Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
    
Календарь

Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
Декабрь 2017 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Башкирия IX-XIII вв.

Новости » История
Первые сведения о башкирах и их образе жизни, верованиях мы находим в письменных источниках IX-X вв. Посол багдадского халифа к царю волжских булгар Ибн-Фадлан, совершивший в начале X в. (922 г.) путешествие к волжским булгарам, сообщает о территории, занятой башкирами, приводит ряд интересных данных об их верованиях. Он описывает башкир как народ воинственный, ведущий кочевой образ жизни.

Арабский писатель Абу Сайд аль-Балхи пишет о том, что одно из двух башкирских племен жило «близ булгар» по соседству с «гузами-куманами». В XI в. известный ученый средневекового Востока Махмуд Кашгари включил башкир в число «двадцати главных и первоначальных тюркских народов».

Известно, что в X-XIII вв. западная часть башкир входила в состав Булгарского ханства.

Сохранились историко-этнографические сведения о существовании у башкир в IX-XII вв. и своих государственных образований, в том числе Союза башкирских племен под предводительством Масимхана. Среди упоминаемых в письменных источниках имен башкирских ханов IX — начала XIII вв. самое раннее (около IX в.) — хан Башкорт. Башкирские шэжэре сообщают, что в 20-х гг. XIII в. в Стране башкир правили могущественные ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шэжэре Муйтен-бия перечислены более 10 его предков — знатных ханов. Их правление приходится примерно на IX-XII вв.

Государственное образование могло быть и у южных башкир. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора.

Только при этом условии башкиры могли развиваться как самостоятельный народ в соседстве с грозными хазарами, булгарами, гузами и кимаками.

С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с исламом начинают распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.

Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями — ханствами.

Во времена Золотой Орды на территорию Башкортостана хлынули группы кочевых племен. Башкиры были обложены ясаком, состоящим из дорогих мехов, меда и прочих; были обязаны нести воинскую службу. Тогда же башкиры получили такие атрибуты рода и племени, как тамга, оран (боевой клич), дерево и птицу.

Башкиры не раз поднимались на борьбу против монголо-татарских захватчиков. Об этом свидетельствуют такие легенды, как «Акман-Токман», «Биксура», «Последний из Сартаева рода».

Территория Башкортостана неоднократно становилась ареной столкновения армий противоборствующих сторон в Золотой Орде. Одно из самых крупных сражений произошло в 1391 г. в башкирских степях на р. Кундурча. В этом сражении принимал участие великий Тимур, который наголову разбил войска золотоордынского военачальника Тохтамыша, что было началом конца Золотой Орды.

Золотая Орда как государство сложилась с четкими социальными принципами. В нем существовали развитые феодальные отношения. Пребывание башкир в составе этого государства способствовало формированию у них типично феодального сословно-иерархического общества во главе с ордынским ханом. Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения, следили за пополнением нукеров ханскому войску и т.п. Аналогичные функции над башкирами в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи — представители правящего дома.

Правосудие осуществляли монгольские, позднее мусульманские судьи. В то же время у башкир были сильны и институты обычного права.

В башкирском обществе в роли крупных феодалов выступали родо-племенные вожди. На государственной службе они выступали в роли темников, тысячников и сотников.

Вся территория их расселения была разделена между улусными владениями и практически превратилась в кочевья ордынских царевичей и их ближайшего окружения. В результате башкирские племена лишились лучших своих земельных владений и были расселены на худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей, монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов, грабежом скота и других ценностей. Это привело к заметному разрушению производительных сил и общему обнищанию народа.

Все это разрушало сложившуюся экономическую жизнь башкир. Но они сохранили свою этнокультурную самобытность и этническое самосознание. Процесс культурного и этнического развития башкир в золотоордынский период не был прерван.

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

 
| Напечатать | Комментарии (1)
[30 октября 2008] | Просмотров: 2233 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • Древние тюрки Евразии. Великое переселение народов.
  • История Башкортостана в XX веке:
  • Венгерские племена у башкир
  • Знакомства на башкирских сайтах
  • Башкирский китаец едет на Олимпиаду на лошади

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 
      В аквапарке Планета запрещено проносить еду, так как они заставляют посетителей покупать втридорога в самом аквапарке 
      Бывшему участнику Башкирского чата Азамату Кильдигушеву окончательно отказали в возвращении в Россию 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Судьба человека: Рустэм Хамитов "Объект готов на 99%, поэтому если мы не завершим его строительство — прощения не будет. " 
      «По сути снимали сливки»: Радий Хабиров пообещал вернуть Башкирии имущество, переданное без конкурса 
      Азамат Галин о Радии Хабирове 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .