Skip to content

Баш портал

Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

Primary Menu
  • Главная
  • Новости
  • Важное
  • Новости литературы
  • Политика
  • Новости культуры
  • Новости истории
  • Новости от автора
  • Тексты
  • Без рубрики

БАШКИРЫ

bash-portal.ru 28.09.2013 1 min read

БАШКИРЫ (самоназв. башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность Б., по переписи 1989, в респ. 863,8 тыс. чел., в РФ — 1345,3 тыс., в СССР — 1449,2 тыс. За пределами респ. Б. живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской обл., Татарстане, Казахстане, Ср. Азии, на Украине. Расовый состав Б. неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов с локальными вариациями (см. Антропология). Язык Б. (см. Башкирский язык) относится к зап. ветви тюрк. группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть Б. говорит на татарском и русском языках. Верующие Б. — мусульмане-сунниты (см. Суннизм).

Семья башкира в юрте. Начало 20 в. Зауралье.

По проблеме этногенеза Б. долгое время параллельно существовали две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко, Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева и др. обоснована т. зр., согласно к-рой в происхождении Б., формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюрк. племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) нас.: финно-угорского (в т.ч. угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюрк. предки Б., испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южн. Урал кочевали на юге Зап. Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 — в нач. 10 в. Б. живут на Южн. Урале с прилегающими с З., Ю. и В. степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним «башkорт». По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством к-рого Б. объединились в воен.-полит. союз и затем начали осваивать совр. терр. расселения. Др. назв. Б. («иштэк»/»истэк») предположительно также было антропонимом. На Южн. Урале Б. частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угор., иран.) нас., вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Зап. Сибири. В 10 в. в среду Б. начал проникать ислам, ставший в 14 в. господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 в.) процесс формирования баш. этноса в осн. завершился, благодаря чему Б. в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этнич. самосознание. Упорное, временами успешное сопротивление Б. совместно с болгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в ист. и фольк. источниках. Процесс культ. и этнич. развития Б. в золотоордынский период не был прерван: вместе с исламом распространяется письменность, книжные знания и лит-ра, появляются монумент. пам-ки мемориальной архитектуры (см. Кэшэне); в состав народа вливаются новые племена тюрк. (кыпсаки, болгары, ногайцы) и монг. происхождения, что, однако, не нарушило сложившегося этнокультурного своеобразия народа. После завоевания Казани войсками Ивана IV (1552) Б. приняли рос. подданство (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству). За Б. было признано право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В последующие два столетия Б., отстаивая свои права, многократно восставали. При подавлении выступлений сжигались сотни деревень, истреблялись и продавались в рабство десятки тысяч Б. (см. Башкирские восстания 17-18 вв., Крестьянская война 1773-75). В целом, несмотря на жестокую колониальную политику царизма, вхождение Б. в Россию имело и положит. последствия, самое главное — оно способствовало усилению хозяйственно-культурного сотрудничества Б. с др. народами Урало-Поволжья. В результате происходят глубокие изменения в образе жизни народа, быту и культуре.

Традиц. занятиями Б., унаследованными от древних азиатских предков, были полукочевое скотоводство, игравшее ведущую роль в х-ве, бортничество, охота и рыбная ловля. Разводили гл. обр. лошадей, овец, меньше — коров, имелись верблюды. Б. было знакомо земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Осн. культуры — просо, ячмень, конопля. Ремесла — выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растит. сырья — были обусловлены потребностями кочевого х-ва. Расселение Б. по Южн. Уралу сопровождалось упадком скот-ва, изменением методов его ведения, усилением роли земледелия, к-рое стало ведущим направлением х-ва к 18 в. в сев.-зап. р-нах, к кон. 19 в. — на В. Значит. влияние на трансформацию х-ва оказали сокращение пастбищных угодий и тесное общение с финно-угорск., тюрк. и славян. населением, числ. к-рого в крае постоянно росла.

В условиях кочевой жизни Б. имели неск. мест поселений: зимнее (kышлау), весеннее (язгы йорт), летнее (йэйлэу), осеннее (кэзгэ йорт). На месте зимников в процессе перехода к оседлости возникали постоянные поселения — аулы. Oсн. типом жилища долгое время оставалась войлочная юрта (тирмэ) с решетчатым дер. сборным каркасом. Были известны постройки земляночного типа, пластовые, саманные и срубные строения. В 18 — нач. 20 в. почти всюду преобладали бревенчатые срубные дома, деревни Б. мало чем отличались от поселений соседних народов. Почти в каждом ауле имелась мечеть. Одежда Б., как и вся материальная культура, представляла сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. Для ее изготовления широко применялись кожа, меха и шкуры, изделия из шерсти, белый и узорный холст, привозимые из Ср. Азии шелковые ткани (см. Костюм башкирский). Характерны были серебряные украшения, привозимые с Востока кораллы, раковины, камни (сердолик, бирюза и др.). В пище преобладали мясо-молочные блюда, заметное место занимали кушанья и напитки из злаков (см. Кухня башкирская). По мере культурно-экон. прогресса обогащалась материальная культура, стали разнообразнее одежда и украшения, кушанья и напитки. Одновременно росла имущественная и соц. дифференциация, сопровождаемая усилением эксплуатации, распространением товарно-денежных отношений; было известно ростовщичество. В то же время в соц. устройстве и обществ. отношениях продолжали функционировать архаические ин-ты, обычаи и обряды: родо-племенное деление (см. Башкирские роды и племена), родо-общинная солидарность и взаимопомощь (см. Помочь) и т.д. Древние обычаи и обряды (kаргатуй, йыйын, телэк и т.д.), видоизменяясь, постепенно переплетались c мусульманскими.

В 1798 в Уфе было учреждено Духовное собрание мусульман России (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ), что знаменовало официальное признание царским пр-вом права Б., татар и др. мусульм. народов жить по своей религии. Одновременно в Башкирии была введена кантонная система управления, в результате чего Б. стали военно-служилым сословием. В 1865 кантоны были упразднены, Б. были подчинены гражд. администрации. В 19 — нач. 20 в. налаживается х-во Б., увеличивается их числ. (более 1 млн. чел. к 1897), происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, рост нац. самосознания.

После Февральской революции 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшуюся в марте 1919 образованием БАССР (см. Малая Башкирия, Большая Башкирия), что стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации Б., в развитии их культуры. Б. становятся нацией с развитой лит-рой и проф. иск-вом, играющей заметную роль в обществ.-культурной жизни респ. и за ее пределами. К кон. 1926 численность Б. по сравн. с дорев. периодом, сократилась почти вдвое и составила в СССР 714 тыс. чел., в БАССР в совр. границах — 584,8 тыс. чел.: сказались последствия гражданской войны, засухи и голода 1921-22. Отрицательно повлияли на рост численности Б. засуха и голод 1932-33, репрессии 30-х, Великая Отечественная война, ассимиляция Б. в составе тат. и рус. населения. Дорев. численность народа была достигнута лишь к 1989. Происходит, особенно в послевоен. период, миграция Б. в др. обл. и республики. Уд. вес Б., живущих за пределами респ., равный 18% в 1926 и 25,4% в 1959, достиг 40,4% в 1989. Существенные изменения произошли в соц.-демогр. структуре Б.: увеличилась доля раб. кл., ИТР, интеллигенции, быстрыми темпами росла численность гор. нас., в к-ром уд. вес Б. с 1,8% в 1926 и 5,8% в 1938 возрос до 42,3% к 1989. Сложились многочисл. группы Б. в Уфе (122 тыс.), Стерлитамаке (28 тыс.), Салавате (23 тыс.), Нефтекамске (22,6 тыс.), Сибае (20 тыс.), Ишимбае (16 тыс.) и др. городах. В посл. годы замедлились темпы и масштабы урбанизации, участились случаи обратной миграции в дер.; наблюдается возвращение мигрантов-Б. из респ. Ср. Азии, Казахстана и др. регионов. В р-нах и городах возникли нац.-культур. клубы, к-рые проводят большую работу по сохранению нац. самобытности народа, расширению функций баш. яз., развитию культуры, выступают инициаторами в хоз.-культ. стр-ве. В Уфе действуют Баш. нар. ц. «Урал», Всебаш. ц. нац. культуры «Ак тирма», Об-во баш. женщин (см. Национально-культурные объединения). Декларация о государственном суверенитете БССР дает возможность для реализации нац. прав Б. и др. народов респ. Дальнейшей консолидации народа, его политич. и этнокультурному возрождению способствовал 1-й Всемирный курултай Б. (июнь, 1995).

Лит.: Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960; его же. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Мажитов Н.А. Южный Урал в VII-XIV вв. М., 1977; Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992; Бикбулатов Н.В. Башкиры //Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; его же. Башкиры: Краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995.

Н.В.Бикбулатов.

Continue Reading

Previous: КАРАМЫШЕВ Галимьян
Next: ТАРХАН

Рубрики

  • Без рубрики (1 996)
  • Блог (1)
    • Шоу (1)
      • 10 (1)
  • Важное (23)
  • Государство (1)
  • Интересное (2)
  • История (2)
  • Контакты (1)
  • Литература (22)
    • Песни (20)
  • Музыка (3)
  • Недвижимость (4)
  • Новости (1 247)
    • Криминал (44)
    • Литература (296)
      • Новости литературы (212)
      • Новости от автора (83)
    • Новости истории (84)
    • Новости культуры (104)
    • Новости президент (10)
    • Новостная лента (14)
    • Общие (2)
    • Политика (125)
  • Сайты (2)
  • Свидание (1)

lf


Архивы

  • Октябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Июнь 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Сентябрь 2014
  • Июль 2014
  • Апрель 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Октябрь 2011
  • Август 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Декабрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июль 2009
Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан | 2025