Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
  • Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите
  •     
    Заработок для сайтов
        
    Партнеры

    Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
    Пластиковые фасады в воронеже купить мебельный фасад в воронеже.
        
    Календарь

    Июль 2019 (5)
    Январь 2019 (2)
    Ноябрь 2018 (20)
    Апрель 2018 (8)
    Март 2018 (13)
    Февраль 2018 (2)
        
    Полезное

    |
        
    Реклама
    M



    Башкирский народный эпос "Аҡбуҙат"

    Новости » Литература
    См. Башкирский народный эпос. Москва, Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1977, С. 317-473.
    Академический перевод Хакимова А.И., Кидайш-Покровской Н.В. и Мирбадалевой А.С. Главный редактор серии «ЭПОС НАРОДОВ СССР» Петросян А.А.; составители тома Мирбадалева А.С., Сагитов М.М., Харисов А.И.; авторы комментария Мирбадалева А.С., Сагитов М.М.; башкирские тексты подготовили Сагитов М.М., Харисов А.И.; ответственный редактор Кидайш-Покровская Н.В., редактор издательства Янгаева А.А.
    Материалы в электронном виде предоставлены Гариповой Ф.Х., Муратовым Б.А., Салиховой С.З.

    1. Говорят, давным-давно, когда у мальчика по имени Хаубен умер отец, и пропала мать, в пять-шесть лет он остался сиротой. А поскольку он был мал, и справляться с тяжёлой работой не мог, то жил тем, что ходил из дома в дом и со слезами выпрашивал еду, говорят.

    2. Однажды вышел он в поле. Он радовался роднику на лужайке, словно озеру, кваканью лягушек, словно шуму свадьбы, дикому луку и щавелю, словно праздничному угощению. [И вот], когда он шёл, услыхал звуки курая* и направился в ту сторону, откуда доносились звуки; пробираясь через болота, он пошёл по долине к Идели*, говорят. Повстречал он, говорят, старика Тараула, который пас коров у бия* Иргиза. Старый Тараул спросил Хаубена о здоровье, всё ли благополучно [в его] краях. Говорят, Хаубен ему обо всём подробно рассказал, начиная от смерти отца до того, как исчезла его мать. Старик Тараул выслушал Хаубена и тяжело вздохнул: стало ему очень жалко его, говорят.
    — И у меня жизнь тяжёлая, дитя моё, но когда вижу таких, как ты, сердце особенно сильно начинает ныть, — сказал он.
    Долго сидел [старик], о чём-то думая, потом, говорят, начал готовить снасти для охоты.
    — Пойдём, дитя моё, к озеру, может удастся щуку поймать, сказал он и, взяв, в одну руку петлю для ловли рыбы, а в другую — лук , повёл за собой Хаубена, говорят. По дороге старик Тараул рассказывал, говорят, Хаубену, о своём житье-бытье.
    — Дитя моё, жена жадная у бия, за целый день всего одну чашку кислого молока да головку корота* даст; на такой пище долго не протянешь. Вот я и хожу, из лука птиц стреляю, петлёй щук ловлю. Вечером, когда возвращаюсь, высаживаю на крючки лягушек, чтобы [ловить] сома. Если так не промышлять, трудно прожить, дитя моё, — сказал он, говорят.

