Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
  • Что ожидать от назначения Радия Хабирова?
  • Азамат Галин о Радии Хабирове
  • Яңы йыл байрамы
  • «По сути снимали сливки»: Радий Хабиров пообещал вернуть Башкирии имущество, переданное без конкурса
  • Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство
  • В аквапарке Планета запрещено проносить еду, так как они заставляют посетителей покупать втридорога в самом аквапарке
  • Ростислав Мурзагулов на Эхе
  •     
    Заработок для сайтов
        
    Партнеры

    Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
        
    Календарь

    Ноябрь 2018 (19)
    Апрель 2018 (8)
    Март 2018 (13)
    Февраль 2018 (2)
    Декабрь 2017 (2)
    Сентябрь 2017 (1)
        
    Полезное

    |
        
    Реклама
    M



    Семья Р. Фахретдинова

    Новости » История
    Слава о молодом талантливом наставнике из Кичучата разлетелась по всему краю. В июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Р. Фахретдинова на должность местного имама и мударриса. В мечети этого селения Ризаитдин служил по февраль 1891 г. При этом, будучи рядовым деревенским муллой, он выпускает несколько книг, беспрецедентный случай даже для нашего времени! А муфтий не забыл своего обещания. В январе 1891 г. Мухамедьяр Султанов вызывает его на место члена (кади) Духовного собрания и Р. Фахретдинов с семьёй выезжает из Кичучата в Уфу. Впереди была долгая служба в Уфе (1891–1906), работа в Оренбурге в журнале «Шура» (1906–1918), опять Уфа и высокая должность муфтия в атеистическом СССР.
    К моменту проведения переписи 1900–1901 гг. Р. Фахретдинов уже более 12 лет не проживал в родной деревне, но формально продолжал числиться в составе местного сельского общества, что было обычной практикой для того времени, включая мусульманское духовенство.
    На подворной карточке № 299 записано: домохозяин Ризаетдин Фахрытдинов, по народности тептяр, 42 года, грамотен по-русски и по-татарски, окончил медресе. В графе о промыслах указано: «мулла и член в Магометанском Духов. Собрании» в городе Уфе круглый год. Дома нет, «отсутствующий», «в Уфе при Муфтии», 10-й год. Покинув родные места, Р. Фахретдинов оставался членом кичучатовской общины, за ним сохранялся один земельный надел, который он отдал в аренду за плату всех повинностей Зиатдину Фахрытдинову.
    Много лет спустя, в 1905 г. указом царя Николая II Ризаитдин Фахретдинов будет представлен «к званию личного почётного гражданина» (одно из высших купеческих сословий) за 15 лет «отлично-усердной службы». По другим сведениям он официально не оформил эту награду, не захотел ею воспользоваться, оставшись в простом тептярском сословии.
    В отличие от других «отсутствующих», про которых кичучатовцы ничего не знали и их подворные карточки остались пустыми, Р. Фахретдинов к марту 1901 г. сохранял тесные связи с Родиной. В его подворной карточке точно указан состав семьи – жена (35 лет, грамотная по-татарски, имена членов семьи не записывались), сыновья – 14 лет (Габдрахман, 1887–1937) и 12 лет (Габдулахад, 1889–1938), про которых записано, что оба учились в медресе в Оренбурге. Также были ещё два сына – 9 лет («в медресе г. Уфа», Габдрашид, 1892–1953) и 2 года (Сагид, родился в феврале 1900 г.), семилетняя дочь (Зайнаб, 1893–1985). Последние двое детей (будет ещё дочь Асьма в 1906 г.) появились на свет уже в Уфе, но кичучатовцам это было известно. Ризаитдин Фахретдинов был проездом в Кичучате в январе 1892 г., когда отвозил супругу Нурджамал в Чубатлы, где родится сын Абд Аль-Рашид.
    В марте же 1901 г. в Кичучате продолжали жить ближайшие родственники будущего муфтия, подворные карточки на которых также сохранились. После смерти отца (Фахретдина) в 1891 г. родовой надел был поделён между сыновьями. 48-летний (в 1901) сын от первой жены Кашафутдин Фахрытдинов (подворная карточка № 70) пошёл по родительским стопам. Окончив Чершилинское медресе он уже очень давно, в документе записано «23 года» (то есть с 1878) служил муллой в близлежащей деревне Маметьево той же Варваринской волости. Указано также, что дома в Кичучате не имеется. Семья у Кашафутдина была большая: супруга (43 года, грамотная по-татарски), сыновья – 21, 17, 12 лет (все грамотные, учились в медресе) и 15-летняя дочь, получившая домашнее образование.
    Обратимся к уникальным материалам альметьевского историка И.Р. Габдуллина. Первым в Маметьево отправился служить старший сын Фахретдина Мингазетдин (1842 или 1843 г. р.), который был утверждён в должности маметьевского имам-хатыпа и мугаллима в 1864 и 1866 гг. По указу Самарского губернского правления в 1878 г. в Маметьево стал служить Кашафутдин Фахретдинов (умер в 1913 г.). А в сентябре 1914 г. маметьевским муллой стал его третий сын Габдулсамат Кашафутдинович Фахретдинов. Род Фахретдиновых прочно обосновался в соседнем Маметьево. В материалах переписи 1900–1901 гг. по Маметьево находим подворную карточку на «постороннего», муллу Кашафутдина Фахрутдинова (48 лет). Состав семьи точно такой же.
    На кичучатовской подворной карточке на Кашафутдина Фахрытдинова сначала было отмечено, что семья отсутствует. Потом всё перечеркнули. Хотя брат Ризаитдина в Кичучате постоянно не проживал, тем не менее, он, во-первых, также оставался юридически членом здешнего сельского общества и, самое главное, имел один душевой надел земли, где засевал 2,46 десятины (рожь, полбу, овёс). На полевые работы Кашафутдин приглашал односельчан «помочью» (омэ). Кичучатовцы пахали, боронили, сеяли и убирали хлеб во время бесплатной общественной работы, помогая уважаемому духовному лицу. Как видим, Кашафутдин Фахрытдинов реально участвовал в делах Кичучата, поэтому учитывался в числе постоянных жителей села.
    Ну а отцовскую усадьбу унаследовал, видимо, другой брат Зиатдин Фахретдинов (1863 г. р., во время переписи 1901 г. ему исполнилось 38 лет). Номер его подворной карточки 69-й (у Кашафутдина № 70). Когда Ризаитдин Фахретдинов уезжал в марте 1891 г. из Кичучата в Уфу на службу в Духовное собрание, до деревни Абдульсалям его провожал, – как запишет сам муфтий, – «мой брат Зияэтдин».
    Зиатдин также окончил медресе. Семья в 1901 г. включала супругу – 32 года (грамотная), сына (3 года) и пятилетнюю дочь. Он получил два надела земли, один из которых за плату повинностей сдавал Ашрафу Шарафутдинову, сам же арендовал три пахотных участка у Идриса Якупова и Миннибая Габитова, плюс бесплатный надел брата Ризаетдина. Держал рабочую лошадь, две коровы, телёнка, гусей, на полевые работы нанимал сдельщиков, сеял не очень много – 4,74 дес., хотя на небольшую семью из четырёх человек этого вполне хватало. Но, видимо, главный доход Зиатдина был не от землепашества. В Кичучате и по окрестным деревням осенью и зимой он приобретал хлеб для купцов «и за это берёт с них с пуда Ѕ коп.», выступая в качестве посредника, скупщика хлеба, как говорят сейчас – торговый представитель, получающий процент с продаж. По информации казанского историка А.И. Ногманова Зиатдин умер в 1907 г.
    Наконец находим ещё одну подворную карточку № 197 на домохозяина Салиха Фахрытдинова, 14 лет. Сам он к марту 1901 г. учился в медресе в Оренбурге уже третий год (весной, осенью, зимой). В Кичучате находилась его матушка (40 лет, грамотная), в документе проставлено «мать живёт здесь». Это, скорее всего, вторая жена Фахретдина – Махиджихан (данные А.И. Ногманова). У неё в Кичучате был дом с огородом (сажали картошку), имелся один надел земли, где сеяли 1,73 дес. также «помочью», держали корову и пяток овец. Младший брат муфтия, Салих Фахретдинов (1885–1973) в начале 1960-х гг. по просьбе тогдашнего директора ИИЯЛ А.И. Харисова напишет биографию Ризаитдина, которая хранится в архиве УНЦ РАН.

    Обсудить на форуме
    Поделиться:
    Источник не указан
    Автор не указан

    Предыдущая страница | Страница 2 из 2
     
    | Напечатать | Комментарии (0)
    [5 ноября 2008] | Просмотров: 702 Опубликовал: admin Оцени статью!

    Другие новости по теме:
  • Первые письменные сведения о башкирах.
  • Иң бороңғо карталарҙың береһе
  • Первые упоминания о древних
  • Фестиваль неправильное кино
  • Ученые обсуждают проблемы этносов

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 
      В аквапарке Планета запрещено проносить еду, так как они заставляют посетителей покупать втридорога в самом аквапарке 
      Бывшему участнику Башкирского чата Азамату Кильдигушеву окончательно отказали в возвращении в Россию 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      «По сути снимали сливки»: Радий Хабиров пообещал вернуть Башкирии имущество, переданное без конкурса 
      Азамат Галин о Радии Хабирове 
      Ростислав Мурзагулов на Эхе 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .