Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
Пластиковые фасады в воронеже купить мебельный фасад в воронеже.
    
Календарь

Июль 2019 (5)
Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Башкирский народный эпос "Аҡбуҙат"

Новости » Литература
См. Башкирский народный эпос. Москва, Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1977, С. 317-473.
Академический перевод Хакимова А.И., Кидайш-Покровской Н.В. и Мирбадалевой А.С. Главный редактор серии «ЭПОС НАРОДОВ СССР» Петросян А.А.; составители тома Мирбадалева А.С., Сагитов М.М., Харисов А.И.; авторы комментария Мирбадалева А.С., Сагитов М.М.; башкирские тексты подготовили Сагитов М.М., Харисов А.И.; ответственный редактор Кидайш-Покровская Н.В., редактор издательства Янгаева А.А.
Материалы в электронном виде предоставлены Гариповой Ф.Х., Муратовым Б.А., Салиховой С.З.

1. Говорят, давным-давно, когда у мальчика по имени Хаубен умер отец, и пропала мать, в пять-шесть лет он остался сиротой. А поскольку он был мал, и справляться с тяжёлой работой не мог, то жил тем, что ходил из дома в дом и со слезами выпрашивал еду, говорят.

2. Однажды вышел он в поле. Он радовался роднику на лужайке, словно озеру, кваканью лягушек, словно шуму свадьбы, дикому луку и щавелю, словно праздничному угощению. [И вот], когда он шёл, услыхал звуки курая* и направился в ту сторону, откуда доносились звуки; пробираясь через болота, он пошёл по долине к Идели*, говорят. Повстречал он, говорят, старика Тараула, который пас коров у бия* Иргиза. Старый Тараул спросил Хаубена о здоровье, всё ли благополучно [в его] краях. Говорят, Хаубен ему обо всём подробно рассказал, начиная от смерти отца до того, как исчезла его мать. Старик Тараул выслушал Хаубена и тяжело вздохнул: стало ему очень жалко его, говорят.
— И у меня жизнь тяжёлая, дитя моё, но когда вижу таких, как ты, сердце особенно сильно начинает ныть, — сказал он.
Долго сидел [старик], о чём-то думая, потом, говорят, начал готовить снасти для охоты.
— Пойдём, дитя моё, к озеру, может удастся щуку поймать, сказал он и, взяв, в одну руку петлю для ловли рыбы, а в другую — лук , повёл за собой Хаубена, говорят. По дороге старик Тараул рассказывал, говорят, Хаубену, о своём житье-бытье.
— Дитя моё, жена жадная у бия, за целый день всего одну чашку кислого молока да головку корота* даст; на такой пище долго не протянешь. Вот я и хожу, из лука птиц стреляю, петлёй щук ловлю. Вечером, когда возвращаюсь, высаживаю на крючки лягушек, чтобы [ловить] сома. Если так не промышлять, трудно прожить, дитя моё, — сказал он, говорят.

3. Хаубен, идя за Тараулом, с любопытством разглядывал, говорят, снасти, что были в руках у старика, и сказал:
— Дедушка, если бы у меня был такой лук, я бы тоже научился стрелять птиц. Подстрелил бы птицу и не ходил бы, страдая от голода.
— Тараул ему ответил:
— Так бы оно и было, — и долго шёл молча. Поскольку тот лук остался [у него от] отца Хаубена, старик подумал, уж не подозревает ли чего-нибудь мальчик.
— Дитя моё, твой покойный отец был хорошим охотником, метким стрелком. Помню у него, был хороший лук, теперь, наверное, его уж нет, — промолвил старик, говорят.
— Да, был у него лук. Люди говорили мне: “Когда умер твой отец, у матери ничего не осталось, что можно было обменять на холст для савана, бедняжка мать отдала лук отца и купила ему холста на саван”, — так ответил [Хаубен], а старик Тараул вытер навернувшиеся слёзы и сказал:
— Раз не было холста на саван, могла бы его похоронить, завернув в его же старьё, но, видно, хотела похоронить [мужа] как подобает. Что же ей оставалось делать? Ведь он был спутником её [жизни], с ним вместе она прожила долгие годы.
Хаубен сказал:
— Ох, дедушка, что об этом говорить! Что было, то было. Сказывают, когда умер отец, у матери ничего не оставалось, чтобы устроить поминки на третий, на седьмой и на сороковой день. И она, надеясь выпросить что-нибудь у людей, в слезах ушла из дома. С тех пор и не возвращалась, пропала. Я тогда маленьким был, поэтому не знаю, как всё произошло. Раз уж мать пропала, хоть бы лук остался! Я бы не ходил так, не зная, что делать; обучился бы охоте на птиц.

4. Когда произнёс он эти слова, старик Тараул долга молча шёл [о чём-то] раздумывая, говорят. Потом, вдруг решившись, остановился и сказал:
— Дитя моё, дожил я до шестидесяти лет. Ещё столько же мне не прожить. Ты ещё малое дитя. Хватит тебе маяться! На! Отдаю тебе этот лук — храни её как память. Никому не говори, у кого взял. Такого лука на всём Урале [ни у кого больше] нет, — и отдал лук Хаубену.
Хаубен от радости не знал, что и делать. Поблагодарил старика Тараула, говорят. Поймали они и сварили щуку, утолили голод и прилегли отдохнуть. Когда день склонился к вечеру, распрощались друг с другом и пошли в разные стороны.

5. Год от году, день ото дня рос Хаубен. Исполнилось ему семнадцать или восемнадцать лет. Начал он охотиться с луком.
Как-то однажды шёл он по берегу озера и увидел: плавает золотая утка. Не долго думая, он прицелился и подстрелил её, подплыл к утке и уже начал было подгонять её к берегу озера, как вдруг золотая утка заговорила человеческим языком.