    3. Хаубен, идя за Тараулом, с любопытством разглядывал, говорят, снасти, что были в руках у старика, и сказал:
    — Дедушка, если бы у меня был такой лук, я бы тоже научился стрелять птиц. Подстрелил бы птицу и не ходил бы, страдая от голода.
    — Тараул ему ответил:
    — Так бы оно и было, — и долго шёл молча. Поскольку тот лук остался [у него от] отца Хаубена, старик подумал, уж не подозревает ли чего-нибудь мальчик.
    — Дитя моё, твой покойный отец был хорошим охотником, метким стрелком. Помню у него, был хороший лук, теперь, наверное, его уж нет, — промолвил старик, говорят.
    — Да, был у него лук. Люди говорили мне: “Когда умер твой отец, у матери ничего не осталось, что можно было обменять на холст для савана, бедняжка мать отдала лук отца и купила ему холста на саван”, — так ответил [Хаубен], а старик Тараул вытер навернувшиеся слёзы и сказал:
    — Раз не было холста на саван, могла бы его похоронить, завернув в его же старьё, но, видно, хотела похоронить [мужа] как подобает. Что же ей оставалось делать? Ведь он был спутником её [жизни], с ним вместе она прожила долгие годы.
    Хаубен сказал:
    — Ох, дедушка, что об этом говорить! Что было, то было. Сказывают, когда умер отец, у матери ничего не оставалось, чтобы устроить поминки на третий, на седьмой и на сороковой день. И она, надеясь выпросить что-нибудь у людей, в слезах ушла из дома. С тех пор и не возвращалась, пропала. Я тогда маленьким был, поэтому не знаю, как всё произошло. Раз уж мать пропала, хоть бы лук остался! Я бы не ходил так, не зная, что делать; обучился бы охоте на птиц.

    4. Когда произнёс он эти слова, старик Тараул долга молча шёл [о чём-то] раздумывая, говорят. Потом, вдруг решившись, остановился и сказал:
    — Дитя моё, дожил я до шестидесяти лет. Ещё столько же мне не прожить. Ты ещё малое дитя. Хватит тебе маяться! На! Отдаю тебе этот лук — храни её как память. Никому не говори, у кого взял. Такого лука на всём Урале [ни у кого больше] нет, — и отдал лук Хаубену.
    Хаубен от радости не знал, что и делать. Поблагодарил старика Тараула, говорят. Поймали они и сварили щуку, утолили голод и прилегли отдохнуть. Когда день склонился к вечеру, распрощались друг с другом и пошли в разные стороны.

    5. Год от году, день ото дня рос Хаубен. Исполнилось ему семнадцать или восемнадцать лет. Начал он охотиться с луком.
    Как-то однажды шёл он по берегу озера и увидел: плавает золотая утка. Не долго думая, он прицелился и подстрелил её, подплыл к утке и уже начал было подгонять её к берегу озера, как вдруг золотая утка заговорила человеческим языком.

    6. Золотая утка, обращаясь к Хаубену, умоляла:

    Егет, подстрелённая тобой дичь —
    Не утка. Знай!
    На озере плаваю, резвясь,
    Славного падишаха Шульгена
    Я любимая дочь.
    О егет мой, егет!
    Из озера не вытаскивай меня,
    С родным домом не разлучай,
    Не ввергай озеро в печаль!
    Что потребуешь, то и дам,
    Добра пожелаю тебе,
    Скота захочешь, большие стада —
    Всё тебе дам.

    7. Хаубен, услыхав эти слова, доплыл до того места, где можно было ногами достать до дна, и остановился в удивлении, не зная, что и сказать. Поскольку утка всё молила его, Хаубен не вытащил её из воды и начал рассказывать о себе:

    Отец мой мать всю жизнь
    В лишениях провели,
    В голоде вырос я;
    Их обоих нет теперь —
    С малых лет я остался сиротой,
    Куда приткнуться, не знал,
    В унижении я рос.
    Сегодня на первой охоте [моей]
    Удача ко мне пришла,
    Я тебя не отпущу,
    Хоть ты и пытаешься нырнуть.

    8. Утка ответила ему так, говорят:

    Дворец с гору Иремель*
    Полон золота и камней,
    Кони разных мастей
    Пасутся в несметных табунах.
    Одним дыханием своим
    Способных горы-скалы в прах превратить,
    Не поддающихся мечу
    Батыров собрал у себя [отец].

    У справедливого падишаха — отца моего —
    Есть любимый конь верховой,

    Стоящий всех богатств [Земли],
    В трудный час можно положиться на него,
    Он предводитель всех табунов.
    Если нет огня — он добудет огонь,
    Если воды нет — он воду даст.
    Через бескрайние моря
    Может он птицей перелететь;
    Грива у него белая, как шёлк,
    Светло-серой масти он,
    Круглые копыта у него,
    [Ноги], как шило, [тонки],
    Уши, как камыш, [торчат], бронзой
    [отливают] глаза,
    Веки белые [у него].
    Шея крутая, поджарый он,
    Как щука, крепко телом сбит,
    Нос соколиный, ноздри широки,
    Коренные зубы двойные, передние — совком ,
    Узкая морда, нижняя челюсть заострена,
    Чёлка по обе стороны [лба] — вот он каков.

    Дам я тебе этого Буза [-коня] ,
    Ты на Урале своём,
    А я в подводной стране
    Будем счастливо жить.

    9. Хаубен выслушал эти слова и, обратившись к утке, сказал:

    Обманутый сладкими речами
    С пустыми руками останусь я,
    Того, что обещаешь, нет у тебя,
    Своими речами не обманывай меня.

    10. На это утка ответила ему так:

    Сама я — падишаха дочь,
    Стану ли обманывать тебя?
    Богатства преходящие пожалев,
    Предпочту ли на суше умереть?
    Это озеро — мой дворец,
    Каждый день купаюсь, птицей оборотясь;
    Когда над землёй солнце взойдёт,
    Радуюсь, плаваю, резвясь,
    Егет, если ты меня возьмёшь,
    Если выйду на сушу, погибну я;
    Если домой меня принесёшь,
    Всего лишь куском мяса стану я.
    Егет, есть два выхода у тебя,
    Выбери и остановись на одном.
    А не сможешь выбрать одно,
    Останешься ни с чем.

    Егет, меня отпусти
    И, не оборачиваясь, ступай вперёд!
    Разномастными табунами
    Выйдут лошади [из озера] — жди!
    Коровы, которых время доить,
    С мычанием выйдут без телят,
    Не спеша выйдут овцы [затем],
    С блеянием выйдут, без ягнят;
    С шумом рассекая озерную [гладь],
    Поднимая бурю на земле,
    Выйдет Акбуз — покровитель всего скота,
    Выйдет последним он,
    Терпеливо дожидайся его.
    По лбу погладишь его —
    С тобою он заговорит.
    Всё, что пожелаешь, желание твоё
    Безотказно исполнит он.

    На луке [его] золочённого седла
    Повешена камча,
    Украшенная кожей булгарской
    Уздечка на его голове;
    Потник и подпруга,
    Скреплённые вместе,
    Чтобы не соскочили [при езде],
    Пригнаны к нему.
    Если будет молодая трава,
    Не спросится уйдёт
    Туда, куда ему в голову взбредёт;
    Если, [призывая его], сжечь его волосок,
    [Тут же] явится к тебе.
    Даже если исчезнет весь скот,
    Конь Буз останется при тебе,
    Будет другом твоим в пути,
    Отважным будет в бою.
    Отпусти ты [меня], егет, пойду
    Всем дам свой наказ,
    Я — красавица подводной страны,
    И [только здесь] могу счастливо жить.

    11. Хаубен, говорят, утке сказал так:

    — Красавица, я выслушал тебя,
    И я одну думу задумал:
    Вместе пойдём вперёд,
    Посмотрим как начнут выходить стада.
    Коль говоришь: “Умру без воды”,
    В сарык* я налью воды,
    Оберегая от солнца тебя,
    В тот сарык тебя посажу.
    Если правду сказала [мне],
    Тебя я освобожу,
    Скажу: “Привольно живи”,
    Пожелаю тебе добра.

    Обсудить на форуме
    Поделиться:
    Источник не указан
    Автор не указан

    Страница 1 из 5 | Следующая страница
     
    | Напечатать | Комментарии (0)
    [27 февраля 2010] | Просмотров: 332 Опубликовал: admin Оцени статью!

    Другие новости по теме:
  • Без тебя
  • Как муллы превратились в шайтанов
  • Как мулла женил на своей жене егета
  • Легенда о курае
  • Сказка про три напёрстка
  • Падчерица и бисура
  • Карамулла

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите 
      Почему молодежь Башкортостана уезжает из республики? 
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? 
      "Мы никогда не были экстремистами": активисты "Башкорта" ответили Радию Хабирову 
      Фарс, диктатура и политическая незрелость команды Хабирова: итоги V Всемирного курултая башкир 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .