Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
    
Календарь

Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
Декабрь 2017 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Хозяйство и общественный строй башкир IX—XII вв

Новости » История
Башкирский этнос сформировался как прямой наследник культуры бахмутинских, турбаслинских и караякуповских племён VII—VIII вв., у которых, в совокупности, имелось около 400 городищ и селищ, густой сетью покрывающих весь Южный Урал. Если в это число ещё добавить и десятки поселений и постоянно функционирующих могильников—кладбищ башкир IX—XII вв., то создаётся объективная историческая картина, характеризую¬щая жизненный уклад раннебашкирских племён. В нём нашли отражение многовековые традиции ведения в крае комплексного хозяйства, где ведущими отраслями были плужное земледелие, полукочевое и пастушеское скотоводство и развитая металлургия железа, меди и бронзы. Всё это богато представлено в различного круга источниках рассматриваемого периода.
Например, в археологических памятниках найдены железные серпы и каменные жернова от ручных мельниц—следы занятия башкир земледелием, носившим плужный характер. Существование земледелия предполагает, кроме того, упоминания в письменных источниках городов Мазира, Казира и Каракия, которые, видимо, являлись административными и торгово-ремесленными центрами в стране башкир. Город Каракия, говорится в источнике, «состоит из деревянных домов и юрт. Он постоянно подвергается нападению болгар, которые живут в 16 днях езды и всё время вступают с ним в войну». Здесь подчёркивается, что в стране баш¬кир «деревень мало, они расположены далеко друг от Друга…, земля плодородна». Сказанное относится к Внутренней Башкирии, охватывающей главным образом бассейн р. Белой и, наверное, восточные склоны Уральского хребта.
Несмотря на чёткие следы занятия земледелием, оно у башкир IX—XII вв., по-видимому, носило соподчиненный характер. На это указывает, прежде всего, ярко выраженный кочевнический характер инвентаря могильников, где обязательной принадлежностью инвентаря почти каждого умершего независимо от пола становятся наборы седла, узды, остатки обильной мясной пищи и ритуального захоронения коня (череп, конечности, шкура). В возросшей роли скотоводства нетрудно увидеть результат воз¬действия на хозяйство местных племён пришлых тюрко-язычных предков башкир.
Хозяйству башкирских племён IX—XII вв. большое своеобра¬зие придаёт наличие у них развитого собственного металлурги¬ческого производства. Об этом говорят массовые находки в памятниках металлургических предметов различного назначения — орудий труда, оружия, украшения, среди которых наблюдается большое однообразие в формах и размерах. Это свидетельствует о происшедшей стандартизации металлургического производства, чего можно было достичь при относительно высоком его уровне.
Археологический материал даёт многочисленные примеры существования у башкирских племён домонгольского времени ак¬тивных торговых связей со своими отдалёнными соседями, в частности, с народами Средней Азии, откуда башкиры получали роскошные ткани согдийского шёлка, о чем, в частности, свидетель-ствуют остатки пяти сортов такого шёлка из Ямаши-Тауского, кургана IX—Х вв. и ковра из Синеглазовского кургана Х—XI вв. Остатки одежды из привозных шёлковых тканей обнаружены также в Стерлитамакском могильнике, Лагеревских, Ишимбаевских и других курганах IX—XII вв.
Большой приток ювелирных вещей южного происхождения, роскошных тканей согдийского шёлка однозначно указывает, что башкиры поддерживали тесные торгово-экономические связи с южными странами. Имеются указания средневековых письменных источников о том, что через территорию Исторической Башкирии проходил международный торговый путь, связывающий народы Сибири и Восточной Европы.
Накопленные сейчас материалы позволяют нам предположить, что культурно-экономические отношения башкирских племён IX—XII вв., со своими соседями приобрели уже характер торгово-денежных. На эту мысль наводит продолжающийся массовый приток на Южный Урал южных монет, доказательством чему служат их многочисленные находки в могильниках IX—Х вв. (Стерлитамак, Хусаиново, П. Бекешево, Ромашкино, Житимак, Каранаево). Частые их находки в погребениях, в том числе без ушек и отверстий (Стерлитамак) позволяют ставить вопрос о том, что они использовались не только как украшения, но и в качестве денег. В пользу этого говорят, прежде всего, случаи обнаружения на Южном Урале кладов сасанидских монет. В частности, клад из 69 диргемов был открыт в 1874 г. на р. Дёме, поступивший впоследствии в императорскую комиссию. Клад из 50 таких же монет известен и на Среднем Урале: найден в 1860 г. недалеко от гор. Чердыни. Один из диргемов отчеканен в 908 г. i
Другим источником, свидетельствующим о функционирова¬нии у кочевников южно-уральских степей Х в. денег, является труд Ибн-Фадлана. В нём упоминается о том, что кочевники /гузы/ знали и ценили деньги, а послы калифата одаривала ими наиболее знатных скотоводов.

Однако необходимо подчеркнуть, что развитие хозяйства башкир конца I — начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческому труду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Болгарии и Хазарском каганате. Основная масса баш¬кир, по сравнению с другими степняками (тюрки, печенеги, кипчаки и др.), рано переходя к полуоседлости, продолжала оставаться на ней на протяжении всего средневековья. Тут причин много, но главными являются: а/ веками приспособленная к богатым природным условиям края система ведения полукочевого скотоводства; б/ вхождение основной части Южного Урала в широкий мир степей и использование ее наиболее могущественными в военно-политическом отношении этническими объединениями под летние пастбища. К тому же сюда постоянно проникали новые южные кочевые племена, стимулируя тем самым развитие тра-диционного полукочевого скотоводческого хозяйства. Как известно, в письменных источниках нет прямых указаний на характер общественных отношений у башкир домонгольского периода. Но полное тождество культуры и свидетельства некоторых авторов о распространении на башкир власти кимакских и болгарских ханов дают полное основание считать, что по уровню развития общественного строя башкиры ни в чем не уступали кимакам, киргызам, волжским болгарам, хазарам, тюркам, хотя не возглавили подобно им крупные государственные объединения. Об этом свидетельствует еще и то, что башкиры на всем протяжении своей средневековой истории жили в окружении могущественных соседей (кимаки, кипчаки, болгары), но, несмотря на это, сумели сохранить свою этническую и территориальную самостоятельность. Эта жизнестойкость высокоразвитой культуры башкир обеспечивалась наличием у них прочной экономической базы, а также ран-ним оседанием в крае пришлых кочевников и тесным слиянием их с местными племенами.
Сохранилось много историко-этнографических сведений существовании у башкир IX—XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований. В них, например, упоминается о том, что башкиры XIII—XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предво¬дительством Мясем-хана.
Одним из ранних башкирских ханов IX—Х вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт), о котором имеется рассказ в сочи¬нении Гардизи (XI в.), написанный под большим влиянием трудов Ибн-Хардадбека. Башджурт был предводите¬лем (ханом) народа, жившего между свладениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с киргызами и гузами. В данном описании легко угадывается Историческая Башкирия, ибо только она занимала такое пограничное положе¬ние между упомянутыми народами. Следующими близкими соседя¬ми народа Башджурта названы славяне, под которыми в средне¬вековой географической литературе часто подразумевали волжских болгар. Классическим примером такого толкования этнонима славяне-болгаре является труд Ибн-Фадлана, лично побывавшего в Волжской Болгарии.
Сведение Гардизи о Башджурте с войском — дружиной из 2000 всадников — перекликается с многочисленными упоминаниями о наличии у башкирских/предводителей войска численностью в 2000 человек: они содержатся в трудах Истахри /X в./, ал-Балхи /X в./, Идриси /XII в./ и ряда других авторов.
Приведенный документ ценен еще тем, что он дает основание, думать о возможном происхождении этнонима «баш-корт» от име- ) / ни башкирского хана «Баштаэрт». Превращение личного имени в общенародное в истории обычное явление. Но наряду с этим существуют другие варианты объяснения происхождения названия народа «баш-корт». Наиболее распространенными среди них явля¬ются версии, связанные с образованием: а/ от двух производ¬ных слов — баш (голова корт (пчела, волк) и б/ от двух таких слов — баш (голова, главный), кор (круг, общество) и суффикса множественного числа. Приведенные примеры направлены только на объяснение значения этнонима «башкорт», но не затрагивают вопроса о закономерности образования имени всего народа. Вариант же связанный с личным именем Башджурт, имеет под собой реальные исторические события.
