для Мохаммедьяра». В этот решающий момент Бу-Юргану помог его старый друг — Сахиб-Гарай: он помог организовать переезд «Шейх-Гали» из Персии в Крым через Азак (Азов), и Кул-Ашраф, испугавшись того, что турецкий султан сможет использовать Мохаммедьяра в своих дипломатических играх, немедленно согласился на возвращение изгнанника в Казань. В 1538-1539 гг. Мохаммедьяр приезжает в Казань из Крыма с собранной им в Персии огромной библиотекой в тысячу связок книг и дарит ее казанскому исламскому университету «Мохаммад-Аламия». Когда книжный караван прибыл к восьмиминаретному зданию университета, из его дверей навстречу Мохаммедьяру вышел седой старик с благородной внешностью. Это был имам-хатыб (ректор) университета, в котором Бу-Юрган с радостью узнал своего любимого учителя истории шейха Касима… .Переполненный радостью от встречи с родиной, Мохаммедьяр издает свои знаменитые поэтические произведения — «Тухваи мардан» — «Дар мужам» (1540 г.) и «Нуры содур» — «Свет сердец» (1542 г.). Первое сочинение Мохаммедьяр посвящает Сафа-Гараю, а второе — своему лучшему другу и почитателю Сахиб-Гараю. Сахиб-Гараю Мохаммедьяр хотел посвятить и свою блестящую историческую работу — летопись «Казанская история», но не успел ее закончить… В 1532-1551 гг. Сахиб-Гарай занимал престол Крымского царства. В 1551 г. враги оклеветали его перед турецким султаном, лживо обвинив, между прочим, и в связях с противником Турции — шахом Ирана. Существование этой связи враги доказывали тем, что Сахиб-Гарай смог помочь Мохаммедьяру переехать из Ирана в Крым. Турецкий султан поверил в клевету — и с его разрешения Булюк-Гарай (сын Сафа-Гарая) задушил в 1551 г. Сахиб-Гарая….В Казани Мохаммедьяр — после долгого перерыва — встретился с Ибрагимом и познакомился с его сыном Куба-Касимом. Куба-Касим без колебаний подарил принадлежавшее ему право на взимание налога с игенчеев (земледельцев) одного из горных аулов (этот аул получил имя поэта — Бюрган, дошедшее до нас в форме «Бюрганы») Мохаммедьяру. .Кул-Ашраф пытался подорвать автономию Казанского иля, для чего всячески пытался ослабить позиции господствовавших в Казани удельных феодалов-аристократов (уланов или казанчиев). С одобрения Кул-Ашрафа губернатор Сафа-Гарай производил раздачу казанских земель кочевым наемным феодалам из кыпчакских орд, которых в Булгарии называли «татарами». Этих наемников Кул-Ашраф хотел использовать в борьбе против уланов. Но наемные феодалы стали угнетать подвластных им игенчеев гораздо сильнее, чем булгарские феодалы-уланы. Куба-Касим и Мохаммедьяр, увидев это, стали выступать против раздачи казанских земель «татарам», а значит — и против политики Кул-Ашрафа и Сафа-Гарая. На некоторое время Мохаммедьяр и Куба-Касим стали союзниками врага Кул-Ашрафа — эчке-казанского сеида Мамеда Ашрафа (двоюродного племянника Кул-Ашрафа), стремившегося занять булгарский престол и объявившего себя сторонником автономии Казанского иля и удельных феодалов. В 1546 г. созданное Мамедом в Эчке-Казани уланское ополчение на короткое время время заняло Казань и изгнало вон ставленника Кул-Ашрафа хана Сафа-Гарая. Новым казанским улугбеком Мамед поставил хан-керманского (касимовского) хана Шах-Гали, а пост казанского бахши (премьер-министра) предложил Куба-Касиму. Куба-Касим принял это предложение — но только после того, как Мамед выполнил его просьбу: согласился с назначением Мохаммедьяра казанским сеидом. Булгарский патриотизм и прекрасное знание Шах-Гали булгарской культуры понравились Мохаммедьяру и Куба-Касиму, и между ними завязались дружеские отношения. Шах-Гали сумел убедить Мохаммедьяра и Куба-Касима в том, что в условиях, когда Турция ничем не может помочь Булгарии, а Московия не угрожает булгарской государственности, Булгарии или ее западной части — Казанскому илю — выгоднее всего быть во внешнеполитическом союзе (унии) с Москвой под эгидой московского правител я. Подобную унию — не затрагивавшую государственности и внутренней самостоятельности Булгарии и обязывавшую булгарских царей лишь согласовывать с союзником свои внешнеполитические действия — Булгарское царство уже заключало в 1236-1278 гг. с Монгольской империей, а в 1278-1437 гг. — с Дешти-Кыпчаком..При помощи Шах-Гали и Мохаммедьяра Куба-Касим принялся отбирать у казанских кыпчаков — «татар» незаконно присвоенные ими государственные и уланские земли. В ответ наемники подняли восстание против казанских губернских властей и стали угрожать городу Казани. Во главе наемников стал булгарский аристократ Бибарс Рыштау, решивший выслужиться перед Кул-Ашрафом. Шах-Гали, Мохаммедьяр и Куба-Касим вместе покидают Казань и плывут вниз по Волге на корабле. По пути, в Тэтэше (Тетюшах) Мохаммедьяр и Куба-Касим высаживаются на берег и разъезжаются по своим поместьям, находившимся рядом, а Шах-Гали плывет дальше, к югу, и у Саратау (Саратов) встречается со своим спасителем — пограничным касимовским отрядом…. Казанский купеческо-ремесленный магистрат «Тюмэн» (орган самоуправления горожан-казанцев), опасавшийся резни, отказался впускать в город «татар» и Сафа-Гарая до тех пор, пока Мохаммедьяр не будет возвращен на пост казанского сеида. Кул-Ашраф, самолично подъехавший к Казани из Корым-Чаллов, скрепя сердце, дает на это согласие. Мохаммедьяра вызывают из Бюргана в Казань, и он (так было положено!) утверждает Сафа-Гарая казанским губернатором (сеид-эмиры, а иногда и эчке-казанские сеиды — Ашрафиды, назначали областных сеидов, а те уже утверждали феодалов на посту правителей областей — губерний или царств; эчке-казанских сеидов, бывших главными гарантами автономии Казанского иля, назначали не сеид-эмиры, а избирали — из членов рода Ашрафидов — булгарские феодалы). В свою очередь Мохаммедьяр согласился стать казанским сеидом только после того, как Кул-Ашраф и Сафа-Гарай дали обещание не мстить горожанам-казанцам и Куба-Касиму..
Страница 1 из 3 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[29 декабря 2010] | Просмотров: Опубликовал: admika | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}