ЧУВАШИ (самоназв. — чаваш), коренной народ Чувашской респ. (907 тыс. чел. в 1989). В Башкортостане в 1989 проживало 118,5 тыс. чел., 56% из них — сел. население. Осн. местом проживания Ч. являются зап., юго-зап. и центр. р-ны РБ в пределах Бельско-Икского междуречья. По вероисповеданию Ч. — православные христиане (см. Православие), небольшие группы сохранили языч. верования (см. Язычество) или исповедуют ислам.
На терр. Башкортостана Ч. начали расселяться с сер. 17 в. Массовый приток Ч. в край отмечался в 18 и особенно 19 вв. Осн. причины переселения: насильств. христианизация, малоземелье, соц. и нац. гнет. На баш. земли Ч. припускались (см. Припуск) на условиях долговременной аренды или выкупа.
Традиц. занятия Ч. до нач. 20 в. — пашенное земледелие, животноводство, огородничество, пчеловодство. Осн. типы поселений — села и деревни (ял) — в прошлом отличались скученным расположением построек. Выравнивание улиц и усадеб началось с сер. 19 в. В планировке усадеб преобладал Г-образный тип, при этом жилой дом не включался в общую цепь построек. Старинное жилище — бревенчатая срубная изба (пурт) с двускатной крышей, без сеней. С 19 в. в чув. деревнях распространены многокамерные дома (пятистенки), отапливаемые по-белому. В комплекс усадьбы входили летняя кухня (лас), клеть, погреб, хлев, сарай, баня.
![]() |
В основе нар. костюма — туникообразная рубашка (кепе), у женщин богато и разнообразно украшенная вышивкой, подвесками, и штаны с широким шагом. Верх. одежда представлена легким суконным кафтаном (йелен) летом, поддевкой (сахман) осенью и весной, шубой из овчины (керек) зимой. Девушки до замужества носили шлемовидные шапочки, расшитые бисером и монетами (тухъя); замужние женщины — шапочки в форме цилиндра или усеченного конуса, украшенные цветным бисером и серебр. монетами (хушпу), длинные полотенцеобразные уборы с украшенными концами (сурпан). Муж. костюм состоял из белых холщовых или пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, тканого пояса, валяной шляпы, лаптей с онучами или сапог. |
Традиц. кухня в осн. состоит из продуктов растит. происхождения. Широко употреблялись каши (пата), толокно (тинкеле), мучные кисели (кесел, нимер), супы (яшка, шурпе) на рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы, овощей и зелени. Популярными среди Ч. были похлебка с клецками (салма яшки, самах яшки), колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шарттан), вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или животной крови (тултармаш). Молочные продукты употреблялись в виде цельного (сет) и кислого молока (турах), пахтанья (уйран), творожного сыра (чакат). Разнообразной была выпечка: хлеб, обычно из ржаной муки (сакар), пироги (кукаль, хуплу), лепешки (пашалу, юсман, суху, икерче, хапарту), ватрушки с картофельной или творожной начинкой (пуремеч), колобки (йава). Излюбленные напитки — пиво из ячменного или ржаного солода (сара), медовка (пыл, карчама).
Обряды и праздники Ч. в прошлом были тесно связаны с хоз.-земледельч. календарем: праздник испрашивания хорошего приплода скота (сурхури), праздник почитания солнца, Масленица (саварни), праздник выноса семян (варлах каларни), праздник весенней пахоты (акатуй), праздник земли (синсе, уяв) и т.д. Большое место в нар. обрядности занимал культ предков (манкун, симек, хывни, автан сари). В Башкортостане жили и трудились мн. ученики чув. педагога-просветителя И.Я.Яковлева: первый чув. историк, философ, педагог и обществ. деят. Г.И.Комиссаров (1883-1969), математик, педагог и дир. нар. уч-щ Оренб. уч. округа П.М.Миронов (1861-1921). Благодаря им в 1918 в Уфе была открыта чув. учит. семинария, впоследствии преобразованная в Приуральский чув. пед. техникум. Башкирия является родиной основоположника чув. лит-ры К.В.Иванова, нар. поэта Чувашии Я.Г.Ухсая, Героев Сов. Союза К.Д.Андреева, Г.С.Васильева, П.Е.Васильева, Н.П.Ирикова, В.С.Николаева, Н.С.Павлова, Н.К.Романова, К.И.Степанова, полного кавалера орд. Славы Г.Т.Прокопьева, ген.-майора С.А.Иванова, Героев Соц. Труда Н.М.Никитина, П.В.Сергеева, Г.К.Петрова, А.А.Федорова, Ф.Д.Ларина, М.В.Прохорова. В 1986 в Уфе организовано чув. землячество, на базе к-рого было создано респ. Об-во чув. культуры. С 1988 работает респ. лит. объединение «Шуратал» («Белая река»), с 1989 издается респ. газ. «Урал сасси» («Голос Урала»).
Лит.: Иванов В.П., Матвеев Г.Б. и др. Чуваши Приуралья: Культурно-бытовые процессы. Чебоксары, 1989; Иванов В.П. Этническая история чувашей. Чебоксары, 1992; его же. Расселение и численность чувашей. Чебоксары, 1992.
И.Г.Петров.