Отправлено 31 Октябрь 2010 — 10:37
Ҡайһы бер мосолман милләттәштәребеҙ Өфө һәм башҡа Башҡортостан ҡалалары бөтә мәсеттәрен урыҫ теленә күсереүенә яҡлы. Мәҫәлән:
По моему мнению, в городах джума – на русском, в деревнях – на башкирском, татарском. Ислам – вера не только татар или башкир, эта вера для всех.
+100 Вообще, хутбы должны вестись на понятном для всех посетителей мечетей языке, то есть на русском. Ведь посещают мечети люди разных национальностей (кавказцы, центральноазиатские граждане) Тогда к тому же не останется места необоснованно обвинять проповедника в каких-то не таких призывах, экстремизме.Ведь переводы не всегда бывают качественными, точными и добросовестными
Ризамын, нужно чтобы как можно больше людей понимали о чем говорят в мечетях. В РФ в городах русский понятен всем, поэтому нужно вести на русском языке. У нас ведут на казахском и узбекском языках.
В русском городе Уфа хутбы должны вестись только на русском и ни на каком другом языке не должны… тартары в тартарии пусть на своем тартарском…
В башкирском селении разъяснения — конечно, на башкирском, в татарском — на татарском, в крупных городах, той же Уфе — лучше на русском.
Ә һеҙ нисек уйлайһығыҙ?
- Rustam, , салфиз and 1 other like this
Отправлено 01 Ноябрь 2010 — 08:32
Ә һеҙ нисек уйлайһығыҙ?
50% (15-20 мин.) — татарский/башкирский язык, 50% (15-20 мин.) — русский. И все довлольны. В чем спор, мне не понятно?
- Таhир и Rustam это понравилось
Отправлено 05 Ноябрь 2010 — 10:29
В мечетях надо говорить на башкирском/татарском языках
- Rustam и YOMA это понравилось
Отправлено 10 Ноябрь 2010 — 12:07
В мечетях надо говорить на башкирском/татарском языках
Чем это обосновано?
- Усал башкорт и Хасанов это понравилось
Отправлено 10 Ноябрь 2010 — 02:26
Не знаю, чистый я башкир или нет. Есть примесь и мишарской крови и татарской. Но всегда считал себя башкиром. Ну не перевариваю я на слух татарский. Хотя друзей татар много и ничего плохого против них не имею. У меня вопрос почему вообще рассматривается вопрос хутбы на татарском? Что здесь татария? Ну и что, что татар много! Они, что башкирского не понимают? Мое мнение татарский язык даже рассматриваться не должен.
Обязать всех имамов вести хутбу на башкирском с переводом на русский. Все баста!
Ин ша Аллаh, так и будет!
- YOMA и Хасанов это понравилось
Отправлено 10 Ноябрь 2010 — 09:21
Есть примесь и мишарской крови и татарской.
Это суть одно.
У меня вопрос почему вообще рассматривается вопрос хутбы на татарском? Что здесь татария? Ну и что, что татар много! Они, что башкирского не понимают? Мое мнение татарский язык даже рассматриваться не должен.
Обязать всех имамов вести хутбу на башкирском с переводом на русский. Все баста!
Ин ша Аллаh, так и будет!
Как это по-нашему, по-мусульмански, брат. А давай откажемся от русского языка вообще в Республике, ну и что, что русских много, ведь не в России живем. В том то и дело, что татар в Башкортостане много, а значит и татарский должен быть, северо-запад Башкортостана, как и Уфу, чисто башкирской никто не назовет. Если имам башкир, то пусть половину хутбы ведет на башкирском, если татар — на татарском, вторая половина — на русском языке. Еще раз повторю, пока башкиры не будут массово идти в Ислам, то не будет и башкирского языка.
- Таhир, Усал башкорт, Rustam and 3 others like this
Отправлено 10 Ноябрь 2010 — 10:00
Это суть одно.
Не всегда. От людей зависит, как сами думают. А до 1917 г. и вовсе.
Еще раз повторю, пока башкиры не будут массово идти в Ислам, то не будет и башкирского языка.
Верно. Но не замечал, чтобы татар в Исламе в последние лет 10 было больше, чем башкир. Это в ДУМах их всегда много больше, как и в любых подобных структурах — отбор всегда соответствующий, что в царские годы, что в советские, что в постсоветские. Именно это очень тормозило дават среди башкир в 90-е, когда он возрождался и среди башкир, и татар — в ДУМах и мечетях сидели в основном представители братского народа, ну и мысли у башкир возникали соответствующие. Великий имам Дальнего Востока Муххамад-Габдулхай Курбангалиев именно поэтому настаивал на создании башкирского ДУМа. Ситуацию в 21 веке удалось преломить именно мусульманам-башкирам вне ДУМов, и эту роль они выполнили полностью. Теперь просто вопроса не возникает, «татарский» Ислам или нет — он прочно стал явлением башкирской внутренней жизни, духовных споров и т.д. Именно поэтому начало задевать, когда видят, как татарских мулл используют в националистических целях, как при переписи, например. В Уфе башкирский должен звучать обязательно. Но дават почти везде ведется на русском. Поэтому он обязателен в крупных городах. При сохранении позиций башкирского и татарского, конечно. По Северо-Западу РБ согласен — на этом языке говорят и татары и башкиры тех краев, пусть и проповедь на нем слушают. А вообще с постом Вашим согласен.
- Rustam, YOMA, Хасанов and 1 other like this
Отправлено 11 Ноябрь 2010 — 02:29
Это суть одно. Как это по-нашему, по-мусульмански, брат. А давай откажемся от русского языка вообще в Республике, ну и что, что русских много, ведь не в России живем. В том то и дело, что татар в Башкортостане много, а значит и татарский должен быть, северо-запад Башкортостана, как и Уфу, чисто башкирской никто не назовет. Если имам башкир, то пусть половину хутбы ведет на башкирском, если татар — на татарском, вторая половина — на русском языке. Еще раз повторю, пока башкиры не будут массово идти в Ислам, то не будет и башкирского языка.
Что башкирский не панимаиш, имеш? Для татар, повторяю.
Хутба на башкирском и русском, и баста! В Казань езжай там все на татарском.
И прошу понять правильно- это не национализм. Это элементарная культура общества.
Пришлые должны слушать башкирский и если не понимают русский. Неча со своим уставом в башкирскую мечеть лезть. Баста!
Ин ша Аллаh, так и будет!
- Хасанов и Сафаргул это понравилось
Отправлено 11 Ноябрь 2010 — 09:04
Хутба на башкирском и русском, и баста! В Казань езжай там все на татарском.
И прошу понять правильно- это не национализм. Это элементарная культура общества.
Пришлые должны слушать башкирский и если не понимают русский. Неча со своим уставом в башкирскую мечеть лезть. Баста!
Ин ша Аллаh, так и будет!
Ого, с такой культурой можно далеко пойти, это мне без разницы, что с.-з. районы Республики оказались в составе Башкортостана, т.к. на данный момент уже и не исправишь без нанесения вреда и татарам, и башкирам, но если начнется поднятие темы о «пришлых», «татары — в Казань, русские — в Рязань», то можно уйти и в Казань с этими районами, так сказать: «Да здравствует большой Татарстан» Тут даже дело не в Казанском государстве, а в Волжской Булгарии, наш с вами Салават Хамидуллин в одной из своих программ говорил о связи северо-западных башкир с булгарами, т.е. по сути они, как и мы — потомки булгар, здесь наша историческая земля. Ну что, еще поговорим о чемоданах-вокзалах? Напоследок хочу сказать, что устав у мусульман — Коран, а мечеть — это дом Аллаха, а не башкирский, татарский или арабский.
- Усал башкорт, Rustam, and 1 other like this
Отправлено 12 Ноябрь 2010 — 09:05
Надо просто увеличивать кол-во имамов-башкир и башкир-мусульман, посещающих мечеть и аккуратно добиваться своего. Дамир менэн ризамын. Нет такого понятия «башкирская мечеть». С такими декларациями ничего не достигните. P.S. Научитесь Мягко достигать своих Жестких позиций.
Че вы здесь разнылись как бабы!
Сказал баста ибаста!
Отправлено 12 Ноябрь 2010 — 09:58
Че вы здесь разнылись как бабы!
Сказал баста ибаста!
Слышал нечто — про «Слона в посудной лавке?
А вот еще из крыловского: «Слон на воеводстве».
Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода:
Наш Воевода…
— и далее по тексту.
Отправлено 12 Ноябрь 2010 — 04:31
Слышал нечто — про «Слона в посудной лавке?
А вот еще из крыловского: «Слон на воеводстве».
Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода:Наш Воевода…
— и далее по тексту.
Ух, ты!
Умненький ты наш, полиглотик!
Отправлено 12 Ноябрь 2010 — 06:04
Бөгөн Мәрйәм Солтанова мәҙрәсәһендә йома хөтбәһе тик татар телендә генә булды. Мин үҙем башҡорт булып та, ҡайһы бер татар һүҙҙәрен аңлап етмәйем, ә бына йомаға килеп тә, бөтөнләй бер нәмә аңламай ҡайтып киткән урыҫ мосолман егеттәре ысын йәл. Динде милләтләштереп маташыу — йәһүдтәрский ауырыу, һәм ҡайһы бер татар туғандарыбыҙҙың шул сир менән аҙапланыуы бик ҡыҙғаныс күренеш…
- Усал башкорт, Айытҡол и Хасанов это понравилось
Отправлено 13 Ноябрь 2010 — 11:32
Бөгөн Мәрйәм Солтанова мәҙрәсәһендә йома хөтбәһе тик татар телендә генә булды. Мин үҙем башҡорт булып та, ҡайһы бер татар һүҙҙәрен аңлап етмәйем, ә бына йомаға килеп тә, бөтөнләй бер нәмә аңламай ҡайтып киткән урыҫ мосолман егеттәре ысын йәл. Динде милләтләштереп маташыу — йәһүдтәрский ауырыу, һәм ҡайһы бер татар туғандарыбыҙҙың шул сир менән аҙапланыуы бик ҡыҙғаныс күренеш…
Был фекерегеҙ бында урынһыҙ. Уны «Ислам только для татар?» темаһында яҙығыҙ.
Отправлено 14 Ноябрь 2010 — 08:21
Обязать всех имамов вести хутбу на башкирском с переводом на русский. Все баста!
Ин ша Аллаh, так и будет!
вот об этом и сообщи Нурмухамату, а то многие братья и слова ни на башкирском, ни на татарском не знают.
- Rustam и салфиз это понравилось
Отправлено 20 Ноябрь 2010 — 02:24
Пусть в мечети говорят на поволжском тюрки и переводят на русский. Без «фанатизму» и разъединения татар и башкир по языку. В мечеть ходят мусульмане к Аллаху, а не к Салманову и не к Кук Буре. Так и было до революции: в мечети были мусульмане, а не национальности.
- Усал башкорт и Damir85 это понравилось
Отправлено 20 Ноябрь 2010 — 05:48
Так и было до революции: в мечети были мусульмане, а не национальности.
А каков был ваш распорядок дня, до революции, уважаемый долгожитель?
Отправлено 20 Ноябрь 2010 — 09:59
А каков был ваш распорядок дня, до революции, уважаемый долгожитель?
Таков был литературный язык у башкир и татар. На нём писали и вели богослужение. К примеру, именно на этом языке обучались и писали в детстве классики башкирской литературы.
Отправлено 22 Ноябрь 2010 — 12:09
Разве в исламе нет понятия о том, что любовь к человеку должна быть ради Аллаха, в первую очередь,а не по национальному признаку?! Я люблю башкир, потому что сам башкир. Но верующий татар или русский, и, соответственно, добрый, щедрый, мягкий и простой,для меня ближе, чем пьющий, грубый, наглый, мятерящийся башкир. Разве у вас не так? поэтому, если для имама родной язык — татарский, (если он порядочный человек и говорит разумные вещи, то какая разница какой он национальности), то пусть говорит на татарском, а если кто-то не понимает, то пусть имам повторяет на русском. поэтому считаю целесообразным проводить хутбы на татарском и русском языках или на башкирском и русском. Будут имамы-башкиры — услышим и башкирскую речь.
- Усал башкорт, Rustam, YOMA and 2 others like this