Летописи Джагфара (том3)-48 |
Новости » Слово автору | |
Настоящий Торе гласит: все люди рождаются равными, но впоследствии, по воле Творца, получают разные наклонности и начинают заниматься разными делами. В силу дарованных Творцом способностей и возможностей люди становятся богаче или беднее, но должны честно заниматься каждый своим делом, не быть завистливыми и не обижать друг друга.А представители одного из воинственных течений простонародного Торе — «маджары» — говорили так. Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами»..Идеи маджар воспринял Худаяр и, прибавив к ним некоторые христианские молитвы, создал ересь худаярства (богомильство). После смерти Худаяра его последователи стали убивать змей, т.к. Худаяр погиб от укуса змеи, и этим они отличаются от старых маджар. Булгары Ак-Булгара (Волжской Булгарии) сохранили древний булгарский обычай почитания змей, поэтому среди них худаярство не распространилось. Знаком наших маджар был «знак Грача» черного цвета. Этот же знак был гербом Саксина. После айярского восстания в Буляре (в 1182-1183 гг.) Габдулла Чельбир запретил этот знак, а герб Саксина велел изображать красным цветом. У худаярцев же знаков не было..2. ОБРЯДНОСТЬ..В глубокой древности главных молений («мэн тайрэ» — «большое моление») было два: зимнее и летнее.Летнее «мэн тайрэ», на котором молились Тангре, называлось Джиен, а зимнее, устраивавшееся в честь Нардугана и духов предков — героев («сын») — Нардуган или Мардукан. Вели эти моления выборные кельбиры, а всем бюрганам (юрганам) или кам-боянам в местах «мэн тайрэ» появляться запрещалось, т.к. во время общений со злыми духами они впитывали зло и могли испачкать им место моления — «карамат». Кельбиры имели на груди изображения Тангры или духов (в зависимости от того, кому посвящалось моление), а в руке держали посох, увенчанный полумесяцем, шаром и лошадиным хвостом красного цвета. Во время молитвы Тангре смотрели в небо с поднятыми вверх руками, а потом кланялись и падали ниц. Смотреть в землю было нельзя — ведь под ней живут нечистые духи. Раньше, когда приносились человеческие жертвы, мужчины нередко боролись друг с другом за честь быть принесенным в жертву…Народ считал солнце, луну и звезды глазами Тангры, поэтому молились восходящему солнцу. В эпоху царствований кельбирами избирались цари или другие члены царствующего дома. .Гази-Баба так описывает джиенное моление, которое видел сам. Карамат располагалось на возвышенном месте на поляне. «Стена»-плетень была едва заметна — и то только у трех ворот карамата (у восточных, которые назывались Тангра Капа, у северных — Кук Капа и у южных — Ер Капа) и с западной стороны, наглухо закрытой от злых духов.Посреди Карамата росло несколько деревьев, самое красивое из которых и называлось священным деревом Бай Терек. Южнее Бай Терека на земле был сделан помост для кельбира — «ег-кэпэ»… .Когда в Карамат вошли люди, предводительствуемые Кельбиром, к западной «стене» подвели жертвенных животных (белую лошадь, белого бычка и белую овцу) и привязали их к трем столбам. Затем животные были переведены к трем столбам на месте у Тангра Капа, называемом аба или уба, заколоты и разделаны. Их шкуры были развешаны по трем столбам. Вместо настоящих животных к столбам у западной «стены» привязали их чучела. Это было сделано для обмана злых духов, чтобы они, привлеченные животными, по-прежнему оста вались у западной «стены» и не вошли внутрь Карамата. Через Кук Капа внесли воду для приготовления жертвенной пищи и разожгли три костра, на которых стали варить мясо жертвенных животных. Люди смотрели на все это до тех пор, пока Кельбир с дерева не возгласил: «Мэн тайрэ! Глядя на солнце, говорите!» . Тут люди воззрились на восточную часть неба, положили шапки под мышки, и Кельбир начал молитву. В старые времена она была такой:.
Страница 1 из 3 | Следующая страница |
||
| Напечатать | Комментарии (0) | ||
[29 декабря 2010] | Просмотров: Опубликовал: admika | Оцени статью! |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
{allpages}