Летописи Джагфара (том3)-51 |
Новости » Слово автору | |
Но мало того — Курбат вошел даже в киевские летописи — под именем «Хорива» (вспомни, читатель, что одна из форм имени Курбат было «Хор»). Волжские булгары называли Курбата чаще всего «Бараджем» и «Буляром» («Мудрым»), а арабы — Хакимом («Хаким» также значит по-арабски «Мудрый»). А вот что говорится о Курбате в «Джагфар тарихы»: «…Это был могущественный царь, любивший мир, порядок и городскую (оседлую) жизнь… Кроме Башту он построил города Иске Банджа, Балын или Балынджер, Шыгэр, Саркел, Истян… Величием и мудростью Курбат напоминал Туки (Атиллу), но из всех занятий предпочитал торговлю и не гнушался лично подъезжать к прибывавшим из Рума (Византии) кораблям и пересчитывать привезенный товар. По всему Буричаю (Днепру) он устроил таможенные заставы и платные перевозы, приносившие ему огромные доходы. Во всем этом кан Алмыш (царь Волжской Булгарии в 895-925 гг., живший до этого в Киеве и Караджаре-Чернигове) старался подражать ему… Ради безопасности плавания… Курбат сам поплыл по Буричаю и дал каждому (днепровскому) гану (порогу) особое название… Первый после Башту (Киева) порог он, как передают, велел называть Катраг — в честь своего любимого сына Катрага, другой… — Кубар, в честь приемного сына, третий — Гулям Сюри, что значит «Весенние поминки» и «Шум»…, четвертый — Юлбарыс или Леу, что значит «Устрашающий», «Чудовищный», пятый — Азбарган, что значит «Отличный Стрелок», в честь сына Азбаруга (Аспаруха), шестой — Кугюнчаган, в честь своей жены…, седьмой — Айяр, что значит «Жадный», «Ненасытный», восьмой — Лиманган или Балынган, что значит «Порог Залива», девятый — Илятбир («Правитель Благоденствующей страны»), титульным именем своего старшего сына Бат-Бояна, десятый — Ялчек, в честь своего приемного сына, одиннадцатый — Давылган, что значит «Бурный Порог», двенадцатый — Кермек («Молодой Удалец», «Молодец»), в честь кана Кермека, основавшего Булгарский бейлик… Остров на Буричае, к которому подплывали после преодоления этих порогов, Курбат назвал Бюрганом, в честь дяди Телеса, но народ стал называть его Курдизе или Хурдизе — «Ставка Курбата»… На Курдизе была устроена таможня… Порог, бывший за этим островом, Курбат назвал Билиг — в честь любимого сына Бюргана… Когда это дело было завершено, Курбат вышел на берег и водрузил на нем свое знамя с навершием в виде трезубца… Простые сакланы и анчийцы очень любили его и звали его Хур («Хорь», «Хорив») и Мегулы («Микула»)…».В 640-х гг. во владения Великой Булгарии через Кавказ стали прорываться новые завоеватели — арабы. В то же самое время тюркские каганы из рода Афшина наняли на службу огузское племя тугыз-угыш и стали с ним нападать на Великую Булгарию с востока, а балтийские пираты — аскалы или бурлаки — с севера. Если грабительские набеги пиратов и кочевников были привычны для Булгарии, умевшей с ними бороться, то мощное наступление армии ислама было явлением новым и поэтому особенно опасным. .В 642 г. (по данным, приведенным в работе Х.Тодорова-Бемберского) арабский полководец Абдуррахман впервые вышел в Предкавказье, где встретился с Курбатом, запомнившимся арабам под именем Шахриара (Шахрияра). Верный себе Курбат предпочел избежать ненавистной ему войны и заключил с арабами мирный договор. Эту встречу, как установил Х.Тодоров-Бемберский, подробно описал арабский историк Абу-Джафар ат-Табари в свой книге «История царей» (цитируем ее по работе Х.Тодорова-Бемберского, но в ряде случаев мы даем собственный перевод): «Царь по имени Шахриар… пошел навстречу Абдуррахману и заключил мир с тем, чтобы не платить дани (арабам), сказав при этом следующее: «Я нахожусь между двумя врагами, один — хазары (так булгары называли тугыз-угышев), а другой — руссы (ат-Табари вносит в рассказ прозвище скандинавов IX в.- «руссы»; на самом деле, булгары VII в. называли скандинавов и других балтийских пиратов «аскалами», «бурлаками» или «садумцами»), которые враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей (булгар), никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с руссами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны. Считайте это нашей данью и податью, чтоб мы ежегодно так делали». Абдуррахман ответил (Курбату): «Надо мною есть высший повелитель (халиф), я его извещу»- и он послал Шахриара с одним из своих (людей) в Сурраке, который (проводил Курбата и) сказал: «Извещу об этом (халифа) Омара». Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью». В «Джагфар тарихы» сохранилось известие, о посылке Курбатом-Шахрияром к халифу Омару («Умар» или «Гумар» по-булгар ски) своего старшего сына и наследника Бат-Бояна Илятбира, который первым из булгар принял ислам и имя халифа — «Гумар» («Умар»). Поэтому в народные легенды сакланов Украины Бат-Боян вошел под именем Бат-Умара («Будимир»), а в легенды волжских булгар — под именем Камыр-Батыра (здесь «Камыр» — искаженное «Гумар»). Бат-Боян был и первым булгаром, совершившим хадж. «…Халиф Омар, считавшийся наиболее мудрым и справедливым из всех халифов, принял Бат-Бояна и спросил у него: «Кто были предками булгар и где живут булгары?» На это Бат-Умар ответил: «Предками булгар… являются сакланы (восточные арийцы) и тюрки (у булгар слово «тюрк» в то время означало финно-угров, угров и отюреченных угров). А населяют булгары землю, которую раньше называли «Балынджер», «Джеремель» или «Сэбэр». А все эти названия означают одно и то же «луг» или «поле с небольшими зарослями (лесостепь)». Теперь же мы называем нашу землю по имени нашего народа — Булгарией». На это халиф ответил: «Вся земля — Божья, ведь это Он создал ее, и все, что на ней есть, поэтому называть ее именем народов неправильно». Бат-Умар согласился с этим, и они решили, что халиф в своих посланиях будет называть Великую Булгарию «Балынджером»… На обратном пути халиф вновь принял Бат-Умара и передал ему… Коран, полезные книги и зеленое знамя с тем, чтобы он вручил эти бесценные дары Курбату….Бат-Боян вернулся в ставку Сандугач (на реке Кубань), откуда уже приехал в Башту, где вручил отцу дары и послание халифа… После этого Бат-Боян отправился в свой город Барыс или Ширкан («Шарукан») на реке Сэбэр (Северный Донец)… . Но вскоре — увы!- халиф Умар… был злодейски убит (в 644 г.) барджийцем (персом), желавшим отомстить арабам за разгром Барджиля (Персидского государства)…» После этого настроение Абдуррахмана изменилось, и он внезапно потребовал у Великой Булгарии весь Северный Кавказ. Курбат пытался его успокоить, но он проявил нетерпение и первым напал на Великую Булгарию в том же 644 году. В «Джагфар тарихы» рассказывается, как «Тазбаш (булгарское название Абдуррахмана, а иногда — арабов и арабских стран) подошел к городу Сандугачу и устроил возле него засаду… Когда Бат-Умар вышел из Сандугача навстречу арабам, то тут же угодил в эту засаду… Счастье было на стороне Бат-Бояна — он смог спастись бегством, но потерял почти всех своих воинов и красивейший город Сандугач, который был безжалостно разгромлен Тазбашем… Узнав об этом разгроме, Бат-Боян… велел называть Тазбаша Сандугачем, чтобы никто не забыл о его преступлении….
Страница 1 из 4 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[29 декабря 2010] | Просмотров: Опубликовал: admika | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}