6. Золотая утка, обращаясь к Хаубену, умоляла:

Егет, подстрелённая тобой дичь —
Не утка. Знай!
На озере плаваю, резвясь,
Славного падишаха Шульгена
Я любимая дочь.
О егет мой, егет!
Из озера не вытаскивай меня,
С родным домом не разлучай,
Не ввергай озеро в печаль!
Что потребуешь, то и дам,
Добра пожелаю тебе,
Скота захочешь, большие стада —
Всё тебе дам.

7. Хаубен, услыхав эти слова, доплыл до того места, где можно было ногами достать до дна, и остановился в удивлении, не зная, что и сказать. Поскольку утка всё молила его, Хаубен не вытащил её из воды и начал рассказывать о себе:

Отец мой мать всю жизнь
В лишениях провели,
В голоде вырос я;
Их обоих нет теперь —
С малых лет я остался сиротой,
Куда приткнуться, не знал,
В унижении я рос.
Сегодня на первой охоте [моей]
Удача ко мне пришла,
Я тебя не отпущу,
Хоть ты и пытаешься нырнуть.

8. Утка ответила ему так, говорят:

Дворец с гору Иремель*
Полон золота и камней,
Кони разных мастей
Пасутся в несметных табунах.
Одним дыханием своим
Способных горы-скалы в прах превратить,
Не поддающихся мечу
Батыров собрал у себя [отец].

У справедливого падишаха — отца моего —
Есть любимый конь верховой,

Стоящий всех богатств [Земли],
В трудный час можно положиться на него,
Он предводитель всех табунов.
Если нет огня — он добудет огонь,
Если воды нет — он воду даст.
Через бескрайние моря
Может он птицей перелететь;
Грива у него белая, как шёлк,
Светло-серой масти он,
Круглые копыта у него,
[Ноги], как шило, [тонки],
Уши, как камыш, [торчат], бронзой
[отливают] глаза,
Веки белые [у него].
Шея крутая, поджарый он,
Как щука, крепко телом сбит,
Нос соколиный, ноздри широки,
Коренные зубы двойные, передние — совком ,
Узкая морда, нижняя челюсть заострена,
Чёлка по обе стороны [лба] — вот он каков.

Дам я тебе этого Буза [-коня] ,
Ты на Урале своём,
А я в подводной стране
Будем счастливо жить.

9. Хаубен выслушал эти слова и, обратившись к утке, сказал:

Обманутый сладкими речами
С пустыми руками останусь я,
Того, что обещаешь, нет у тебя,
Своими речами не обманывай меня.

10. На это утка ответила ему так:

Сама я — падишаха дочь,
Стану ли обманывать тебя?
Богатства преходящие пожалев,
Предпочту ли на суше умереть?
Это озеро — мой дворец,
Каждый день купаюсь, птицей оборотясь;
Когда над землёй солнце взойдёт,
Радуюсь, плаваю, резвясь,
Егет, если ты меня возьмёшь,
Если выйду на сушу, погибну я;
Если домой меня принесёшь,
Всего лишь куском мяса стану я.
Егет, есть два выхода у тебя,
Выбери и остановись на одном.
А не сможешь выбрать одно,
Останешься ни с чем.

Егет, меня отпусти
И, не оборачиваясь, ступай вперёд!
Разномастными табунами
Выйдут лошади [из озера] — жди!
Коровы, которых время доить,
С мычанием выйдут без телят,
Не спеша выйдут овцы [затем],
С блеянием выйдут, без ягнят;
С шумом рассекая озерную [гладь],
Поднимая бурю на земле,
Выйдет Акбуз — покровитель всего скота,
Выйдет последним он,
Терпеливо дожидайся его.
По лбу погладишь его —
С тобою он заговорит.
Всё, что пожелаешь, желание твоё
Безотказно исполнит он.

На луке [его] золочённого седла
Повешена камча,
Украшенная кожей булгарской
Уздечка на его голове;
Потник и подпруга,
Скреплённые вместе,
Чтобы не соскочили [при езде],
Пригнаны к нему.
Если будет молодая трава,
Не спросится уйдёт
Туда, куда ему в голову взбредёт;
Если, [призывая его], сжечь его волосок,
[Тут же] явится к тебе.
Даже если исчезнет весь скот,
Конь Буз останется при тебе,
Будет другом твоим в пути,
Отважным будет в бою.
Отпусти ты [меня], егет, пойду
Всем дам свой наказ,
Я — красавица подводной страны,
И [только здесь] могу счастливо жить.

11. Хаубен, говорят, утке сказал так:

— Красавица, я выслушал тебя,
И я одну думу задумал:
Вместе пойдём вперёд,
Посмотрим как начнут выходить стада.
Коль говоришь: “Умру без воды”,
В сарык* я налью воды,
Оберегая от солнца тебя,
В тот сарык тебя посажу.
Если правду сказала [мне],
Тебя я освобожу,
Скажу: “Привольно живи”,
Пожелаю тебе добра.

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

Страница 1 из 5 | Следующая страница
 
| Напечатать | Комментарии (0)
[27 февраля 2010] | Просмотров: 463 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • Без тебя
  • Как муллы превратились в шайтанов
  • Как мулла женил на своей жене егета
  • Легенда о курае
  • Сказка про три напёрстка
  • Падчерица и бисура
  • Карамулла

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите 
      Почему молодежь Башкортостана уезжает из республики? 
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? 
      "Мы никогда не были экстремистами": активисты "Башкорта" ответили Радию Хабирову 
      Фарс, диктатура и политическая незрелость команды Хабирова: итоги V Всемирного курултая башкир 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .