ХРИСТИАНИЗАЦИЯ, один из аспектов внутр. политики царизма, начатая Иваном IV в 1955 при учреждении Казанской епархии. Осн. целью Х. было создание из новокрещен опору центр. власти в провинциях многонац. Рос. гос-ва. Отд. попытки Х. в Башкортостане имели место в последней четв. 16 в. На первых порах христианство принимали служилые татары, чуваши, мордва, мари, переселившиеся в Уфим. крепость. Крещение было добровольным и сопровождалось предоставлением налоговых льгот. В 1-й пол. 17 в. в Уфим. у. возникают первые новокрещенские деревни — Нагаево, Студеный ключ. В Уфе, по данным переписи 1647, было 26 новокрещенских дворов, где проживало 69 душ муж. пола. Соборное Уложение 1649 ужесточило политику Х. введя смертную казнь за пропаганду ислама и конфискацию поместий у некрещенных феодалов. Согласно указам 1680-81, феодалы-мусульмане за крещение получали княжеский титул и высокий придворный чин стольника. Кроме того, полагалось 6-летнее освобождение от воинской службы, а для крепостного нерус. нас. — освобождение от гос. податей и повинностей. За отказ креститься феодалы лишались вотчинных земель, а свободные общинники закрепощались. Распространение этих указов на Башкирию вызвало недовольство башкир (см. Башкирские восстания 17-18 вв.). Русификация путем Х. в ходе постепенного освоения Приуралья, по замыслу Петра I, должна была сломить сопротивление башкир. Во время подавления баш. восст. 1704-11 гг. были насильственно крещены попавшие в плен отд. башкиры. В период восст. 1735-40 вышел манифест Анны Иоанновны от 16 нояб. 1737, по к-рому разрешалось «башкирцов-повстанцев, их жен и детей покупать и продавать разного чина русским людям с их последующим крещением». За 1738-42 было крещено ок. 10 тыс. башкир обоего пола, насильственно вывезенных в центр. районы России. В 1742-53 по предложению уфим. вице-губернатора П.Д. Аксакова голодающим башкирам передавалось необходимое кол-во хлеба в обмен на их детей, женщин при условии их крещения. Насилие, проводимое при массовых крещениях язычников (см. Язычество), а также присвоение казенных денег чиновниками, осуществлявшими Х., стали причиной приостановления миссионерской деят-сти (указ от 3 апр. 1764) и закрытия гл. центра Х. — Новокрещенской конторы в Казани и ее филиала в Башкирии — Нагайбацкой крепости. Однако после подавления Крестьянской войны 1773-75 Х. возобновилась. По данным IV ревизии (1793) в Оренб. губ. крещеных душ обоего пола насчитывалось: 22285 чувашей, 10309 мордвы, 1193 татар, 343 удмурта и ок. 300 башкир. Х. во время кантонной системы управления (1798-1865) стала своеобразной индульгенцией, освобождавшей башкир, мишарей и тептярей от несения воинской повинности; после крещения они переходили в сословие гос. крестьян или в сословие мещан. Однако такой способ Х. не получил размаха, так как вскоре было решено оставлять новокрещен в рядах военно-служилого сословия. С нач. 19 в. Х. в крае проводилась духовенством учрежденной в 1799 отд. Оренб.-Уфим. епархии. В отличие от офиц. органов, священники-миссионеры стремились проводить Х. без жесткого адм. нажима (см. Православие) через миссионерские школы (см. Ильминский Н.И.). В Оренб. губ. к 1853 было 129390 чел. обоего пола, относившихся к категории крещен. Деят-сть созданного в Уфе ДУМ (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ) и указ Николая II о свободе вероисповедания от 17 апр. 1905 затруднил и правосл. миссионерство; начинается процесс обратного перехода крещен к вере предков. К кон. 1914 в епархии насчитывалось 117657 крещен обоего пола, в т.ч. 71243 чувашей, 46414 татар, 4500 мордвы, 3939 мари, 1709 удмуртов, 213 башкир. Процессы, начавшиеся с 1917, остановили политику Х. в крае.
Лит.: Кулбахтин Н.М., Сергеев Ю.Н. Религиозная политика царизма в Башкирии в XVIII в. //Социально-экономическое развитие и классовая борьба на Южном Урале. Уфа, 1988, Асфандияров А.З. Религиозная политика царизма в Башкортостане в эпоху феодализма // Башкирский край. Вып. 1. Уфа, 1991; Глухов-Ногайбек М. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. Казань, 1993.
Ю.Н.Сергеев.