Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
Холст на подрамнике купить купить холст киев.
    
Календарь

Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
Декабрь 2017 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Ранние башкиры

Новости » История
В письменных источниках IX-X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного; Урала. В трудах, например, историков IX-X вв. Ибн-Хордадбека есть упоминание отделении кипчакских племён от основной массы, проживающей на Иртыше, и переселении их на запад, в близкое соседство с печенегами. Как известно, пече¬неги на рубеже VII-IX вв. жили в приуральских степях, поэтому и упомянутое переселение кыпчаков многие историки понимают в смысле передвижения их к предгорьям Южного Урала.
С данным сообщением перекликаются сведения китайских источников начала IX в., где говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-бойли, расположенных на расстоянии 30000 ли от Китая. Исследователи пришли к выводу о том, что горами Юйли-Бойли в них подразумевается Южный Урал.
Есть предположения, что в трудах некоторых арабских авторов Х в. Уральские горы упомянуты именем Секлабия. О них, например, пишет ал-Истахри и Ибн-Хаукаль.
Из рассмотренных источников, восходящих к VII-IX вв., видно, что степная зона Южного Урала была заселена тюрко-язычными кочевыми племенами кыпчаков (огузов) и рассматривалась как составная часть обширной территории государства кимаков. В непосредственной близости от них в предгорной части Южного Урала жили башкирские племена.
В 842-847 гг. через территорию, заселённую башкирами, проез¬жал арабский путешественник Саллам Тарджеман. Судя по сохранившимся сведениям, она находилась на расстоянии 27 дней пути от столицы хазар Итиля в устье р. Волги, что примерно соответ¬ствует Южному Уралу.
Особенно ценны сведения о башкирах ибн-Фаллана проезжавшего через страну башкир в 922 г. в составе посольства Багдадского халифа к волжским болгарам. Согласно его дневниковым записям, «страна башкир» из числа тюрок» находилась в пространстве между средним течением Урал (Яик) на юге и Большой Черемшан на севере. Южнее Яйка т кочевали гузы что полностью подтверждает достоверность упомянутых выше письменных источников IX-X вв. Земли севернее Большого Черемшана принадлежат волжским болгарам.
Как показывают многочисленные исследования, эта река являлась пограничной зоной между башкирами и болгарами на протяжении всего X-XV вв. Таковой она осталась и вплоть до XVII в. Примечательно, что в Среднем Поволжье известно около 2000 памятников Болгарского государства и южная их граница на левобережной Волге резко обрывается по р. Б. Черемшан. На востоке такой пограничной линией была р. Шешма. Учитывая эти археологические данные о локализации южной границы Волж¬ской Болгарии, можно предположить, что уже к 922 г. граница между башкирами и болгарами, равно как между башкирами и гузами /кыпчаками/, была исторически сложившейся.
Ибн-Фадлан в своём описании страны башкир не уточняет ни её размеры, ни восточные границы. Но этот пробел легко воспол¬няется сочинениями его современника_Джейхани. Он знает о двух .группах башкир — внутренних и внешних конкретное расстояние от внутренних башкир до г. Булгар в днях путешествия — 25 дней. Сведения о внешних и внутренних (лесо-степных, лесных) башкирах повторяют ещё аль-Балхи (IX в.) и Истахри. Эти уточнения не оставляют сомнения в том, что основная часть страны баш¬кир приходилась к горам и предгорьям Южного Урала.
Важным источником о башкирах IX-X вв. служит труд.-историка XII века Идриси; он выполнен на основе сочинений арабских историков IX-X вв., поэтому отражает историческую действитель¬ность этого времени. Страну башкир информаторы Идриси помещают вблизи гор Южного Урала, откуда вытекает единственная река, впадающая в Каспийское море с севера. Многие современные историки убеждены в том, что в данном случае Идриси за верховье р. Волги принял р. Каму, а затем Белую с истоками р. Уфы, Юрюзани. Такую идентификацию подтверждает расположение на изгибе реки города Болгара, находящегося как раз напротив устья р. Камы, на берегу Волги.
Идриси сообщает о существовании в стране башкир трёх городов — Каракия, Касра и Масра и повторяет сведения Джей-хани о расстоянии в днях пути от внутренних башкир к болгарам и печенежским /Жигулёвским/ горам и другие подробности о башкирах. Эти данные подтверждают авторы XI в. Гардизи и выдаю¬щийся тюрколог-лингвист Махмуд Кашгарский. В своей классификации тюркских языков язык башкир он отнёс к числу самых крупных. В картографической части его труда башкиры размещены где-то между Уральскими горами и р. Иртыш, вблизи кыпчаков.
Точное совпадение территории Южного Урала с Исторической Башкирией IX-X вв. позволяет рассматривать все археологические памятники этого времени и последующих веков, открытые на этой территории (караякуповская культура), как принадлежащие башкирам. Богатые их материалы служат надёжным источником для изучения истории и культуры самых ранних башкир. Именно этого не хватало всем работам, написанным ранее на эту тему.

Общее число известных сейчас памятников башкир IX-X вв. около 100, территориально покрывающих весь Южный Урал. Но основная часть этих памятников всё-таки расположена южнее турбаслинских и бахмутинских и занимает положение между ними и широкой степью. Эта часть края археологически наиме¬нее изучена, особенно в плане поселений; поэтому указанное выше число открытых памятников отнюдь не показатель степени всего богатства культуры башкир IX-X вв.
Около половины открытых памятников составляют поселения. Однослойных среди них немного. К ним относятся Караяку-повское, Старо-Калмашевское, Чатринское, Таптыковское, Куш-наренковское, Чукраклинское городища, а также Удельно-Дува-нейское, Сасыкульское, Давлекановское и другие (всего 14). По площади городища небольшие (в среднем не превышают 1000 м) и занимают высокие мысы или вершины возвышенностей, укреп¬лены одним-двумя невысокими валами и рвами. Селища распо¬лагаются на берегах рек и озёр. Мощность культурных слоев на поселениях не превышает 30—60 см. На поселениях отсутствуют следы жилищ или каких-либо хозяйственных сооружений. По-видимому, все постройки у башкир были наземными. Но зато есть яркие находки, связанные с хозяйственной деятельностью. Сюда относятся каменные жернова из 2 х известняковых плит с Караякуповского городища и Удельно-Дуванского селища. На Караякуповском городище ещё найдены обугленные зёрна полбы. Среди находок есть глиняный тигель, глиняная льячка, куски шлака и крица, железный рыболовный крючок, ложкарь и др. вещи.
Культура башкир лучше представлена материалами курганов. Судя по ним, для башкирских племён IX-X вв. характерны зем¬ляные курганы диаметром 8-10 м, высотой 40-60 см, насыпанные над мелкими простыми могилами. Изредка сооружались глубокие могилы с широкой ступенькой вдоль одной длинной стены. Одно-временно широко практиковались захоронения на уровне древнего горизонта с последующим насыпанием кургана над ними. Вблизи могил, а также в их заполнении часто встречаются следы ритуаль¬ных захоронений коня шкуры, головы и четырёх ног.
На дне могил сооружались невысокие срубы из 3-4 венцов, а дно, стенки и верх сруба прикрывались несколькими слоями бересты. Для этой цели слои бересты сшивались, что подтверждается сохранившимися следами швов на них.
Другим важным признаком внутреннего устройства могил является широкое применение гробов из тщательно обработанных досок для погребения умерших. Остатки подобных гробов чётко прослежены в I и II Бекешевских, Хусаиновских и ряде других курганных могильниках. Курганы, однотипные по устройству и составу находок вышеуказанным, в последние годы открыты на территории Челябинской области.
Установлено, что дно гробов устилалось войлоком, грубой шерстяной материей и циновкой. Все гробы имели чёткие следы обугления снаружи, хотя никаких остатков кострищ в ямах не обнаружено. Это редкое явление можно объяснить только тем, что гробы перед опусканием в могилу предварительно обжигались на огне.
Смысловое значение частичного сожжения гробов передопус: кадием в могилу, очевидно, состоит в том, что они имитировали обряд трупосожжения, широко распространенный у некоторых групп кочевых племен Южной Сибири эпохи раннего средневековья. Кремацию, например, знала часть тюрков, она была знакома племенам IX-X вв. Тувы, омского и казахстанского Прииртышья и других районов этого региона. На многочисленных примерах установлена важная черта положения умерших: они лежат вытянуто, на спине, со связанными ногами. Ноги связывались восьмёркообразной петлёй из ремня, сплошь украшенного серебрянными накладками. На основании указанных примеров можно заключить, что во всех курганах Южного Урала IX-X вв. (может быть и позже) умерших хоронили со связанными ногами. Редкость археологических фактов здесь, видимо, объясняется тем, что ноги могли связывать верёвкой или материей, которые бесследно истлевают. Обычай связывания ног умерших, по мнению исследователей, был распространен в прошлом почти повсеместно и преследовал цель, чтобы покойник не мог встать и принести вред оставшимся в живых. Есть случаи привязывания рук к туловищу при помощи поясного ремня.
Умерших хоронили в нижней и верхней одежде, о чём свидетельствуют многочисленные остатки головных уборов, куски шёлковой, шерстяной и холщевой материи.
К числу важных элементов культуры ранних башкир относится распространенный обычай укладывать на гробы седельные и уздечные наборы. Редко в этих целях рядом с могилой выкапывались особые ямы-тайники, примером чему служит яма 1 из Ямаши-Тауского кургана 2, где лежали седельные и уздечные наборы. Тайник, по-видимому, имелся в Ишимбаевском кургане. Вблизи погребения 1, на глубине 1 были найдены богато украшен¬ные серебрянные седельные и уздечные наборы и ряд мелких предметов.
В курганах богато представлены предметы вооружения: ранние типы сабель, ножны к ним, которые богато украшены серебряными обкладками и фигурными скобами — петлями. Есть колчаны для стрел, лучники — кожаные футляры для лука, боевые топоры.
Оригинальны седельные наборы, куда относятся высокие арочные или 8-образные стремена, детали от деревянной основы самого седла. Задняя и передняя луки седла богато декорировались серебрянными пластинами. Примечательно, весь набор ремня седла и узды пышно украшается серебряными, иногда позолоченными накладками, а на узлах — кругло-рамчатыми и прочих форм накладками — тройчатками.
На манер седельным и уздечным ремням серебряными наклад¬ками богато украшались поясные ремни, которые составляют одну из характерных особенностей культуры башкирских племён IX-X вв. Пояса имели длинные подвески, спускающиеся спереди и сзади на бедре.
Этнографические особенности культуры ранних башкир не менее богато представлены в составе женских украшений. Среди них есть различные типы накосников с конскими и арочными Шумящими подвесками на длинных ремешках или бронзовых, или серебряных цепочках. Оригинальны шейные украшения — ожерелья бусин. Последние насаждались в 4-5 ниток различной длины, а по середине располагались большие серебряные подвески с ушками в виде стилизованных изображений головы лошади и других форм. Разнообразны серьги, перстни, браслеты, нагрудные подвески. К числу редких находок относятся серебряные пластины — наглазницы, наложенные на глаза умершим. В составе ожерелий есть и серебряные арабские и хорезмийские монеты. Башкиры поддерживали тесные торговые связи с народами Средней Азии, откуда получали различные дорогие ткани, остат¬ки которых найдены в курганах. Например, в одном из Ямаши-Тауских курганах бнаружено 5 сортов согдийского шёлка.
Уникальными являются скульптурные фигуры человека из кам¬ня. По своим особенностям они являются копией каменных скульптур, широко распространенных в степях Южной Сибири, Казахстана и Центральной Азии.

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

 
| Напечатать | Комментарии (0)
[8 ноября 2008] | Просмотров: 2714 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • Уральские гробницы
  • Хозяйство и общественный строй башкир IX—XII вв
  • Хозяйство и общественный строй башкир IX—XII вв
  • Башкиры под властью золотоордынских ханов
  • Бронзовый век на Южном Урале

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 
      В аквапарке Планета запрещено проносить еду, так как они заставляют посетителей покупать втридорога в самом аквапарке 
      Бывшему участнику Башкирского чата Азамату Кильдигушеву окончательно отказали в возвращении в Россию 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Судьба человека: Рустэм Хамитов "Объект готов на 99%, поэтому если мы не завершим его строительство — прощения не будет. " 
      «По сути снимали сливки»: Радий Хабиров пообещал вернуть Башкирии имущество, переданное без конкурса 
      Азамат Галин о Радии Хабирове 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .