Skip to content

Баш портал

Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

Primary Menu
  • Главная
  • Новости
  • Важное
  • Новости литературы
  • Политика
  • Новости культуры
  • Новости истории
  • Новости от автора
  • Тексты
  • Без рубрики

Древняя Башкирия » Новости Уфы, главные новости Башкортостана / Bash-Portal.Ru

bash-portal.ru 22.02.2020 1 min read
Новости » История
После бурной эпохи Великого переселения народов (IV-V вв.) господство над евразийскими степями перешло к тюркам, создав¬шим свое могущественное государство. Оно возникло в степях Центральной Азии на рубеже V-VI вв. в борьбе с жужжанским (аварским) каганатом, а полная победа над ними, последовавшая в 40—50 гг. VI вв., сделала тюрков полными хозяевами над всеми кочевыми народами региона. Разгромленные авары пустились в бегство на запад в казахстанские и приуральские степи:преследуемые тюрками они быстро преодолели восточно-европей¬ские степи и в 60-х гг. осели в дунайской низменности, где вскоре возник аварский каганат.Западные походы тюрков возглавил полководец Истеми-каган. Из источников известно, что войскам под его командованием легко удалось завоевать всю Сибирь, Казахстан, часть Средней Азии и к 558 г. выйти к р. Волге. Таким образом, Южный Урал тогда вошел в состав государства тюрков. В последующие годы сюда вошли земли Северного Кавказа и Северного Причерно¬морья.Но с момента выхода тюрков в Южную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию, государство тюрков фактически распалось на две части: Восточный и Западный каганаты. Основателем Запад¬ного каганата был полководец Истеми-каган, его столица нахо¬дилась в городе Чуяб на р. Чуя в Киргизии.Тюрские племена создали яркую самобытную культуру, о чем свидетельствует наличие у них рунической письменности. Руни¬ческие надписи сохранились на скалах, отдельных камнях; возводили специальные многогранные камни-стелы с подробным изложением заслуг отдельных каганов и полководцев. Древне-тюрские надписи служат важным источником по истории пред¬ков всех современных тюркских народов.Достигнув высокого уровня социального развития, тюркские племена способствовали ускоренному разложению патриархально-родовых отношений всех подвластных им народов и возникновению раннеклассового общества, подобного своему. Многие современ¬ные тюркоязычные народы в СССР в этнических образованиях этого времени имеют своих дальних предков.1. Турбаслинские племена. Эпоха тюркских каганатов оста¬вила глубокий след в истории народов Южного Урала. Под влия¬нием, а может быть, при активном участии тюрков здесь проис¬ходили большие перемещения этнических групп главным образом из степной зоны на север, в лесо-степную зону и горно-лесные районы, где они под влиянием местных физико-географических условий быстро переходили к оседлому или полуоседлому обра¬зу жизни. В результате такого массового притока племен южного происхождения в бассейне р. Белой в VI-VIII вв. формируются новые племенные союзы, по языку и культуре существенно отлича¬ющиеся от коренного населения предшествующих племен.Турбаслинские племена составляли одно из самых крупных таких этнических образований в Западном Приуралье. Основной территорией их расселения является бассейн среднего течения р. Белой, но ими были заселены и оренбургские степи (бассейн р. Сакмары).В основной массе Турбаслинские племена принадлежали к выраженному европеоидному типу. Они были высокого роста, узколицы, но наряду с этим, среди них были представители монголоидной расы. По физическому облику турбаслинцы являют¬ся прямыми потомками сако-массагетских племен южно-ураль¬ских степей раннежелезного века.Культура турбаслинских племен лучше представлена материа¬лами курганных могильников, раскопанных на территории г. Уфы (Ново-Турбаслы, Дежневе, Глумилино) и вблизи него (Шареево, Кушнаренково и другие). Турбаслинским племенам принадлежат курганы, некогда существовавшие на территории кварталов ул. Ленина, К. Маркса, Гоголя, с одной стороны, и улиц Пушкина, Фрунзе и Тукаева, с другой. Эти курганы, по свидетельству уфим¬ских краеведов XVIII-XIX вв. в ходе расширения границ города были застроены жилыми и хозяйственными постройками, улич¬ными мостовыми, но время от времени в результате различных земляных работ выявляются остатки захоронений VI-VIII вв. с типичным для турбаслинцев набором вещей. Курганы представ¬ляют собой невысокие земляные насыпи над глубокими могилами, ориентированными длинными сторонами по линии С-Ю. Очень часто в северных узких стенах могил устраивались небольшие подбои для установки глиняных сосудов с жидкой пищей умершему и кусков мяса из конины. Прямо над могилами или вблизи них часто разжигались мощные поминальные костры в честь умерших. Многочисленные следы таких кострищ свидетельствуют, что они были огнепоклонниками и в погребальном обряде огню отводилась значительная (очистительная) роль. Эта черта культуры прямо восходит
в гунно-сакскую среду южно-уральских степей пред¬шествующих веков. В связи с этим небезынтересно указание византийских историков VI в. о том, что гунны «вокруг кос¬тров в обнаженном виде, с мечами во рту совершают дикие коллективные пляски».Турбаслинские племена жили в поселениях, которые застраи¬вались прямоугольными жилищами-полуземлянками площадью 25—38 м2. На поселении Ново-Турбаслинское II пять таких жилищ располагались вдоль берега старицы р. Белой. Жилища таких же форм и размеров исследованы в ряде других поселений. Они отапливались очагами-печами, расположенными на невысоких деревянных подставках на высоте 30-60 см от уровня пола; иногда очаги располагались прямо на полу.Хозяйство. Так как Турбаслинские племена по происхождению являются кочевниками, можно предположить, что на раннем этапе пребывания в крае на какое-то время они сохранили традицион¬ный подвижный образ жизни. Но это продолжалось недолго. Все ныне известные памятники свидетельствуют о прочно оседлом быте турбаслинцев. Это — многочисленные селища со значитель¬ными культурными отложениями, состоящие из прямоугольных жилищ полуземляночного типа. Возникают городища-крепости, некоторые из которых (Уфа II), судя по мощному культурному слою, существовали как крупные культурные центры. Не случайно вокруг этого памятника возникли и одновременно функциониро¬вали более 10 селищ и около 7 больших по размерам курган-ных могильников.Следы занятия турбаслинцев земледелием конкретно представ¬лены остатками многочисленных ям—зернохранилищ (II Ново-Турбаслы, Улукулево, Романовка и др.). На поселении II Ново-турбаслинское одна из ям, полузаполненная зерном полбы, погиб¬ла в результате пожара. Жженые зерна полбы обнаружены в ряде погребений Новотурбаслинских курганов. Следовательно, хлебные продукты в быту турбаслинцев уже считались традиционными и широко применялись в погребальном обряде. Сложение турбаслинской культуры по времени совпадает с массовым появлением на Южном Урале каменных жерновов — ручных мельниц, заменив¬ших примитивные каменные зернотерки эпохи древности. Прогресс в мукомольном деле видимо прямо связан с возникновением и широким развитием плужного земледелия.В условиях лесо-степного Западного Приуралья, куда прихо¬дится основная территория расселения турбаслинских племен, переход их к оседлости был закономерен. Ввиду обильного снеж¬ного покрова зимой скотоводческое хозяйство турбаслинцев могло развиваться как пастушеское, с заготовлением сена на зиму.Несмотря на это скотоводство у турбаслинцев носило полуко¬чевой характер. Учитывая их степное происхождение, вполне допустимо предположение о том, что они практиковали выезды со скотом на летовку в предгорные районы.Вхождение Южного Урала в состав Западно-Тюркского кага¬ната и степное происхождение позволяют утверждать, что турбаслинские племена принесли в бассейн р. Белой те формы обще¬ственных отношений, которые существовали в самом этом государстве. В этом смысле общество турбаслинцев носило ярко выраженный классовый, раннефеодальный характер. Малая семья у них выполняла роль самой низшей общественной ячейки и одно¬временно самостоятельной хозяйственной единицы. Это подтверж¬дается широким распространением небольших прямоугольных землянок, где могла обитать только малая семья (супруги с детьми). Данный вывод предполагает существование частной соб¬ственности на скот, обрабатываемые земельные участки, орудия труда.Над рядовыми общинниками-скотоводами возвышалась пред¬ставители родо-племенной знати, сосредоточившие в своих руках всю власть и богатство. Это нашло яркое отражение в материа¬лах курганов. Могилы людей из богатой верхушки отличаются богатым инвентарем, где представлены многочисленные золотые и серебряные ювелирные изделия. Примером служат упомянутые выше погребения из уфимских курганов.

