Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
    
Календарь

Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
Декабрь 2017 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Башкиры. Общественный быт

Новости » История
Формирование комплекса башкирской городской культуры
Урбанизация башкирского населения сопровождалась приобщением его к городской, большей частью европеизированной, культуре ввиду отсутствия собственно башкирских городских традиций. Именно это обстоятельство явилось одной из главных причин активной культурно-языковой ассимиляции городских башкир, принявшей форму русификации. Это особенно отчетливо проявилось в послевоенные годы, когда города республики представляли собой средоточие многих культур и языков, среди которых выделялись русский язык и русская культура. Башкирская культура в городе в тот период занимала весьма скромное место, "обслуживая" в основном отдельные сферы жизнедеятельности и не имея возможности полноценного всестороннего развития.

Лишь в конце 1980-х гг. башкирская культура в городе получила импульс своему развитию. С новой "волной" сельских мигрантов-башкир в городе сформировалась потребность в башкирском языке и, следовательно, башкирской культуре. Прежний объем башкирской культуры, существовавший в городах, уже не справлялся с духовными запросами растущего башкирского городского населения. Ощущая определенный культурно-языковой "дефицит", "новые" горожане стали восполнять его формами, характерными для сельской среды. Этот процесс сопровождается оживлением интереса башкирской городской общественности к фольклорному наследию и традиционной обрядности, возрождением фольклорных традиций и отдельных обычаев на новой основе, в ряде случаев - в новом качестве. Эта волна захлестнула все области культуры: профессиональное изобразительное и декоративное искусство, музыку и театр. Она проникает во многие сферы общественной жизни. Главную суть этого процесса можно определить как стремление использовать положительные традиции культурного наследия башкирского народа в современной жизни.

Интенсивное жилищное строительство, развернутое в Башкортостане в последнее десятилетие, преобразило облик городов республики: появились новые микрорайоны многоэтажных благоустроенных домов, развилась городская транспортная система. Особенно бурно развиваются молодые города - Сибай, Учалы, Туймазы, Мелеуз и др. При этом наряду с современными зданиями в городах продолжают существовать дома, построенные несколько десятилетий тому назад, в том числе в дореволюционное время и в первые годы советской власти.

В отличие от сельской местности, где, как правило, каждая семья является владельцем жилого строения, в городах существенное значение имеет квартира: население проживает в государственных и ведомственных домах, снимает квартиры, владеет жильем на правах личной собственности (частные дома, приватизированные квартиры) и пр.

Часть горожан-башкир, особенно творческая интеллигенция, в своих квартирах и домах пытается сохранить определенный национальный колорит, используя некоторые элементы традиционной посуды (пиалы, тарелки, деревянные миски), паласы, декоративные полотенца и т.д. В оформлении интерьера квартир использованы отдельные элементы традиционной материальной культуры. Особенно популярны в семьях современной башкирской интеллигенции изделия традиционного текстиля (полотенца, коврики, скатерти), предметы из дерева, чеканка, ювелирные украшения, выполненные производственным объединением "Башкирские художественные промыслы "Агидель" и воспринимающиеся в качестве этнических символов. Имеющиеся предметы внутренней обстановки и утварь утратили свое былое предназначение и зачастую просто хранятся без применения, как образцы народного искусства.

В условиях современного города ни одна сфера материальной культуры не претерпела у башкир столь радикальных изменений, как одежда. Все более широкое распространение готовой одежды неизбежно ведет к известной ее стандартизации, даже при дифференциации ее по возрастам, полу ее потребителей, а также в соответствии с их вкусами. Одежда городских башкир практически полностью утратила национальный колорит.

На улицах малых городов и поселков городского типа чаще, чем в г. Уфе, можно встретить людей, одетых "по-деревенски", т.е. отличающихся от горожан несколько иным составом костюма (преобладанием коротких форм верхней одежды пиджаков, плюшевых жакетов в ансамбле с платьем или юбкой), головными уборами (легкие ситцевые платки, шали и полушалки - у женщин, фуражки, шляпы и кепки - у мужчин) и т. д.

В малых городах юго-восточной части республики (Сибае и Баймаке) довольно часто можно увидеть пожилых башкирок в платках, повязанных традиционным способом: два смежных угла платка завязываются под подбородком, два других располагаются свободно на спине. Из мужских головных уборов у стариков бытуют традиционные тюбетейки.

Город, как известно, является центром, где сосредоточены интегрированные формы культуры. Процесс интеграции коснулся также и национальной пищи. Можно говорить о существовании единой общегородской кухни, для которой характерны как интраэтнические черты, так и своеобразие, присущее национальным кухням основных этнических групп, населяющих Башкортостан.