Культуру башкирских племен IX-XII вв. с тюркоязычными народами Евразийских степей тесно связывает единство религиозных верований во главе с главным богом Тенгре. Последний, как правило, олицетворялся культом солнца и небосводом вообще. Эта религия башкир подробно описана в труде Ибн-Фаддана. В нем говорится, что у башкир «двенадцать господ /богов/: у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, лошадей гос¬подин, у воды господин, у земли господин, а господин, который в небе /Тенгре/ самый большой из них, но только он объединяется с ними в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ».
Истоки этой религиозной системы восходят к глубокой древности, но в раннем средневековье она в качестве официальной существовала в государствах тюрков, кимаков, волжских болгар, хазар и других народов, имеющих общее в происхождении.
Башкиры верили в существование различных духов, напол¬няющих окружающий мир и оказывающих влияние на судьбу человека, в загробную жизнь, которую представляли себе по образу земной. Посредниками между духами и людьми были шаманы и шаманки, производившие моления с жертвоприношениями, лечение больных, гадание о будущем. О наличии шаманов у башкир свидетельствуют упоминания о их существовании вплоть до XVIII в. Примеры существования у башкир шаманов лично наблюдал и описал историк П. Н. Рычков.
Следующим важным моментом религии башкир являются широко распространенные Тотемистические представления. Ибн-Фадлан, продолжая описывать их религию, указывает, что «…мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбе, третья группа поклоняется журавлям и мне сообщили, что они когда-то вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они /враги/ обратили их башкир в бегство и что журавли закричали сзади них /врагов/ так, что они испугались и сами были обращены в бегство; после того как обратили в бегство башкир, и поэтому они /башкиры/ поклоняются журавлям.» Легенда, о тотемной птице журавле у башкир сохранилась до современности.
В религиозных представлениях башкир большое место занимал культ предков. Еще в XVIII в И. Г. Георги наблюдал, что башкиры при любом празднике на приборе /блюдце/ выставляют мясо Против солнца, приговаривая религиозные заклинания. Одним из проявлений массового праздника в честь—предков является праздник «Карга Туй», как этнографический пережиток зафикси¬рованный у башкир XIX-начала XX в.
На формирование мировоззрения ранних башкир большое влияние оказывали героические эпосы, легенды, предания и другие формы устно-поэтического народного творчества. Видимо, уже в рассматриваемое время оформился эпос «Урал батыр», отличающийся от всех ныне сохранившихся эпосов народа своими архаическими сюжетами.
Среди башкир, особенно западной группы, под влиянием волжских болгар с Х в. начинает распространяться мусульманская религия Если судить по материалам археологических памятников XIII-XIVBB., то мусульманизация башкир к этому времени достигла уже значительных успехов.

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

 
| Напечатать | Комментарии (0)
[3 ноября 2008] | Просмотров: 3107 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • Уральские гробницы
  • Хозяйство и общественный строй башкир IX—XII вв
  • Иранская «Авеста» и башкирский «Урал- батыр».
  • Происхождение этнонима башкорт.
  • Казанское ханство (1438-1552).

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 
      В аквапарке Планета запрещено проносить еду, так как они заставляют посетителей покупать втридорога в самом аквапарке 
      Бывшему участнику Башкирского чата Азамату Кильдигушеву окончательно отказали в возвращении в Россию 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Судьба человека: Рустэм Хамитов "Объект готов на 99%, поэтому если мы не завершим его строительство — прощения не будет. " 
      «По сути снимали сливки»: Радий Хабиров пообещал вернуть Башкирии имущество, переданное без конкурса 
      Азамат Галин о Радии Хабирове 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .