Skip to content

Баш портал

Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

Primary Menu
  • Главная
  • Новости
  • Важное
  • Новости литературы
  • Политика
  • Новости культуры
  • Новости истории
  • Новости от автора
  • Тексты
  • Без рубрики

ДОРОГИ

bash-portal.ru 28.09.2013 1 min read

ДОРОГИ. Задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству через край проходили важные торг. пути, соединяющие Вост. Европу с Сибирью, Ср. Азией, Индией и Китаем. Д. из Казани в Сибирь также проходила через Башкирию. Наряду с транзитными существовали местные, внутр.

Башкирские дороги (области):
1. Казанская.  2. Осинская. 3. Сибирская. 4. Ногайская.

Д., соединяющие терр. башкирских племен и родов, места их кочевок (кус юлы). В ист. документах они фигурируют как «башкирские дороги» («башkорт юлы»), в их числе «Старинный башкирский тракт», «Катайская дорога», «Бурзянская дорога». Д. прокладывались по хребтам гор и редко пересекали большие реки. Так, легендарные пути Канифы и Кунгыр буги (см. «Кунгыр буга») проходили с С. на Ю. по отрогам Уральских гор. Д., идущая по хребтам Губерлинских гор, являлась продолжением этого древнего пути. Осн. часть грузов перевозили зимними Д. (см. Санно-колесный транспорт). Продолжительность пути в Тюмень, куда местное нас. ездило продавать мед, мех и др. продукты, определялась «лошадьми — сухим путем в три недели», зимним путем «на лыжах — пять недель». C cер. 18 в., с активизацией колон. политики царизма и превращением края во внутр. область Рос. империи, прокладываются новые Д. Так, с основанием Оренб. крепости от нее была проложена Д. в Уфу, Самару и Сибирь, к Екатеринбургским з-дам, позже — в направлении к Исетской провинции, проходила через Преображенский медеплавильный завод, баш. деревни Бурзян-Елга, Чингизово, Кыпсаково, Салаватово, Катай и соединялась с Верхне-Яицкой крепостью. Во 2-й пол. 18 в., с развитием горных заводов, появились новые дорожные линии: в 1765 от Стерлитамакской пристани до Илецкой крепости, в 1776 — от Авзяно-Петровского чугуноплавильного и железоделательного завода до Табынска (см. Табынский городок). Заводские Д. предназначались для перевозки руды, металла, строит. материалов. Ими пользовались и местные жители.

По инициативе ген.-губернатора П.П.Сухтелена по древней баш. Д. был проложен коммерческий тракт от Стерлитамака до Верхнеуральска (1830-33). В эти же годы велись поиски кратчайшего пути из Верхнеуральска к устьям рр. Инзер и Сим с выходом к ц. Башкирии. Начавшееся стр-во прямой Д. от Белорецких заводов до Уфы осталось незавершенным. В 1840-е проложена Д. от Оренбурга до Верхнеуральска через баш. деревню Красная Мечеть и Кананикольский медеплавильный завод. Появился Симской тракт, связавший Уфу с Златоустом, Челябинском и с сиб. губерниями.

На всех дорожных линиях имелись мосты. От каждого тракта отходили боковые проселочные Д., соединяющие аулы с волостными или уездными центрами. При стр-ве Д. осн. рабочую силу составляли местные жители. Так, для прокладки Баш. тракта было привлечено 207,4 тыс. башкир. В горной местности нас. пользовалось верховыми (hыбай юл) или пешими тропами (йэйэу юл, hуkмаk). Зимние Д. (kышkы юл, сана юлы) прокладывались в осн. по летним путям. Прибрежные нпп. зимой связывались путями, пролагаемыми по льду по руслам рек. К нач. 2-й пол. 19 в. общая протяженность осн. Д. (почтовых и коммерческих трактов) от границ Бугульминского у. Самарской губ. до Верхнеуральска равнялась 2627 верстам. Д. содержались местными жителями. С кон. 19 в. начали функционировать речные пути, ж.д., в 20 в. — автомобильные Д., авиалинии и продуктопроводы (см. Речной транспорт, Железнодорожный транспорт, Воздушный транспорт, Трубопроводный транспорт).

Лит.: Муллагулов М.Г. Башкирский народный транспорт. Уфа, 1992.

М.Г.Муллагулов.

Continue Reading

Previous: Yusuparykov
Next: КАРПИНИ ПЛАНО

Рубрики

  • Без рубрики (1 996)
  • Блог (1)
    • Шоу (1)
      • 10 (1)
  • Важное (23)
  • Государство (1)
  • Интересное (2)
  • История (2)
  • Контакты (1)
  • Литература (22)
    • Песни (20)
  • Музыка (3)
  • Недвижимость (4)
  • Новости (1 247)
    • Криминал (44)
    • Литература (296)
      • Новости литературы (212)
      • Новости от автора (83)
    • Новости истории (84)
    • Новости культуры (104)
    • Новости президент (10)
    • Новостная лента (14)
    • Общие (2)
    • Политика (125)
  • Сайты (2)
  • Свидание (1)

lf


Архивы

  • Октябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Июнь 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Сентябрь 2014
  • Июль 2014
  • Апрель 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Октябрь 2011
  • Август 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Декабрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июль 2009
Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан | 2025