Развитие фольклористики как науки обусловлено собиранием произв. фольклора, систематизацией и изданием записанных материалов; науч. разработкой и иссл. накопленных фондов. Отд. упоминания и разрозненные сведения о фольклоре башкир содержатся в дневниковых записях и заметках вост. и зап. миссионеров и путешественников раннего средневековья (Ибн-Фадлан, Плано Карпини, Виллемх Рубрук и др.). Рус. путешественники и иссл. (И.K.Кирилов, П.И. Рычков, И.И.Лепехин, П.С.Паллас, И.Г.Георги, В.Н.Татищев) для ист.-геогр. и соц.-бытового описания края в науч. тр. использовали баш. нар. предания и легенды. Интерес к устному т-ву, как духовной культуре башкир и др. тюрк. народов, вызвало издание Т.Беляевым впервые на русском языке эпич. сказания «Кузыйкурпяс и Маянхылу» (Казань. 1812). Поэт-декабрист П.М.Кудряшев публикует записанные и переведенные им на pvc. яз. баш. нар. песни воен. -патриотич. содержания. В нач. 30-х гг. 19 в. к музыке башкир и татар обращался рус. композитор А.Алябьев, сосланный в Оренб. губернию. Вслед за ним к истории и нар. т-ву башкир обращались рус. писатели, краеведы, композиторы В.И.Даль, В.С.Юматов, В.Зефиров, М.Л.Михайлов, Р.Г.Игнатьев, К.Шуберт. По нек-рым сведениям, во время путешествия в Оренб. губ. в 1833 А.С.Пушкин встречался с башкирами и записал от сэсэнов-сказителей вариант эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу». Сопровождавший его в поездке писатель, языковед-лексикограф Даль собрал ценные сведения по истории, быту и устной поэзии башкир и опубликовал сюжет баш. эпоса «Заятуляк и Хыухылу» в рус. переложении на прозу под назв. «Башкирская русалка» (ж. «Москвитянин», 1843, №1). Создание в 1845 Рус. геогр. об-ва (РГО) придало новый импульс развитию отеч. фольклористики, вызвало повышенное внимание ко всем жанрам фольклора, в т.ч. нерус. народов. Напр., о баш. нар. сказках раньше могли судить лишь по одному тексту — «Сказке о царе-батыре» («Батыр батшанын экиэте»), опубл. в «Татарской хрестоматии» М.Иванова (Казань, 1842). В последующие десятилетия публикуется 6 сказок на яз. оригинала и в переводах: Н.И.Ильминским в «Ученых зап. Казанского университета» (1861, вып.З), Игнатьевым в его труде «Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан…» («Зап. Оренбургского отдела ИРГО». Вып.III, Оренбург, 1875), И.Березиным — в «Турецкой хрестоматии» (т.III, Казань, 1876) и других. Ценными источниками баш. фольклористики явились публикации Юматова «Древние предания у башкирцев Чубиминской волости» («Оренбургские губернские ведомости», 1848, №7), Л.Суходольского «Легенда о Туляке» («Вестник ИРГО», 1858, ч.24, №12), М.В.Лоссиевского «Башкирская легенда о месяце» («Оренбургский листок», 1876, №24), «Башкирское предание о луне в связи с преданиями других народов о солнце и луне» («Известия Общества любителей естествознания, археологии и этнографии», т.28. М., 1877) и другие. В 1870 был опубликован «Сборник башкирских и татарских песен», сост. Н.Покровским («Записки Оренбургского отдела РГО». Вып.1, Казань). Особую ценность для баш. фольклористов-музыковедов представляют очерки С.Г.Рыбакова «О народных песнях татар, башкир и тептярей» («Живая старина», 1894. Вып.З-4), «Курай — башкирский музыкальный инструмент. С приложением шести мелодий курая» (СПб., 1896), а также фундамент. труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (СПб., 1897), явившийся первым науч. собранием 204 баш. и тат. песен с текстами и нотографией мелодий. В работу по сбору произв. баш. фольклора в кон. 19 в. включились представители нац. интеллигенции — П.Назаров, Б.Юлуев, М.Баишев, М.Куватов, М.Уметбаев, Г.Еникеев.
Нач. 20 в. отмечено новыми трудами ученых: описание Д.К.Зелениным свадебного обряда башкир («Этнографическое обозрение», 1908, №3), «Великорусские сказки Пермской губернии» (Пенза, 1914), куда включено 12 баш. сказок. 8 баш. сказок опубликованы М.Лосем в «Вестнике Оренбургского учебного округа» (1912, №5). В 1909 А.Г.Бессонов представил в РГО свое собрание баш. нар. сказок (88 текстов на башкирском языке и в переводе на рус. яз.), к-рое было издано в Уфе в 1941. Появились новые сб-ки: «Башкирско-тептярские песни и байты» («Башkорт-типтэрлэрнен жыр-бэйетлэре», Эфе, 1909) З.Уммати; «Нардуган» Ф.Туйкина (Эфе, 1915), «Башкирские и татарские мотивы» в записях первого музыканта-профессионала из башкир, выпускника Моск. консерватории М.Султанова (Саратов, 1916). Увидели свет «Башкирские мифологические рассказы», записанные А.Алимгуловым («Вестник Оренбургского учебного округа», 1915, №5), эпич. сказание «Ек-Мэргэн», песня-легенда «Ашка-дар» («Шура», 1915, №13. Запись М.Бурангулова, к-рый запечатлел уникальные образцы баш. эпоса, легенд, песен, тем самым определив осн. направления развития фольклористики в 20 в.). После Октябрьской революции начался новый этап в развитии фольклористики в Башкортостане. В 1922 было создано Об-во по изучению быта, культуры и истории Башкирии, ставшее центром иссл. в обл. нац. фольклора. В нем активно сотрудничали С.Мрясов, Х.Габитов, Г.Вильданов, Бурангулов, С.Салимов и др. Наиб. интересными являются публ. местной печати: «Образцы из народной литературы» Х.Габитова («Халыk эзэбиэтенэн урнэктэр» //Яны юл», 1923, №2), его же «Свадебные обряды у башкир» («Башkорт халkынын туй йолалары» там же, 1923, №8-9, 1924); Вильданова «Башкирские батыры» («Башkорт kашkалары» //»Башkорт аймагы», 1925, №1), «Причитания у башкир» («Башkорттарза сенлэу» //там же, 1927, №3), «Кубаиры» («Kобайырзар» //там же, 1927, №4): Мрясова «Образцы художественной литературы периода баш. 6иев и ханов» («Башkорт бейзэре hэм хандары мизгелендэге матур эзэбиэттэн урнэктэр» //»Сэсэн», 1928, №11-12); старинные песни с их легендами в записи С.Салимова (всего 21 назв. //там же, 1929, №7) и др.
В статьях Габитова «О народной поэзии» («Халыk поэзияhы тураhында» //»Башkорт аймагы», 1925, №1), Мрясова «О башкирской литературе» («Башkорт эзэбиэте тураhында» //»Белем», 1925, №7-8), Вильданова «Исследования литератур тюркских народов и их закономерность» («Терки миллэттэре эзэбиэттэрен тикшереу hэм уларзын йэкуне» //»Башkорт аймагы», 1926, №2) ставился вопрос о жанровой классификации и нац. специфике баш. фольклора. Однако у авторов не было спец. подготовки, науч. опыта. Сложные проблемы истории и классификации фольк. жанров получали поверхностное и противоречивое толкование. Узость методологич. позиций сказалась в отождествлении фольклора с письм. лит-рой (С.Мрясов. «Возникновение и развитие башкирской литературы. Устная и письменная литература» //»Башkорт аймагы», 1928, №5). Развитие фольклористики в СССР характеризовалось в 20-е гг. противоречивым отношением к фольк. наследию, сопровождалось многочисл. дискуссиями. Аналогич. явления имели место и в Башкортостане. Показательна в этом отношении дискуссия, развернувшаяся в 1926 в газ. «Башкортостан» в связи со статьей М.Бурангулова о легенде песни «Шаура». Нигилистич. отношение к традиц. фольклору характерно и для нач. 30-х гг. Об этом свидетельствуют материалы совещания о совр. песне, организованного БАПП в 1931. Несмотря на это, интерес к нар. т-ву не угасал. При Союзе писателей БАССР и НИИ яз. и лит-ры (НИИЯЛ, см. Институт истории, языка и литературы) создаются фольк. секции, открывается Управление по делам культ.-просвет. учреждений при СНК БАССР (ныне Респ. центр нар. т-ва Мин-ва культуры РБ), вводится преподавание фольклора в пед. вузах и техникумах. В 1936 для студентов вузов и техникумов выпускается инструктивное пособие для собирателей баш. фольклора, сост. Г.Амантаем. К 1937-39 образуется широкая сеть корр. ин-та, связь с к-рыми существовала до сер. 50-х годов. Ими записаны сотни произв., к-рые хранятся в архиве УНЦ РАН. Спец. фольк. экспедиции стали практиковаться со 2-й пол. 30-х гг., когда в НИИЯЛ пришли молодые специалисты — Г.Салям, М.Хай, Г.Амири и другие. В 1938 был создан сектор фольклора. В сборе фольклора участвовали и др. баш. писатели — А.Карнай, Б.Бикбай и др., композиторы А.С.Ключарев, музыковед Л .Н.Лебединский. Стали известны имена талантливых сказителей, сказочников, певцов, кураистов, сэсэнов-импровизато-ров. В газ. и ж. опубликованы эпич. сказания «Акбузат», «Юлай и Салават», «Идукай и Мурадым» в записях Бурангулова. Изданы новые сб-ки баш. пословиц (1936), баш. сов. нар. песен (1939), баш. нар. сказок (1939).
В годы Великой Отечественной войны в сб-ках «Отечественная война» («Ватан hугышы», 1942), «Башкирские конники в Отечественной войне 1812 года» («1812 йыргы Ватан hурышында башkорт атлылары», 1944), «Салават Юлаев» («Салауат Юлаев», 1945) ожили образы Кахыма-турэ и Кутузова, Салавата Юлаева и Пугачева. Собиранием, обработкой и изучением баш. музыки занимались композиторы Москвы, Ленинграда, Украины, эвакуированные в Уфу. Был создан фольк. кабинет при Министерстве культуры БАССР. В пополнение фольк. фондов большой труд вложили К.Ю.Рахимов, Р.А.Муртазин, Х.Ф.Ахметов, Р.В.Сальманов.
В 1948-49 каф. фольклора МГУ совместно с ИИЯЛ проводит эксп. в Баймакский и Белорецкий р-ны под рук. Э.В.Померанцевой. Собранные материалы частично опубликованы в сб. «Русское народное творчество в Башкирии» (1957). С открытием в Уфе Баш. филиала АН СССР (1951) и Башкирского государственного университета (БГУ, 1957) начинается новый этап развития фольклористики в Башкортостане, характеризующийся расширением сбора и публ. нар. произв., появлением кр. исследований.
Значит, результатами текстологич. работы, развернувшейся в 50-е гг. в ИИЯЛ, явились трехтомное собр. «Башкирское народное творчество» («Башkорт халыk ижады», 1954-59), сб-ки «Башкирские народные пословицы» («Башkорт халыk мэkэлдэре», 1960), «Башкирские народные песни» («Башkорт халыk йырзары», 1954).
С кон. 50-х гг. вошли в систему науч. изысканий ИИЯЛ, БГУ и др. гуманитарных вузов ежегодные фольк. эксп., проводившиеся не только в БАССР, но и в нпп Свердловской, Челяб., Курганской, Оренб., Куйбышевской, Саратовской и Пермской обл., где проживают башкиры. Выявленный материал расширил представление о богатстве баш. фольклора, дал возможность приступить к созданию обобщающих трудов. Этим и было обусловлено появление кн. А.Н.Киреева (Кирей Мэргэн) «Эпические памятники башкирского народа» («Башkорт халkынын эпик kомартkылары», 1961). В ней впервые подвергнуты спец. иссл. баш. эпич. сказания, мн. из к-рых раньше причислялись к мифам, сказкам или легендам. Автор обосновал наличие героич. эпоса в баш. фольклоре, его совр. устное бытование, раскрыл богатое идейно-тематич. содержание, поэтич. специфику жанра.
Новое освещение получил фольклор в кн. А.И.Харисова «Литературное наследие башкирского народа» («Башkорт халkынын эзэби мирасы», 1965), где прослеживается ист. разв. фольк. жанров, делается вывод о том, что «непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие». Иссл. Киреева и Харисова оказали влияние на характер науч. деят-сти баш. фольклористов С.А.Галина, М.М.Сагитова, Ф.А.Надршиной и других. В вузах респ. фольклористы Л.Г.Бараг, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов, Б.Г.Ахметшин, М.А.Мамбетов и др. вели исследовательскую работу со студентами. Опубликованные БГУ материалы «Башкирские легенды» («Башkорт легендалары», 1969), «Народные сказки, легенды, предания и были, записанные в Башкирии на русском языке в 1960-66 гг.» (1969), «Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала» (1974), «Сказки, легенды, предания Башкирии в новых записях на русском языке» (1975), а также материалы и иссл., составляющие содержание ежегод. межвузовского науч. сб. «Фольклор народов РСФСР» (в 1974-84 вышло 11 вып.), являются весомым вкладом в развитие фольклористики в Башкортостане. Большой вклад в изучение баш. нар. и проф. музыки внесли музыковеды Л.П.Атанова и Ф.Х.Камаев. История муз. фольклористики Башкортостана прослежена в ее монографии «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора» (Уфа, 1992). Отд. проблемами баш. нар. музыки занимаются музыковеды Х.Ихтисамов, Н.Ахметжанова, Р.Сулейманов, Ф.Фаизова, Л.Сальманова, Л.Вахитова и др.
В изучении нар. поэтич. наследия первостепенное знач. приобретает науч. издание фольк. памятников. С кон. 60-х гг. фольклористы респ. приступили к подготовке многотомного свода «Башкирское народное творчество» («Башkорт халыk ижады») на баш. яз. Работа по нему закончена в 1985 выпуском 18 томов. В переводе на рус. яз. подготовлено издание данного свода в 12 томах (в 1987-95 вышло 8 томов). В академ. серии «Эпос народов СССР» выпущен «Башкирский народный эпос» (М., 1977). В Уфе изданы эпич. пам. «Акбузат» (1972, 1976), «Урал-Батыр» (1977), «Былых времен сказанья» (1979), «Сказания о любви» (1983), «Башкирские богатырские сказки» (1981, 1986). Результаты иссл. последних лет опубл. в сб-ках: «Фольклористика в Советской Башкирии» (1974), «Вопросы башкирской фольклористики» (1979), «Вопросы текстологии башкирской литературы» (1979), «Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова» (1992). С 1994 баш. фольклористы приступили к подготовке нового издания «Башкирское народное творчество» («Башkорт халыk ижады») в 36 томах.