ДОРОГИ. Задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству через край проходили важные торг. пути, соединяющие Вост. Европу с Сибирью, Ср. Азией, Индией и Китаем. Д. из Казани в Сибирь также проходила через Башкирию. Наряду с транзитными существовали местные, внутр.
Башкирские дороги (области):
1. Казанская. 2. Осинская. 3. Сибирская. 4. Ногайская.
Д., соединяющие терр. башкирских племен и родов, места их кочевок (кус юлы). В ист. документах они фигурируют как «башкирские дороги» («башkорт юлы»), в их числе «Старинный башкирский тракт», «Катайская дорога», «Бурзянская дорога». Д. прокладывались по хребтам гор и редко пересекали большие реки. Так, легендарные пути Канифы и Кунгыр буги (см. «Кунгыр буга») проходили с С. на Ю. по отрогам Уральских гор. Д., идущая по хребтам Губерлинских гор, являлась продолжением этого древнего пути. Осн. часть грузов перевозили зимними Д. (см. Санно-колесный транспорт). Продолжительность пути в Тюмень, куда местное нас. ездило продавать мед, мех и др. продукты, определялась «лошадьми — сухим путем в три недели», зимним путем «на лыжах — пять недель». C cер. 18 в., с активизацией колон. политики царизма и превращением края во внутр. область Рос. империи, прокладываются новые Д. Так, с основанием Оренб. крепости от нее была проложена Д. в Уфу, Самару и Сибирь, к Екатеринбургским з-дам, позже — в направлении к Исетской провинции, проходила через Преображенский медеплавильный завод, баш. деревни Бурзян-Елга, Чингизово, Кыпсаково, Салаватово, Катай и соединялась с Верхне-Яицкой крепостью. Во 2-й пол. 18 в., с развитием горных заводов, появились новые дорожные линии: в 1765 от Стерлитамакской пристани до Илецкой крепости, в 1776 — от Авзяно-Петровского чугуноплавильного и железоделательного завода до Табынска (см. Табынский городок). Заводские Д. предназначались для перевозки руды, металла, строит. материалов. Ими пользовались и местные жители.
По инициативе ген.-губернатора П.П.Сухтелена по древней баш. Д. был проложен коммерческий тракт от Стерлитамака до Верхнеуральска (1830-33). В эти же годы велись поиски кратчайшего пути из Верхнеуральска к устьям рр. Инзер и Сим с выходом к ц. Башкирии. Начавшееся стр-во прямой Д. от Белорецких заводов до Уфы осталось незавершенным. В 1840-е проложена Д. от Оренбурга до Верхнеуральска через баш. деревню Красная Мечеть и Кананикольский медеплавильный завод. Появился Симской тракт, связавший Уфу с Златоустом, Челябинском и с сиб. губерниями.
На всех дорожных линиях имелись мосты. От каждого тракта отходили боковые проселочные Д., соединяющие аулы с волостными или уездными центрами. При стр-ве Д. осн. рабочую силу составляли местные жители. Так, для прокладки Баш. тракта было привлечено 207,4 тыс. башкир. В горной местности нас. пользовалось верховыми (hыбай юл) или пешими тропами (йэйэу юл, hуkмаk). Зимние Д. (kышkы юл, сана юлы) прокладывались в осн. по летним путям. Прибрежные нпп. зимой связывались путями, пролагаемыми по льду по руслам рек. К нач. 2-й пол. 19 в. общая протяженность осн. Д. (почтовых и коммерческих трактов) от границ Бугульминского у. Самарской губ. до Верхнеуральска равнялась 2627 верстам. Д. содержались местными жителями. С кон. 19 в. начали функционировать речные пути, ж.д., в 20 в. — автомобильные Д., авиалинии и продуктопроводы (см. Речной транспорт, Железнодорожный транспорт, Воздушный транспорт, Трубопроводный транспорт).
Лит.: Муллагулов М.Г. Башкирский народный транспорт. Уфа, 1992.
М.Г.Муллагулов.