Не без участия турбаслинцев в VI-VIII вв племена Южного Урала вели активные торговые связи с южными культурными центрами, в частности, государствами Средней Азии и сасанидским Ираном. Доказательством сказанному служит массовый при¬ток из Урала ювелирных изделий так называемого «сасанидского серебра» и появление в крае первых кладов сасанидских монет. Их известно два: в местности Шестаково на р. Урал и Бартым в Пермской области. Клады монет указывают, что народы Южного Урала VI-VIII вв. были втянуты в товарно-денежные отношения, что свойственно только классовому обществу.

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

 
| Напечатать | Комментарии (2)
[8 ноября 2008] | Просмотров: 4024 Опубликовал: admin Оцени статью!

Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

{allpages}

Continue Reading

Previous: Реванш за гибель СССР — Армия, безопасность, военная история — Башҡорт форумдары
Next: Ҡыҙ бала исемдәре — Tәрбиә һәм үҙаллы белем алыу — Башҡорт форумдары

Рубрики

  • Без рубрики (1 996)
  • Блог (1)
    • Шоу (1)
      • 10 (1)
  • Важное (23)
  • Государство (1)
  • Интересное (2)
  • История (2)
  • Контакты (1)
  • Литература (22)
    • Песни (20)
  • Музыка (3)
  • Недвижимость (4)
  • Новости (1 247)
    • Криминал (44)
    • Литература (296)
      • Новости литературы (212)
      • Новости от автора (83)
    • Новости истории (84)
    • Новости культуры (104)
    • Новости президент (10)
    • Новостная лента (14)
    • Общие (2)
    • Политика (125)
  • Сайты (2)
  • Свидание (1)

lf


Архивы

  • Октябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Июнь 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Сентябрь 2014
  • Июль 2014
  • Апрель 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Октябрь 2011
  • Август 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Декабрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июль 2009
Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан | 2025