Большинство городских башкир имеют представление о традиционной кухне своего народа. Наличие национальных блюд в общем меню горожанина-башкира не зависит от его социальной принадлежности, уровня образования, квалификации, материального и демографического статуса. Постоянно (почти каждый день) употребляют национальные кушанья лишь 22,3% башкир, в основном прибывшие в город из сельской местности. Обычно традиционные блюда на столе городских башкир появляются периодически: один раз в неделю.

В системе питания горожан башкир большое место занимают супы (бишбармак, hурпа, hалма), лапша (тукмас, hалма}, каши (бутка), изделия из теста (коймак, бауырhаk, бэлеш, сэк-сэк), молочные продукты (каймак, кымыз, kорот, kатык). Большой популярностью пользуется чай (сэй) с фабричными кондитерскими изделиями (конфеты, пряники, печенье и пр.), молоком и медом (бал). Нередко в домашних условиях готовятся сладкие блюда (kаk, hозмэ, майлы елек). Десертом у башкир считаются пироги из теста с начинкой из различных ягод. В повседневном и праздничном меню городских башкир часто встречаются блюда, заимствованные из кухни других народов - пельмени, рассольник, жаркое, губадия, кабартма, кыстыбый, плов, манты и т.д.

С другой стороны, под влиянием разветвленной системы общественного питания в городе происходит унификация домашней кухни башкир. Разнообразные мясные полуфабрикаты фабричного производства (сосиски, колбасы, котлеты и пр.) стали неотъемлемой частью семейного меню. Питание городских башкир характеризуется устойчивым увеличением ассортимента новых продуктов, повышением их калорийности, а также интернационализацией пищи, выражающейся в появлении новых блюд, заимствованных из кухни других национальностей.

Рассуждая о башкирской городской культуре, следует подробнее остановиться на молодежной субкультуре, занимающей в ней существенное место. Возникнув в городе сравнительно недавно, молодежная культура за короткий срок завоевала большую аудиторию. Музыкальные вкусы башкирской молодежи, во многом сформированные современной российской и западной эстрадой, базируются на творчестве таких ансамблей, как "Аманат", "Дервиш", "Сая", "Ант". Фольклорные традиции в современной музыке продолжает группа "Караван-сарай" (худ. рук. В.Яруллин). Используя профессиональные формы искусства, башкирская молодежь создает самодеятельную культуру. К числу последних можно отнести так называемые "пятачки" - формы досуга, проведения свободного времени. На "пятачках", возникающих по праздничным и выходным дням в г.Уфе возле памятника Салавату Юлаеву, собираются башкирские юноши и девушки (в основном мигранты из сел, студенты вузов и колледжей города), чтобы пообщаться друг с другом, потанцевать и попеть. По многим признакам такие "пятачки" схожи с "посиделками" сельской молодежи. Достаточно новым явлением в культурной жизни городских башкир стали фестивали песни тюркских народов "Урал моно", ежегодный праздник газеты "Йэшлек" ("Йэшлек-шоу"), конкурсы красоты башкирских девушек ("Хылыукай"), проводимые в последние годы при участии Союза башкирской молодежи.

В целом характеризуя комплекс современной башкирской городской культуры, следует отметить незавершенность процесса его формирования. Три-четыре десятилетия ее существования, безусловно, являются относительно небольшим сроком для утверждения об окончательном оформлении ее в самостоятельный компонент общей культуры башкирского этноса.



* * *

Начавшееся во второй половине 1980-х годов движение народов России за национальное возрождение, в полной мере охватило и башкир. В конце 80-х годов в Уфе был образован Клуб башкирского языка и культуры "Ак тирмэ" ("Белая юрта"), объединивший значительную часть башкирской городской интеллигенции. Позднее на его основе возник Башкирский народный центр "Урал" - политическая организация, собравшая в своих рядах различные социальные слои башкирского общества.

В 1990 г. в республике созданы общественные организации - "Общество башкирских женщин", "Союз башкирской молодежи", целью которых является возрождение и всестороннее развитие башкирского народа, его языка и культуры.

В начале 90-х годов получили распространение съезды-собрания башкирских родов и племен (курултаи племен табын, юрматы, усергян и т. д.), которые рассматривались некоторыми башкирскими учеными и политиками как средство национального возрождения, активизации этнического самосознания.

1-4 июня 1995 г. в Уфе и районах РБ прошел Первый всемирный курултай (конгресс) башкир, в котором приняли участие представители башкирского народа из всех районов и городов РБ, областей и республик РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья. Это был самый представительный форум башкирского народа, на котором решались проблемы национально-этнического существования и развития, национально-государственного самоопределения башкир, проблем экономики, культуры, языка, природной и социокультурной экологии.

Курултай способствовал внутриэтническому общению и укреплению связей между различными, порою весьма отдаленными друг от друга, этническими группами, дальнейшей консолидации народа. Не менее важным результатом курултая явилось упрочение культурно-экономических и политических связей и сотрудничества с другими народами, респубиками и областями Российской Федерации и стран СНГ. Активное участие в курултае представителей соседних и отдаленных областей и республик, поддержка со стороны стран Европы и Азии, ряда зарубежных фирм - убедительное подтверждение сказанному.

Учреждение постоянно действующего руководящего органа - Исполкома Всемирного курултая башкир во главе с председателем - профессором-историком Ниязом Абдулхаковичем Мажитовым придало идее курултая важное смысловое содержание, превратив его в действенную политическую форму социально-культурного возрождения и развития башкирского народа.


* * *

Каждый народ формировался и живет на определенной территории. Первоначально он являлся единственным насельником этой земли или численно преобладал на ней. Это - его этническая территория, его родина. Как и люди, народы имеют свою родину. Не их вина, если через какое-то время они оказывались в численном меньшинстве на этой земле. К сожалению, порой башкирам приходится доказывать свое право называться коренным народом своей этнической родины, сегодня они осуществляют на ней свое право на национальное самоопределение, активно участвуют в строительстве государственных органов, развивают традиционно-народную и профессиональную культуру. Многовековое доброжелательное соседство, взаимное сотрудничество и взаимопомощь народов Башкирии и Урало-Поволжского региона должны явиться основой их взаимопонимания и доброжелательства в современных условиях, гарантом реализации прав и интересов башкир и других народов республики без всякого ущемления и ограничений. Подлинные интересы народов, вытекающие из естественных прав человека, не разъединяют их, не противопоставляют, а наоборот, призывают к сплочению, дружбе.

Литература
Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
Башкирские шежере /Сост., пер. и коммент. Р.Г.Кузеева. Уфа, 1960.
Башкирское народное творчество. Уфа, 1987 - 1999. Т. 1-10.
Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа, 1969.
Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М., 1981.
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX - ХХвв.М., 1991.
Гумеров В. 3. Башкирская народная медицина. Уфа, 1985.
Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1977.
Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: История и современность. Уфа,1998.
Киреев А.Н. Башкирский героический эпос. Уфа, 1970.
Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957.
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М., 1974.
Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.
Муллагулов М.Г. Башкирский народный транспорт. Уфа, 1992.
Муллагулов М.Г. Лесные промыслы башкир. Уфа, 1994.
Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М., 1981.
Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.; Л.,1955.
Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор.Уфа, 1994.
Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа, 1998.
Хабибуллина А.Р. Традиционная башкирская кухня. Уфа, 1998.
Харисов А.М. Литературное наследие башкирского народа XVII - XIX вв. Уфа, 1973.
Хозяйство и культура башкир в XIX - начале XX в. М., 1979.
Хусаинов Г.Б. Башкирская литература Х1-ХУШ вв. Уфа, 1996.
Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.
Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.
Юсупов Р.М. Краниология башкир. Л., 1989.
Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII -XIX вв. Уфа, 1999.
Frank A. Islamic Historiography and Bulgar Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden, 1998.
Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889: Der Islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin, 1998.

Н.В.Бикбулатов

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

Предыдущая страница | Страница 5 из 5
 
| Напечатать | Комментарии (3)
[8 ноября 2008] | Просмотров: 58 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • В селе Саитбаба прошел Праздник меда
  • Сабантуй
  • Летописи Джагфара (том2)-22
  • Летописи Джагфара (том2)-21
  • На московском сабантуе тепло принимают выступления башкирских артистов
  • Сабантуй - древний башкирский праздник
  • Иранская «Авеста» и башкирский «Урал- батыр».

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 
      В аквапарке Планета запрещено проносить еду, так как они заставляют посетителей покупать втридорога в самом аквапарке 
      Бывшему участнику Башкирского чата Азамату Кильдигушеву окончательно отказали в возвращении в Россию 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Судьба человека: Рустэм Хамитов "Объект готов на 99%, поэтому если мы не завершим его строительство — прощения не будет. " 
      «По сути снимали сливки»: Радий Хабиров пообещал вернуть Башкирии имущество, переданное без конкурса 
      Азамат Галин о Радии Хабирове 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .